РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ
По мнению президента фонда ИНДЕМ, ключевым условием модернизации выступает разделение функций между властью и гражданским обществом. Власть обеспечивает целостность и стабильность системы, а гражданское общество - адаптивность к внешним вызовам и внутренним проблемам. В статье проанализированы способы появления институтов с новыми свойствами - эволюция и трансформация. России необходима последняя модернизация, но заимствовать надо не результаты, а способы их достижения. Главной движущей силой этой модернизации должно стать гражданское общество.
Статья посвящена вопросам политической и экономической власти, а также их сочетания. Известные в экономической литературе подходы, в частности теория общественного выбора и теория общественного договора, сопоставляются с предлагаемым автором подходом, в центр которого помещена триада власти. В процессе взаимодействия ее трех сторон, а именно представителей государства, бизнеса, имеющего структурные преимущества, и бизнеса, лишенного таких преимуществ, захватывается и перераспределяется административная рента, что делает возможным сочетание политической власти представителей государства и экономической власти отдельных представителей делового мира. В качестве иллюстрации рассматривается ситуация в области добычи нефти и газа, в розничной торговле и дорожной отрасли.
В статье понятие стратегического эффекта в международных экономических отношениях рассматривается в узком определении - как выгоды, получаемой национальной экономикой от целенаправленной поддержки отраслей, участвующих в международной конкуренции на олигополистических рынках. Анализируется механизм соответствующей конкуренции согласно концепции Дж. Брэндера - Б. Спенсер. Рассматриваются влияние государственной поддержки национальных производителей на состояние олигополистических рынков и возможности проведения соответствующей политики в условиях действующих норм ВТО (на примере авиационной промышленности).
_______________
Статья посвящена сравнению валового внутреннего продукта России и других стран по новым данным, недавно представленным ОЭСР-Евростатом. Экономический потенциал России и уровень ее экономического развития проанализирован в ретроспективе 20 лет с прогнозом на средне- и долгосрочную перспективу. При этом особое внимание уделено новым условиям экономического роста, сложившимся после глобального финансово-экономического кризиса. Обоснована необходимость перехода нашей страны к новой модели социально-экономического развития, обеспечивающей его ускорение.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Во второй части большой работы, посвященной современной поведенческой экономике, рассматриваются нестандартные предпочтения, связанные с альтруизмом и благотворительностью. Кроме того, автор изучает нестандартные убеждения, показывая, как самоуверенность, некорректная оценка вероятностей и экстраполяция прошлого опыта искажают рациональное принятие решений, в том числе и на финансовых рынках.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Последнее десятилетие в России охарактеризовалось взрывным интересом к измерению качества и зрелости институтов. Такие оценки проводятся с помощью межстрановых сопоставлений и экспертных оценок, исследуются корреляции между качеством институтов и уровнем душевого ВВП. Однако подобные оценки возможны только в рамках специфических допущений теории общественного выбора, которые, как правило, не обсуждаются. В настоящей работе предпринимается попытка показать, что теория общественного выбора использует те же представления об экономическом человеке, что и обычная микроэкономика. В силу этого она обладает теми же известными недостатками, что и неоклассическая парадигма.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья посвящена проблемам незаконности молчаливого сговора как формы горизонтальных взаимодействий, ограничивающих конкуренцию. Сравниваются альтернативы определения результатов молчаливого сговора, используемые в российском антимонопольном законодательстве, - согласованные действия и злоупотребление коллективным доминированием в форме назначения монопольно высокой цены, с точки зрения теории и международного применения антимонопольного законодательства. Предлагаются критерии оценки факта отсутствия согласованных действий, анализируется практика применения нормы о согласованных действиях российскими антимонопольными органами. Продемонстрировано, что используемое антимонопольными органами определение согласованных действий создает основания для ошибок I рода - признания незаконными действий хозяйствующих субъектов, которые не ставили своей целью ограничить конкуренцию, не координировали цены, и решения которых не удовлетворяют определению согласованных действий в законе «О защите конкуренции».
В статье обсуждаются проблемы регулирования вертикальных ограничений в России. Вопреки внешней схожести российских норм регулирования вертикальных ограничений и их европейских аналогов, практические результаты их применения разнятся. Причина в том, что сохраняется смешение режимов антимонопольного регулирования горизонтальных и вертикальных соглашений, в частности, запрет вертикальных ограничений на том основании, что они могут иметь антиконкурентные последствия при полном игнорировании их позитивных эффектов. Норма закона «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 11), запрещающая «координацию согласованных действий», подменяет собой прочие нормы регулирования. В статье также приводятся аргументы против расширяющейся практики запрета систем дистрибуции товара через авторизованных дилеров.
Статья посвящена проблеме воздействия судебной системы на развитие конкуренции в России. Рассматриваются роль судов в формировании стандартов доказательства по антимонопольным делам и снижении неопределенности при применении антимонопольного законодательства, а также вопрос о повышении роли частного инфорсмента антимонопольного законодательства. Показано, что влияние российской судебной системы на применение антимонопольного законодательства и развитие конкуренции неоднозначно. С одной стороны, есть ряд положительных эффектов, связанных со снижением неопределенности в применении антимонопольных норм, формированием достаточно высоких стандартов доказательства по большинству антимонопольных дел, реальной состязательностью судебных процессов. С другой стороны, позиция судебных органов по некоторым вопросам, в частности, квалификации молчаливого сговора, ухудшает ситуацию. Существенная проблема - снижение стандартов доказательства по политически мотивированным делам.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы российского машиностроения. Отмечено, что на его состоянии существенно сказались рыночные реформы. Вместе с тем машиностроение выступает фундаментом современной экономики. Несмотря на наличие ряда негативных тенденций и влияние мирового кризиса, отечественная машиностроительная отрасль обладает потенциалом развития и может стать базой модернизации российской экономики.