Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

5-27 328
Аннотация

Статья посвящена анализу ключевых вызовов, которые в настоящее время стоят перед глобальной экономикой, а также проявлению этих проблем в России. Речь идет об усилении этатизма и популизма, о нарастании социальной и политической поляризации, повышении роли национальной повестки по отношению к глобальной при торможении (но не сворачивании) глобализации, об усилении внимания к вопросам национальной безопасности, что непосредственно влияет на экономическую политику, а также о социально-экономических и политических последствиях распространения цифровых технологий, включая их влияние на рынок труда. Рассматриваются перспективы, характер и источники вероятного в будущем экономического кризиса, а также возможности отдельных мер антикризисной политики, включая вопросы «современной денежной теории» (modern monetary theory). На этой основе обсуждаются вопросы экономической политики современной России.

28-45 114
Аннотация

В статье обсуждаются неоднозначные результаты использования ключевых показателей эффективности (key performance indicator — KPI) в сфере государственного управления. Теоретические исследования последних десятилетий коренным образом изменили представления о желательности задания сильных стимулов. Стимулирующие воздействия чреваты негативными контрактными экстерналиями, сопряженными с ослаблением усилий агента по реализации слабо измеримых, соответственно не вознаграждаемых задач, а также с «работой на показатель». Особенно сомнительным представляется применение сильных стимулов в сфере государственного управления, поскольку функцией государства в современной научной литературе обычно считается не столько формирование сильных стимулов, сколько их ослабление.

                                                      

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

47-62 128
Аннотация

В статье рассматривается изменение приоритетов государственной поддержки для крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности на фоне кризисов 2008—2009 и 2014—2015 гг. На данных трех опросов, проведенных в 2009, 2014 и 2018 гг., с помощью logit-регрессий выделяются факторы получения предприятиями финансовой и организационной поддержки от государства на разных уровнях власти. Анализ показывает, что по сравнению с 2007—2008 гг. в 2012—2013 гг. в промышленности заметно сократилась доля фирм, получавших господдержку, при ее одновременной концентрации на предприятиях, имеющих лоббистский ресурс (участие государства в собственности и членство фирм в бизнес-ассоциациях). В 2016—2017 гг. масштабы господдержки начали восстанавливаться. При этом на всех властных уровнях поддержка оказывалась фирмам, которые осуществляли инвестиции и помогали властям в социальном развитии региона, а фактор участия государства в собственности стал незначимым. В статье предлагается возможное объяснение выявленных сдвигов в критериях предоставления господдержки.

63-83 110
Аннотация

В статье анализируются направленность и эффекты воздействия основных инструментов поддержки промышленных предприятий: прямого бюджетного финансирования, налоговых льгот, государственных институтов развития. На основе анализа эмпирических данных микроуровня рассматривается типовой «портрет» компании — получателя господдержки. Изучаются основные эффекты в деятельности таких компаний. Показано, что, с одной стороны, происходит реаллокация ресурсов к инновационно активным компаниям, компаниям-экспортерам. С другой стороны, отмечает ся ориентация господдержки на крупные компании, компании с государственным участием, компании, замкнутые на госсектор. Последнее может быть связано с меньшей инновационной активностью частных компаний (скорее всего, вследствие ухудшения бизнес-климата), а также с их осторожностью в использовании господдержки из-за возникающих при этом рисков. Выявлено, что все инструменты способствуют в той или иной степени росту выручки компаний, однако на региональном уровне поддержка больше связана с задачами стабилизации занятости и сохранения производства закупаемой государством продукции. Наиболее позитивные и целостные изменения происходят в компаниях, получивших поддержку государственных институтов развития. Налоговые стимулы выступают инструментом, открытым для «молодых» фирм и компаний, внедряющих новую для мира инновационную продукцию: в этом смысле они комплементарны другим инструментам и значимы для формирования целостной экосистемы.

84-97 78
Аннотация

Опрос руководителей 1716 промышленных компаний России, проведенный в 2018 г., показывает различия в оценках вероятности потерять собственность в результате рейдерского захвата. В статье проанализированы факторы, которые влияют на субъективный уровень защищенности от силового давления на бизнес. Показано, что крупные компании с политическими связями могут эффективно пользоваться судебным механизмом для защиты своих интересов. Небольшие компании без политических связей, избегающие участия в судах и достаточно незаметные, также чувствуют себя довольно защищенными. Наибольшие риски для себя видят компании, имеющие не удачный опыт участия в судебных разбирательствах. В качестве дополнительного механизма защиты они участвуют в работе деловых ассоциаций.

