Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 1 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-1

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

5-25 205
Аннотация
В статье рассматриваются вклад Ричарда Талера, нобелевского лауреата по экономике 2017 г., в развитие современной поведенческой экономики, ее связь с экспериментальными результатами и эмпирическими исследованиями, а также использование поведеческих моделей для объяснения различных феноменов индивидуального принятия решений, группового взаимодействия, поведения на финансовых рынках и др. Особое внимание уделяется практике применения знаний об особенностях восприятия, суждения и поведения в целях «подталкивания» (nudging) людей к общественно оптимальным решениям (либертарианский патернализм), а также месту поведенческих наук в системе экономического знания.
26-44 164
Аннотация
Классический монетаризм ушел в прошлое. Однако на смену ему пришла новая школа, которая возникла в 2005-2010 гг. под названием«новый» монетаризм. Новое направление достаточно молодо, и область его влияния ограничивается моделированием. На практике в денежно-кредитной политике используются идеи «старого» монетаризма: например, правила денежно-кредитной политики, таргетирование денежного предложения в развивающихся странах и сохранение денег как экономической переменной в денежно-кредитном анализе. Ряд важных принципов монетаризма сохранился в современном макроэкономическом анализе. В частности, обеспечение ценовой стабильности выступает главной, хотя и не единственной целью центрального банка. Для поддержания доверия к денежно-кредитной политике ключевая роль отводится публичным обязательствам ЦБ. Денежно-кредитная политика (а не налогово-бюджетная) рассматривается как главное средство краткосрочной макроэкономической стабилизации.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

45-70 69
Аннотация
В статье предложена модель ретроспективной ( ex-post ) оценки документов планирования в условиях ограниченности исходных данных, апробированная на эмпирическом массиве 67 региональных программ развития государственной службы за период 2003-2016 гг. Рассчитанная в соответствии с показателями этой модели эффективность региональных программ в их совокупности соответствует динамике социально-экономического развития регионов. Выявлено, что в регионах с кризисным состоянием экономики эффективного развития госслужбы не происходит. При этом передовые позиции региона в экономике не приводят автоматически к сопоставимо высоким показателям развития госслужбы. Предложены меры по совершенствованию программно-целевого планирования в России.
71-90 96
Аннотация
В статье анализируются фискальные стимулы на уровне бюджетов субъектов РФ, создаваемые при предоставлении нецелевых федеральных грантов. Расчеты за 2005-2015 гг. показали отсутствие «эффекта липучки», при котором такие гранты повышают локальные общественные расходы на величину больше аналогичных частных вложений. Федеральный грант даже способствует понижению совокупных расходов бюджетов субъектов РФ, порождая негативный фискальный стимул и потерю благосостояния, демонстрируя отрицательный эффект межбюджетных отношений в текущем устройстве бюджетной системы РФ. В зависимости от параметров оценки эффект липучки выявлен для бюджетов субъектов Южного и Северокавказского федеральных округов, отсутствовал в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Вертикальная несбалансированность и использование дотаций на сбалансированность исключены как предполагаемые факторы появления эффекта липучки. Подтверждено влияние неэластичности расходов бюджета-получателя и косвенного налогообложения на возникновение эффекта.
91-103 122
Аннотация
В статье изучается влияние различных видов межбюджетных трансфертов на экономический рост в России. С использованием эконометрического аппарата показано, что российская практика свидетельствует о воздействии некоторых типов межбюджетных трансфертов на экономический рост. Кроме того, подтверждается гипотеза о трансформации структуры региональной экономики под влиянием трансфертов, передаваемых на конкретные цели. В частности, об этом говорит пример отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

104-127 113
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы относительной «черты бедности» и границы высоких рисков бедности, выявления факторов бедности в современной России. Сравнительно новый относительный подход к бедности применим и в России, однако при установлении относительной черты бедности на уровне 0,5 и 0,75 медианы среднедушевых доходов выделяются иные по специфике группы бедных, нежели при классическом абсолютном подходе, основанном на сопоставлении доходов с величиной прожиточного минимума. В случае 0,5 медианы в России выделяется глубокая бедность, связанная преимущественно с незанятостью трудоспособного населения, а при использовании 0,75 медианных доходов - бедность пожилых, выпадающих из поля зрения государственной статистики после доведения размеров пенсий до уровня прожиточного минимума. Показано, что в определении относительной бедности «плохие» рабочие места более значимы, чем «плохой» человеческий капитал. Абсолютная бедность, напротив, больше зависит от человеческого капитала и локальных рынков труда.
128-150 92
Аннотация
В статье предпринята попытка объяснить низкую продолжительность жизни в России, особенно мужчин. Показано, что «негативные инвестиции» в капитал здоровья, в частности курение и отказ от занятий спортом, выступают основной причиной этого явления. Проверяется гипотеза о том, что важнейшей причиной курения и пренебрежительного отношения к занятиям спортом становится массовое нежелание людей просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений. Такое нежелание описывается с помощью понятия инвестиционной близорукости - исключения из рассмотрения будущих результатов, начиная с некоего порогового момента времени. Инвестиционная близорукость рассматривается как важнейшее следствие неверия в будущее, которое, в свою очередь, может порождаться пессимизмом, неуверенностью или укоренившейся психологией «временщика».

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

151-160 81
Аннотация
В статье анализируются вопросы совершенствования механизма государственного регулирования отечественного нефтегазового комплекса, определены задачи и выявлены основные недостатки его функционирования. Предложена методика расчета ренталс как инструмента государственного регулирования, способствующего повышению эффективности недропользования и экономически устойчивому развитию нефтегазового комплекса России.


ISSN 0042-8736 (Print)