Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Вопросы экономики»

«Вопросы экономики» — ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. Основан в 1929 году. Включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК. Индексируется в WoS, Scopus, RePEC, РИНЦ.

 Основные темы публикаций:

  • экономическая теория;
  • профессиональный анализ хода экономических преобразований в России;
  • денежно-кредитная, инвестиционная и структурная политика;
  • социальная сфера;
  • экономика регионов;
  • экономика отраслевых рынков, антимонопольная политика;
  • экономика предприятия, проблемы собственности, корпоративного управления, малого бизнеса;
  • мировая экономика;
  • экономическая история

Аудитория: экономисты-исследователи;  преподаватели и студенты вузов; аналитические подразделения крупных предприятий, корпораций и банков;  руководители федеральных и региональных органов власти, отвечающие за разработку экономической политики.

 

Авторы: ведущие аналитики, крупнейшие представители отечественной и зарубежной экономической мысли.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 11 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 

5-27 322
Аннотация

В статье анализируется совокупная факторная производительность (СФП) российских компаний в 2012–2020 гг. в восьми отраслях: сельском хозяйстве, добыче, обработке, энергетике, водоснабжении, торговле, транспортировке, информации и связи. За рассматриваемый период времени наблюдалась тенденция снижения средневзвешенной СФП российских компаний накопленным итогом. При этом в сельском хозяйстве, добыче, торговле, информации и связи, где рост инвестиций сопровождался усилением внутриотраслевой конкуренции, СФП росла, а в отраслях, где указанного сочетания динамики инвестиций и конкуренции не наблюдалось, СФП снижалась. Почти во всех отраслях, за исключением информации и связи, СФП частных компаний не была выше, чем в компаниях с государственным участием (КГУ) с прямым государственным владением. Более того, в добывающей отрасли указанные КГУ имели более высокую СФП, чем частные организации. Однако на уровне средних и малых компаний СФП частных компаний оказалась более высокой во всех отраслях, за исключением сельского хозяйства и добычи, где устойчивых различий в СФП частных компаний и КГУ не наблюдалось. Также выявлено, что СФП частных компаний и КГУ с прямым государственным владением уступала производительности КГУ с косвенным государственным владением за исключением добычи, где указанные различия были незначимы.

ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 

28-50 232
Аннотация

В статье обсуждается «относительная «цена» специалистов инженерно-технологического профиля относительно альтернативных образовательных и профессиональных специализаций. Анализируется наличие различий в оплате в среднем, вдоль распределения и в зависимости от опыта. Авторы не находят существенных и устойчивых различий ни по одному из этих измерений. Принципиальной новизной работы является декомпозиция профиля зарплат на независимые эффекты опыта, когорты и времени без учета амортизации знаний/навыков и с ее учетом. Данная декомпозиция основана на идеях теории человеческого капитала, и ее эмпирическая реализация использует данные РМЭЗ НИУ ВШЭ. Она показывает преимущество не-инженеров в накоплении человеческого капитала в ходе карьеры, но и более глубокое обесценение знаний и навыков, приобретенных на старте трудовой жизни.

51-64 119
Аннотация

Рассматривается баланс жизни и труда педагогов, так или иначе связанных с репетиторством, который в условиях повышенных требований к их профессионализму становится сложно достижимым. Раскрывается, какие сочетания параметров «труда» и «жизни» в карьерном пути педагога наиболее успешны с точки зрения самооценки рабочей нагрузки и благосостояния. Рассматривается влияние социально-демографических характеристик педагогов на шансы быть удовлетворенными графиком работы. Исследование основано на результатах онлайн-опроса педагогов, проведенного в феврале 2022 г. Выборку составляют педагоги (учителя школ и репетиторы), обращающиеся к образовательным онлайн-платформам и маркетплейсам для поиска основной работы репетитором или по совместительству, а также в информационных целях. Неудовлетворенность графиком работы статистически значимо растет лишь при увеличении нагрузки в школе, что можно объяснить невысокими доходами учителей. При этом удовлетворенность рабочим графиком различается для мужчин и женщин

