Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Вопросы экономики»

«Вопросы экономики» — ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. Основан в 1929 году. Включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК. Индексируется в WoS, Scopus, RePEC, РИНЦ.

 Основные темы публикаций:

  • экономическая теория;
  • профессиональный анализ хода экономических преобразований в России;
  • денежно-кредитная, инвестиционная и структурная политика;
  • социальная сфера;
  • экономика регионов;
  • экономика отраслевых рынков, антимонопольная политика;
  • экономика предприятия, проблемы собственности, корпоративного управления, малого бизнеса;
  • мировая экономика;
  • экономическая история

Аудитория: экономисты-исследователи;  преподаватели и студенты вузов; аналитические подразделения крупных предприятий, корпораций и банков;  руководители федеральных и региональных органов власти, отвечающие за разработку экономической политики.

 

Авторы: ведущие аналитики, крупнейшие представители отечественной и зарубежной экономической мысли.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 11 (2021)
Скачать выпуск PDF

ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА 

5-32 489
Аннотация

В 2000—2020 гг. в России наблюдалось замедление экономического роста. Оно сопровождалось торможением развития внутреннего фондового рынка и ухудшением показателей его конкурентоспособности по сравнению c индикаторами рынков других стран. В определенной степени это связано с исчерпанием таких ресурсов роста, как благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на сырьевые товары и приток иностранных инвестиций. Ставка на усиление роли государства в экономике и ориентация финансового регулирования прежде всего на финансовую стабильность пока не принесли ожидаемых позитивных сдвигов в развитии фондового рынка. В качестве основных, но не исчерпывающих, проблем последнего в статье выделены препятствия для роста долгосрочных внутренних сбережений; низкая привлекательность ценных бумаг российских эмитентов для инвесторов с точки зрения параметров доходность/риск; ограниченное число качественных эмитентов в биржевых листингах и слабая конкуренция между финансовыми организациями. По каждой проблеме предложены рекомендации, которые могут быть востребованы при формировании долгосрочной стратегии развития фондового рынка в России.

33-53 357
Аннотация

В работе анализируется влияние динамики розничных финансовых рынков на развитие финансового сектора на годовых данных по 39 странам, включая развитые и развивающиеся, за период 1990—2018 гг. Для этого был построен сводный индикатор развития розничных финансовых рынков и оценены модели для рынка кредитования компаний, фондового и рынка страхования (без учета сегмента страхования жизни), которые среди прочих факторов учитывают влияние сводного индикатора развития розницы. Полученные результаты показывают, что для рассматриваемой выборки стран увеличение глубины розничных рынков — кредитования домохозяйств, страхования жизни, негосударственных пенсионных накоплений, стимулирует развитие нерозничных финансовых рынков — рынка корпоративного кредитования, фондового и рынка страхования (без учета страхования жизни), позволяя сформировать для них ресурсную базу. В то же время перегрев розничного кредитного рынка негативно влияет на устойчивость банковского сектора и приводит к сокращению рынка корпоративного кредитования, а чрезмерно быстрый рост рынка страхования жизни может тормозить развитие других сегментов страхового рынка.

54-70 412
Аннотация

В 2022 г. российские инвесторы впервые получат доступ к неограниченным возможностям глобального финансового рынка. Банк России открывает для них рынок иностранных биржевых фондов — один из основных сберегательных инструментов для домохозяйств. Их экономика отличается от других фондов, паи которых не имеют вторичного обращения. Открытие рынка призвано решить ряд проблем розничных инвесторов: уйти от увлечения отдельными иностранными акциями в сторону портфельной диверсификации, снизить издержки, обеспечить устойчивую доходность, избавиться от агрессивной манеры торговли ценными бумагами, поддержать конкуренцию между управляющими компаниями. В скором времени биржевые фонды могут стать одной из движущих сил финансовых рынков. Однако их бурный рост чреват малоисследованными эффектами.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 

71-88 202
Аннотация

Глобальные экономические вызовы современности нашли отражение в концепции эколого-социального ответственного управления (environmental, social, and governance — ESG). Традиционно эта проблематика разрабатывалась на корпоративном уровне для предприятий и банков, а уровень государства мало затрагивался. Около половины мирового национального дохода перераспределяется через систему государственных бюджетов всех стран, поэтому формирование «зеленых» бюджетов становится неизбежным. Обоснование создания «зеленого» бюджета стало предметом анализа в данной статье. Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), передовой опыт «зеленого» бюджетирования, прежде всего во Франции, а также «зеленые» предпосылки формирования отечественного федерального бюджета доказывают возможность устойчивого экономического роста и реализации Парижских соглашений по климату.

