Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Вопросы экономики»

«Вопросы экономики» — ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. Основан в 1929 году. Включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК. Индексируется в WoS, Scopus, RePEC, РИНЦ.

 Основные темы публикаций:

  • экономическая теория;
  • профессиональный анализ хода экономических преобразований в России;
  • денежно-кредитная, инвестиционная и структурная политика;
  • социальная сфера;
  • экономика регионов;
  • экономика отраслевых рынков, антимонопольная политика;
  • экономика предприятия, проблемы собственности, корпоративного управления, малого бизнеса;
  • мировая экономика;
  • экономическая история

Аудитория: экономисты-исследователи;  преподаватели и студенты вузов; аналитические подразделения крупных предприятий, корпораций и банков;  руководители федеральных и региональных органов власти, отвечающие за разработку экономической политики.

 

Авторы: ведущие аналитики, крупнейшие представители отечественной и зарубежной экономической мысли.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 12 (2020)
Скачать выпуск PDF

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

5-23 14
Аннотация
Замедление экономического роста в мире отмечалось еще в 2019 г., а в начале 2020 г. оно усилилось вследствие пандемии коронавируса. Масштабный спад экономической активности из-за закрытия многих ведущих экономик отразился на всех странах, нарушив привычный образ жизни и механизмы бизнеса. Регуляторы и правительства были вынуждены в экстренном порядке применить широкий набор мер поддержки. При этом первопричины текущего кризиса лежат вне экономической или финансовой сферы, что делает его непохожим на предыдущие. Неопределенность дополняется тем, что принципиально изменяются традиционные отношения в экономике и в обществе. Нарушаются сложившиеся глобальные цепочки поставок, начинает меняться характер трудовых отношений, все больше практикуется режим удаленного доступа. Экономики утрачивают способность функционировать как самодостаточные системы и требуют новых мер поддержки. По состоянию на конец 2020 г. вероятность второй волны пандемии достаточно высока, при этом ее длительность и масштабы пока неясны, и перспективы дальнейшего развития мировой экономики становятся все менее определенными, а масштабы и механизмы стабилизации ситуации — все более разноплановыми и нестандартными.

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

24-40 10
Аннотация

Исследование посвящено анализу хронической, или длительной бедности российского населения в 2010-е годы. Для получения оценок уровня хронической бедности использовалось модифицированное определение Евростата. Уровень и факторы хронической бедности оцениваются на сбалансированной панели РМЭЗ НИУ ВШЭ с учетом «осыпания» выборки, что позволяет учесть выбывшие из выборочного наблюдения домашние хозяйства. Основные факторы попадания домохозяйств в ловушку длительной бедности — наличие детей, безработица, проживание в сельской местности, частое употребление алкоголя. Риск хронической бедности ниже, если у членов семьи имеется опыт ведения своего бизнеса или в семье есть лица пенсионного возраста. По мере взросления детей снижается вероятность хронической бедности. Из этого состояния при прочих равных условиях крайне бедным семьям выбраться сложнее. Исследование факторов остроты хронической бедности показало, что они во многом схожи с факторами ее вероятности, а декомпозиция остроты на хроническую и временн ую составляющую обнаружила характеристики, по-разному влияющие на эти компоненты. В работе отмечено, что для снижения рисков хронической бедности необходимо увеличить охват лиц, находящихся в этом состоянии, мерами государственной поддержки на основании социального контракта. Оказание комплексной помощи хронически бедным семьям и социальное сопровождение этих семей будут способствовать развитию их человеческого капитала и снижению уровня хронической бедности населения.

41-61 10
Аннотация

На основе данных мониторинга социального самочувствия населения, реализованного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2015—2019 гг., проанализированы ожидания, оценки и адаптационные стратегии различных групп населения России во второй половине 2010-х годов. Показаны этапы восприятия «новой реальности»: от ожидания быстрого выхода на траекторию позитивного развития к росту алармистских настроений, а затем — к распространению стабилизационного тренда. Выявлены формы адаптационного поведения: наиболее массовой и быстро воспроизводимой стала экономия на всех видах расходов, что привело к снижению уровня и качества жизни разных социальных групп. Однако со временем сформировались и на основе использования человеческого капитала распространились адаптационные практики, связанные с трудовой и финансовой активностью. Проанализированы характеристики и интегральные оценки социального самочувствия населения страны. Полученные данные показывают, что вследствие ограниченного потенциала позитивной социальной динамики возрастают социально-экономические риски, вызванные текущими эпидемиологическими проблемами.