________________________

98-114 89
Аннотация

В статье рассматриваются условия, необходимые для ускорения роста производительности труда в России в ближайшей перспективе. Анализируется вклад малых и средних предприятий в динамику производительности труда. Показано, что для положительного эффекта важно не столько увеличить число малых и средних предприятий, сколько создать условия для их роста, во многом определяемые благоприятным деловым климатом. Ускорение роста производительности труда предполагает усиление перераспределения трудовых и капитальных ресурсов от неэффективных к эффективным предприятиям. В частности, необходимы условия, чтобы вновь входящие на рынок предприятия не консервировались в состоянии небольшой фирмы с низкой эффективностью, а могли активно расти, увеличиваясь в размерах и наращивая производительность труда. В то же время необходимо, чтобы предприятия, исчерпавшие потенциал развития, уходили с рынков, а их сотрудники переходили в быстрорастущие компании.

115-128 82
Аннотация

В статье сделана попытка проанализировать долговой кризис в Португалии — как важнейший компонент Великой рецессии в этой стране — при помощи гипотезы финансовой хрупкости, разработанной Х. Мински. Исследуется выборка из 42 ведущих португальских нефинансовых частных компаний и применявшиеся этими компаниями режимы финансирования в 2001—2017 гг. Показано, что до и в разгар Великой рецессии доля фирм с хеджевым режимом финансирования уменьшалась, а с хрупкими режимами финансирования — увеличивалась. Особое внимание уделено тому, как португальские власти применяли политику строгой экономии для борьбы с долговым кризисом и как впоследствии отошли от принципов этой политики. Показано, что именно после отхода от доктрины строгой экономии португальским нефинансовым частным фирмам удалось в значительной мере стать менее финансово хрупкими.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ

129-140 91
Аннотация

В работе датского социолога У. Бьерга рассматриваются вопросы, связанные с сущностью и происхождением денег, их ролью в современном обществе и экономике. Автор полагает, что ортодоксальные экономисты до сих пор не предложили универсальную теорию денег, и делает вывод о необходимости использовать другие методологические подходы, которые позволят определить, что представляют собой деньги. Бьерг ставит перед собой цель сформулировать оригинальную философскую теорию денег, с помощью которой он предполагает решить многочисленные проблемы денежной теории. Рецензируемое произведение обладает большим креативным потенциалом, мотивирующим исследователей использовать предложенный автором философский подход для познания денег как экономического феномена.

141-150 71
Аннотация

Какова ключевая движущая сила развития денежно-кредитных систем в длительной исторической ретроспективе? Основываясь на обширном историко-экономическом материале и результатах современных исследований, С. А. Андрюшин показывает в своей монографии, что таковой выступает противоборство тенденций к их централизации и децентрализации. В статье рассмотрены аргументы за и против данной точки зрения. В частности, вы двигается тезис о том, что обе тенденции необходимо изучать в контексте сопутствующих политико-экономических факторов и институциональной среды. Поэтому ни централизованные, ни децентрализованные денежно-кредитные системы сами по себе не гарантируют финансовую стабильность и оптимальность монетарной политики, и движение к децентрализации посредством внедрения цифровых валют вряд ли можно считать достаточным для исправления «провалов» современной денежно-кредитной системы.

151-160 77
Аннотация

В книге О. В. Буториной проводится скрупулезный анализ предпосылок становления Европейского валютно-экономического союза, подробно описывается хронология событий, перечисляются факторы развития валютного сотрудничества в регионе и строятся прогнозы о будущем блока. В настоящей статье признается фундаментальность и глубина исследования Буториной и отмечается, что некоторые исторические сюжеты, описанные в книге, могут быть представлены как самостоятельные кейсы для включения в лекционные курсы, в том числе не связанные с международной валютной тематикой. Особый интерес читателя вызовут рассуждения и поиск ответов на вопрос о том, зачем европейцам была нужна валютная интеграция. Безусловно, столь масштабный труд не может не содержать спорных, дискуссионных утверждений.



ISSN 0042-8736 (Print)