89-107 252
Аннотация

В работе оценены состояние федеральной и внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России на фоне других стран и ее эффекты (последствия). Предложено классифицировать показатели децентрализации, широко применяемые в научных исследованиях, как показатели консолидированного параметра и параметра одного уровня (фискальной автономии). Показатель вертикальной несбалансированности не входит в эти группы и рассматривается отдельно. Несмотря на усиление бюджетной децентрализации в мире, федеральная бюджетная децентрализация (размер бюджетных полномочий органов власти регионов) в России не увеличивается и отстает от большинства других федераций. Однако состояние внутрирегиональной децентрализации (размер полномочий органов местной власти во внутрирегиональных межбюджетных отношениях) намного хуже, поскольку в 2008—2018 гг. местные полномочия существенно сократились, а внутрирегиональная доходная децентрализация минимальная по сравнению с другими федерациями. Это может указывать на недостаточное использование потенциала бюджетной децентрализации для обеспечения эффективности бюджетной системы. Снижение внутрирегиональной децентрализации мог вызывать рост долга субъектов РФ, однако вопрос о факторах ее динамики по-прежнему открытый. Подтверждены благоприятное влияние значимых бюджетных полномочий регионов и муниципалитетов на развитие бизнеса и наличие предела положительного влияния децентрализации на макропоказатели.

108-126 163
Аннотация

Исследованы теория, методология и практика предоставления регионам ресурсов из федерального бюджета на безвозмездной основе с точки зрения развития их бюджетного потенциала. Выявлены четыре методологических подхода (делегирование, сглаживание, точечное управление и стимулирование) к предоставлению межбюджетных трансфертов, их особенности, специфика практической реализации, проблемы и эффекты от использования в России. Проанализированы ключевые показатели динамики предоставления межбюджетных трансфертов российским регионам, показаны результаты межрегионального бюджетного выравнивания. Разработана матрица типологии межбюджетных трансфертов по ключевым критериям их предоставления и сценариям развития бюджетного потенциала. Сделан вывод, что в целях экономического развития территорий приоритетным подходом должно стать стимулирование роста их бюджетного потенциала. Предложен ряд мер по повышению эффективности предоставления бюджетных ресурсов на безвозмездной основе.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ 

127-138 170
Аннотация

В рецензии рассмотрена предложенная Тома Пикетти модель демократического социализма, которая основана на концепции господства общественной и временной собственности и призвана обеспечить справедливое перераспределение мирового богатства, снижение неравенства и широкое участие средних и низших классов в управлении частными фирмами и политическими процессами. В качестве основного инструмента перераспределения назван прогрессивный налог на богатство, который предложено взимать на основании данных всемирного регистра активов и обязывающих международных соглашений о единой налоговой и социальной политике. Полученные средства будут направлены на финансирование базового дохода, личного образовательного и капитального фондов, системы избирательных и благотворительных ваучеров. Главным противником идеи прогрессивного налога на богатство Пикетти считает новую собственническую идеологию современного гиперкапитализма, которая основана на сакрализации частной собственности, непрозрачности международных финансовых потоков и принципе меритократии, восхваляющем миллиардеров и оправдывающем рост неравенства. Проанализирована предложенная спорная трактовка факторов неравенства в современной России.

139-150 174
Аннотация

Авторы вышедшей в 2020 г. в Германии книги  в отличие от большинства исследователей, придерживающихся  антикапиталистических взглядов, не считают капитализм разновидностью или формой проявления  рыночной экономики, которая, по их мнению,  как аутентичная форма общественного порядка противостоит капитализму.  В то же время от иных реформаторских доктрин позицию авторов отличает также акцентирование нравственных требований, которые должны быть предъявлены к акторам рыночной экономики. Экологическая и этическая проблематика  во многом определяют их конкретные предложения по трансформации современной западной экономической системы. Одним из стержневых элементов авторской позиции является требование полной юридической ответственности в отношении всех экономических агентов. Авторы рецензируемого исследования опираются практически на все известные разработки по той тематике, которую затрагивают предлагаемые ими 30 тезисов реформирования, включая новейшие статьи и монографии. Книга однозначно может быть рекомендована российским исследователям макроэкономики и экономической политики.

ПАМЯТИ УЧЕНОГО 

151-159 213
Аннотация

Янош Корнаи был самым выдающимся экономистом социалистического и постсоциалистического лагеря за последние 50 лет. Он был всемирно известным ученым, оставившим после себя огромное наследие в виде работ, опубликованных более чем на 20 языках. Его теория системного неравновесия в централизованном плановом хозяйстве, концепция жестких и мягких бюджетных ограничений и дефицита имели революционное значение для научного толкования процессов производства, распределения и накопления капитала в социалистической экономике. Также следует отметить работу автора по политической экономии социализма. При анализе социалистической системы Корнаи в основном придерживался дескриптивного подхода, а в работах, опубликованных после 1989 г., он сосредоточил свое внимание на теории нормативной экономики, предлагая направления структурных реформ, институционального строительства и экономической политики при переходе от социализма к капитализму. Огромное значение имеет и последняя книга Корнаи, в которой он сравнивает неравновесие, характеризующееся дефицитом при социализме, с неравновесием, характерным для избытка при капитализме. В статье анализируются эволюция теоретической мысли Корнаи и ее влияние на реальные экономические процессы. Также предложены полемические комментарии по поводу толкования экономических и социальных процессов, происходящих в Китае.