62-79 10
Аннотация

В работе исследуется влияние федеральной регуляторной нагрузки на динамику бедности в России. Для субъектов Российской Федерации по данным за 2008—2018 гг. были рассчитаны индексы федеральной регуляторной нагрузки на экономику с учетом отраслевой структуры выпуска (валового регионального продукта) и уровня регуляторной жесткости федеральных нормативно-правовых актов, применяемых в отношении видов экономической деятельности. Оценки эмпирических спецификаций теоретической модели для уровня бедности с включением макроэкономических и институциональных факторов показывают, что упорядочение нормотворческой активности и ограничение регуляторной жесткости вновь принимаемых федеральными органами власти нормативных актов способствуют статистически значимому снижению уровня бедности в российских регионах. Упразднение 10% требований, имеющихся в российской нормативной базе федерального уровня, в рамках «регуляторной гильотины» может способствовать выходу из состояния бедности порядка 1,1—1,4 млн человек.

80-103 7
Аннотация
В статье исследуется один из основных индикаторов достаточности пенсионного обеспечения — коэффициент замещения. Обоснована важность использования данного показателя для управления пенсионной системой. Предложена методология определения теоретических и эмпирических коэффициентов замещения с учетом особенностей российской системы обязательного пенсионного страхования. Представлены результаты проведенных на разработанной авторами модели теоретического коэффициента замещения расчетов, согласно которым в текущих условиях коэффициент замещения для работника с медианной заработной платой и средним стажем составляет более 40%, что соответствует международным критериям достаточности пенсий по данному индикатору. Однако при более высокой заработной плате, например равной средней и выше, наблюдается отставание от уровня большинства стран ЕС. Результаты моделирования показывают, что в 2002—2018 гг. усиливалась дифференциация размеров пенсий и коэффициентов замещения в зависимости от заработной платы. Прогнозные расчеты на период до 2050 г. выявили следующие тренды: снижение коэффициентов замещения у получателей минимальных и медианных зарплат, примерная стабилизация применительно к средним и рост у получателей высоких зарплат. Приведены примеры использования теоретического коэффициента замещения для анализа пенсионной системы в части влияния на уровень пенсий: участия в формировании пенсионных накоплений, валоризации, конкретного периода страхового стажа и др.
104-124 20
Аннотация

Анализируются цифровая грамотность пожилого населения и цифровизация предприятий — важные показатели конкурентоспособности — в странах ЕС. Методология исследования базируется на данных Евростата и показателях сводного индекса цифровизации экономики и общества, разработанных Еврокомиссией. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют об отставании цифровизации предприятий и населения в странах с пере ходной экономикой от развитых стран ЕС. Цифровая грамотность пожилого населения остается самой низкой и отстает от цифровой грамотности более молодого населения. При этом чем выше в стране доля предприятий с высоким уровнем цифровизации, тем больше в ней, как правило, доля пожилого населения с базовым уровнем цифровой грамотности.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

125-140 9
Аннотация
Анализируются аргументы сторон в дискуссии о роли институтов в возникновении современного роста и выявляются существенные недостатки как институционализма, так и его критики. К ним относятся: стремле ние остаться в рамках экономики как «чистой» эмпирической науки, хотя междисциплинарный характер проблемы модернизации, социологическая и социально-философская принадлежность этой теории требуют выхода на междисциплинарный и метатеоретический уровень; рассмотрение модернизации в конечной стадии (формирование институтов и переход к современному экономическому росту), тогда как необходим анализ социальных трансформаций на ее ранних этапах — в период появления городов как центров ремесла и торговли, расширения городских рынков, роста влияния и независимости торгово-ремесленного класса; ограничение теории понятиями «экономический рост» и «институты». Необходимо вернуть категории «социальные отношения» значение, какое ей придавалось в марксистской экономической теории. Если речь идет об описании долговременных исторических трансформаций, чем и является модернизация, то ее вытеснение из экономической мысли и замещение «институтами» неэффективно: понятия «структуры/отношения» и «институты» не идентичны.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ

141-152 9
Аннотация

Социальный характер российского государства закреплен в Конституции РФ, а потому представляет собой значимый институциональный факт, но социальное государство не стало реальностью во многих сферах российского общества. Отмечается различие подходов к трактовке социального государства философов и экономистов, хотя взгляды последних, особенно сторонников «моральной экономики», сближаются с более широким философским подходом. Утверждается, что для построения как социального государства, так и качественно новой системы национальной безопасности необходим новый подход к иерархии приоритетов этой безопасности.