Политэкономия власти: подходы к анализу отношений между государством и бизнесом в России
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-5-19-33
Аннотация
Статья посвящена вопросам политической и экономической власти, а также их сочетания. Известные в экономической литературе подходы, в частности теория общественного выбора и теория общественного договора, сопоставляются с предлагаемым автором подходом, в центр которого помещена триада власти. В процессе взаимодействия ее трех сторон, а именно представителей государства, бизнеса, имеющего структурные преимущества, и бизнеса, лишенного таких преимуществ, захватывается и перераспределяется административная рента, что делает возможным сочетание политической власти представителей государства и экономической власти отдельных представителей делового мира. В качестве иллюстрации рассматривается ситуация в области добычи нефти и газа, в розничной торговле и дорожной отрасли.
Об авторе
А. ОлейникКанада
PhD, кандидат экономических наук, доцент Мемориального университета, старший научный сотрудник ИЭ РАН
Список литературы
1. Бир С. Кибернетика и менеджмент. М.: URSS, 2006. С. 109-110.
2. Ерзнкян Б. А. Специфика «контрактных» отношений государства и бизнеса в российском топливно-энергетическом комплексе // Montenegrin Journal of Economics. 2006. No 3. P. 139-150.
3. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.
4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.
5. Корнаи Я. Социалистическая система: Политическая экономия коммунизма. М.: Журнал «Вопросы экономики», 2000.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
7. Олейник А. Минимизация упущенных выгод: моделирование взаимодействий государства и бизнеса в России // Вопросы экономики. 2009. № 7. С. 42-61.
8. Олейник А. Н . Доминирование в результате сочетания интересов и бизнес-стратегии в ритейле // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7, № 3. С. 21-44.
9. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.
10. Пивоваров Ю. С. Русская политическая традиция и современность. М.: ИНИОН РАН, 2006.
11. Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах: Избранные труды, 2000-2009 / Ин-т национального проекта «Общественный договор»;сост. А. А. Аузан, А. В. Золотов, А. А. Ставинская, В. Л. Тамбовцев. М., 2010.
12. Полтерович В. М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007.
13. Commons J. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21, No 4. Р. 653-655.
14. Djankov S., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. The Regulation of Entry // Quarterly Journal of Economics. 2002. Vol. 117, No 1. P. 1-37.
15. Etzioni A. The Moral Dimension: Toward a New Economics. N. Y.: The Free Press, 1988.
16. Gaddy C., Ickes B. Resource Rents and the Russian Economy // Eurasian Geography and Economics. 2005. Vol. 46, No 8. P. 559-583.
17. Milgrom P., North D., Weingast B. The Role of Institutions in the Revival of Trade: The Law Merchant, Private Judges, and the Champaign Fairs // Economics & Politics. 1990. Vol. 2, No 1. P. 1-23.
18. Ngo T.-W. Rent-seeking and Economic Governance in the Structural Nexus of Corruption in China // Crime, Law and Social Change. 2008. Vol. 49, No 1. P. 27-44.
19. Oleinik A. Existing and Potential Constraints Limiting State Servants' Opportunism: the Russian Case // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2008. Vol. 24, No 1. P. 156-189.
20. Sack R. Human Territoriality: Its Theory and History. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 20.
21. Simon H. Notes on the Observation and Measurement of Political Power // The Journal of Politics. 1953. Vol. 15, No 4. Р. 500-516.
22. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. N. Y.: Bedminster Press, 1968.
Рецензия
Для цитирования:
Олейник А. Политэкономия власти: подходы к анализу отношений между государством и бизнесом в России. Вопросы экономики. 2011;(5):19-33. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-5-19-33
For citation:
Oleinik A. The Political Economy of Power: Approaches to the Analysis of Relationships between the State and Business in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2011;(5):19-33. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-5-19-33