65-80 238
Аннотация

Проблематика цифровой трансформации рынка труда широко обсуждается в научных исследованиях. В контексте быстрого распространения современных информационных технологий, в частности искусственного интеллекта (ИИ), многие компании неизбежно сталкиваются с трудностями при найме высококвалифицированных кадров. При этом в литературе нет однозначного понимания, какими темпами происходит внедрение ИИ среди различных профессий, а также какие в действительности знания, умения и навыки востребованы работодателями. В данном исследовании анализируются спрос на навыки работников и предлагаемые работодателями зарплаты среди компаний, отраслей и профессий. Основное внимание уделено навыкам ИИ, адаптированы и расширены возможности применения общепринятой эмпирической методологии к российскому рынку труда. Использованы данные компаний и онлайн-вакансийза период с 2007 по 2020 г. и проведен эконометрический анализ спроса на навыки. Показаны стремительный рост спроса на навыки ИИ в России и значительные премии к заработной плате за них. В сочетании с другими навыками эффект от навыков ИИ может исчезнуть. В контексте российского рынка труда спрос на нетехнические навыки в вакансиях, связанных с ИИ, не ведет к предложению более высокой заработной платы работодателями

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

81-108 177
Аннотация

Рассматриваются теория и практический опыт нереволюционного реформирования советской экономики в период с 1921 по 1985 г. Обсуждаются существующие подходы к исследованию истории реформирования советской экономической системы, степень разработанности теории реформ, а также предлагаются новые методологические подходы к этим вопросам. Выделены основные этапы экономических реформ в СССР. Особое внимание уделяетсянэпу как экономической реформе, а также косыгинской реформе 1965 г. Сформулированы три подхода к реформированию советской экономики: через административные меры совершенствования планирования, через поиск ключевого планового показателя, а также через формирование хозяйственного механизма как системы экономических стимулов

109-122 117
Аннотация

В статье систематизированы архивные данные о ценах на бумагу и краскив России за 1710—1780-е годы, рассмотрено развитие их производства в стране, предложены ответы на ряд дискуссионных вопросов экономической истории. Исследование основано на материалах более 160 архивных источников, которые позволили построить временные ряды. Полученная динамика цен ставит под сомнение точку зрения о «революции цен» в России в XVIII в.: резкий скачок цен наблюдался лишь в движении ряда сельскохозяйственных товаров, цены на рассмотренные промышленные товары оставались стабильными. Это позволяет говорить о «ножницах» цен на российском рынке, экономические последствия которых исследованы в статье. В частности, предпринята попытка объяснить причины успеха замещения зарубежной продукции товарами отечественного производства в эпоху Петра I, а также причины технологического отставания позднее

123-140 426
Аннотация

Работа посвящена метафоре «невидимой руки», предложенной Адамом Смитом (1723—1790) и ставшей со временем центральным концептом экономической науки. Во второй части рассматриваются происхождение и история восприятия смитовской метафоры на разных этапах развития экономической мысли. Как ни парадоксально, широкую популярность она приобрела только в середине XX в. благодаря упоминанию в учебнике П. Самуэльсона «Экономика». В трактовке смитовской метафоры современными экономистами можно выделить две главные традиции — неоклассическую и австрийскую. В мейнстриме «невидимая рука» Смита отождествляется с Первой фундаментальной теоремой экономики благосостояния, что выглядит безусловным анахронизмом. Намного больше оснований для сближения понятий «невидимая рука» и «спонтанный порядок», из которого исходят представители австрийской школы. Смиту почти случайно удалось натолкнуться на образное выражение, которое оказалось эвристически крайне продуктивным и прочно вошло в лексикон многих современных дисциплин — от экономики до философии науки

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ 

141-160 202
Аннотация

Обоснованы необходимость и характеристика основных направлений глубокого реформирования экономического образования в России. Существующая модель экономического образования, базирующаяся на абсолютном доминировании неоклассики, даже с учетом происходящей в последнее время частичной реновации последней, не может обеспечить формирование знаний и компетенций, позволяющих не только решать стандартные задачи по рациональному выбору оптимальных траекторий инвестирования и потребления, но и самостоятельно анализировать происходящие трансформации и действовать в качественно изменяющейся экономике, ориентируясь не только на эгоистический частный интерес, но и на решение задач национального и глобального развития. В диалоге с публикацией А. Аузана, А. Мальцева и А. Курдина («Вопросы экономики», 2023, № 10) показано, что предлагаемые изменения необходимы, но недостаточны, лишь в некоторой части учитывают результаты обсуждений и публикаций. Ответ на вызовы, стоящие перед образованием в условиях качественных изменений в экономике и обществе, обусловливает необходимость включить в круг обязательных дисциплин (1) основные концепции в рамках гетеродоксального направления экономической теории, раскрывающих содержание существующих экономических систем, противоречия и закономерности их трансформации, технологический, социальный и политико-культурный контекст экономических процессов; (2) курса «Экономика России»; (3) истории экономики и экономической мысли при (4) существенном сокращении и обновлении содержания курсов микро- и макроэкономики, усилении их социальной, экологической и гуманистической ориентации