БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
В статье рассматриваются взаимосвязь структуры бюджетных расходов и экономического роста, а также методические и практические проблемы при оценке эффективности таких расходов. Отмечается, что особое влияние на экономический рост оказывают «производительные» расходы (на человеческий капитал, социальную и экономическую инфраструктуру, исследования и разработки). Приведен сравнительный анализ результативности и эффективности бюджетных расходов, в том числе «производительных» (на образование и здравоохранение) для группы стран с близким к российскому уровнем экономического развития. Инструментами анализа выступают индикаторы результативности и эффективности, эконометрические модели, а также метод DEA. На их основе построены рейтинги стран по результативности и эффективности бюджетных расходов. Получена относительно скромная оценка результативности исполнения макроэкономических функций бюджета для России по сравнению со странами со сходным уровнем развития; при этом на интегральную оценку и ее компоненты влияет выбор временного периода. При относительно высоких результатах в сфере образования в России низкая результативность и эффективность расходов в области здравоохранения. Кроме того, уровень «производительных» расходов на человеческий капитал в России несколько ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем жизни и в странах ОЭСР, что может негативно повлиять на экономический рост в РФ в средне- и долгосрочной перспективе.
В работе изучается воздействие государственных расходов на базовые компоненты экономической активности — частное потребление и инвестиции; дается его оценка на основе российских данных (за 1995—2017 гг.). Серьезное внимание уделено теоретическим обоснованиям возможного влияния бюджетной политики на экономический рост и его компоненты, а также обзору имеющихся в данной области результатов. Для описания госрасходов выбраны показатели конечного использования ресурсов — госпотребление и госинвестиции. Полученные результаты свидетельствуют в целом о кратко-срочном позитивном влиянии госрасходов на частное потребление и негативном — на частные инвестиции. Выявлена существенная роль изменения макроэкономических условий, отмеченного примерно в середине рассматриваемого периода.
В статье рассматриваются текущее состояние и перспективы развития бюджетов дотационных регионов России (регионов-реципиентов). Под дотационными понимаются регионы, доля безвозмездных поступлений в бюджетах которых превышает 25%. Представлена новая классификация регионов-реципиентов, в которой регионы делятся по степени дотационности, а также по темпам роста налоговых поступлений. На основе анализа межбюджетных трансфертов, получаемых регионами-реципиентами, динамики налоговых поступлений и долговой нагрузки, а также структуры экономики разработаны различные сценарии изменения налоговой системы и определены результаты их реализации для бюджетов регионов-реципиентов.
В статье изучается влияние открытости и прозрачности национальных бюджетов и других индикаторов в сфере государственного управления на положение стран по показателю Индекса человеческого развития (ИЧР). С использованием эконометрического аппарата показано, что наблюдается значимое положительное влияние показателя бюджетной открытости на ИЧР.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Во второй части статьи рассматривается теория лидирующего социально-экономического развития. Показано, как в Западной Европе в результате взаимодействия культурных и институциональных факторов, технического прогресса и уровня благосостояния на каждом этапе эволюции возникали конкретные формы и сочетания трех основных механизмов координации — конкуренции, власти и сотрудничества. Подчеркивается важность идеологии и феномена технического прогресса в формировании институтов экономической и политической конкуренции, способствовавших становлению государства всеобщего благосостояния. Эти изменения и экономический рост создали условия для дальнейшей трансформации гражданской культуры: повышения уровней доверия, толерантности, альтруизма и космополитизма, расширения планового горизонта. Демонстрируются снижение уровня принуждения, встроенного в механизмы власти и конкуренции, и расширение роли сотрудничества. Выдвигается гипотеза о том, что скорость этих процессов зависит от географических факторов. Обсуждается идея мира всеобщего благосостояния.
ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье оценивается влияние опыта предпринимательства на заработную плату наемных работников по данным «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) за 2000—2013 гг. с использованием моделей с фиксированными эффектами и с применением методов фиксированного пятилетнего и гибкого окна. Результаты показали, что переход от предпринимательства к наемному труду сопровождается «штрафом». Темпы роста заработной платы наемных работников с опытом предпринимательства отстают от темпов роста заработной платы работников без опыта предпринимательства. Размер «штрафа» сокращается, если при переходе от предпринимательства к наемному труду работник не меняет профессию.
В работе представлены результаты оценки влияния внутренней миграции населения и человеческого капитала мигрантов на скорость конвергенции регионов России по заработной плате. На данных Росстата за 2002—2016 гг. оценивалась динамическая GMM модель с пространственными эффектами по 77 субъектам Российской Федерации. Результаты показали, что внутренняя миграция населения увеличивает скорость конвергенции регионов по заработной плате. При этом влияние миграции на эту конвергенцию зависит от уровня образования мигрантов.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
В работе исследуется роль нерыночных сигналов обратной связи в современных рыночных экономиках. Теоретической основой оптимального сочетания рыночных и нерыночных сигналов стала теория «голос—выход» А. Хиршмана. Обе рассматриваемые книги составляют практическое приложение к данной теории. В монографии Д. Ле Гранда демонстрируется использование института жалоб в государственном секторе при оказании общественных услуг фирмами и организациями разных форм собственности. В книге Д. Барлоу и К. Меллера показана роль жалоб в успешных рыночных стратегиях в конкурентной среде. В российской экономике всегда использовался нерыночный сигнал обратной связи в виде института жалоб для координации потоков сдач—раздач. Анализ исследований Ле Гранда и Барлоу—Меллера необходим для понимания эволюции административных жалоб в гражданскую форму равноправного диалога с властью.