ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В статье обсуждаются задачи экономической политики России на 2018— 2024 гг. В контексте трендов и условий, которые в значительной мере будут определять характер глобальных процессов на обозримую перспективу, предлагается траектория прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. Обеспечение устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности и каждого человека, каждой семьи и всего общества и государства — центральное положение Стратегии социально-экономического развития России.
МИРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ
История изучения связи экономического роста и социального неравенства восходит к работам С. Кузнеца, А. Аткинсона, П. Кругмана, Дж. Стиглица, Т. Пикетти и Б. Милановича. В данной работе статистический анализ социального неравенства по большой совокупности стран, разбитых на семь кластеров, проведен за период 2000—2016 гг. Как мера неравенства использована доля доходов 10-го дециля. Обнаружена высокая устойчивость уровня неравенства во времени в большинстве групп стран, особенно в наиболее развитых, в частности в англосаксонских. Распределение ключевых социально- экономических и даже политических показателей по кластерам показывает их сильную связь со структурой неравенства в странах. Это позволяет значительно углубить анализ стадий мирового развития.
ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье анализируется взаимодействие пенсионной системы и рынка труда на основе эмпирических исследований, проводимых в странах ОЭСР. Основная задача работы — выявить, как изменение параметров пенсионной системы стимулирует или, напротив, препятствует росту экономической активности и занятости в разных возрастных группах. Анализ международного опыта позволяет предложить рекомендации по реформированию российской пенсионной системы с целью снизить напряженность на рынке труда.
Анализ современных направлений исследования социального развития позволил выделить ресурсный подход как наиболее плодотворный, позволяющий оценить социальную динамику через спектр ресурсных характеристик различных групп населения и их возможностей использовать ресурсы развития в сложившихся экономических и институциональных условиях. На базе проведенного в РАНХиГС социологического опроса удалось количественно оценить материальные и социальные ресурсы населения, а также рассчитать интегральные значения ресурсного потенциала. С точки зрения ресурсной обеспеченности рассмотрены вопросы формирования социальной структуры, определены барьеры на пути расширения российского среднего класса.
КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Опыт последнего десятилетия свидетельствует, что государственная политика по распространению конкурентных процедур размещения госзаказа наталкивается на стремление самих участников закупочного процесса ограничить конкуренцию. Массовый опрос заказчиков и поставщиков, проведенный ИАПР НИУ ВШЭ в 2017 г., показал, что в 2014—2016 гг. около половины заказчиков следовали стратегии заключения контрактов с заранее определенными поставщиками. Разные варианты объяснения распространенности данной практики (оправдание, обвинительный уклон или комбинация оправдательных и обвинительных причин) позволили выделить группы предприятий-поставщиков, которые значимо различаются по типу поведения на рынке госзакупок.
В статье исследуется сектор госзакупок, в котором государственные орга низации выступают и заказчиками, и поставщиками (G2G). Эмпирические данные указывают на конвергенцию контрактных и административных отношений и на риски переноса негативных факторов, ответственных за «провалы рынка», внутрь административной системы, а также на изменение природы государственной организации. Выявлены источники и даны оценки бюджетных потерь в секторе G2G. Выражено сомнение, что замещение рыночных инструментов административными требованиями позволит сохранить целостность контрактной системы в условиях нарастания стратегических вызовов. Предложены меры по корректировке и разгосударствлению контрактных отношений.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
В работе представлены результаты сравнительного анализа характеристик бизнес-моделей платформенных компаний на основе авторской типологии платформ и предложенных параметров бизнес-моделей. Для описания бизнес-моделей платформенных компаний можно использовать ряд параметров, присущих бизнес-моделям традиционных компаний, расширяя их содержание. Однако специфика платформ обусловливает необходимость ввести новый параметр бизнес-модели, отражающий инновационную составляющую, и обсудить способы решения дилеммы монетизации ценности, создаваемой на платформе, без разрушения сетевого эффекта.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Выбор траектории профессионального развития экономистами-исследователями и экономистами-аналитиками сегодня во многом определяется формальными критериями оценки результатов их активности финансирующими организациями. Такая формализованная оценка может искажать стимулы к изучению окружающей реальности и негативно влиять на формирование профессионального сообщества. Поэтому по инициативе Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) в рамках Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ (Москва, 10—13 апреля 2018 г.) был проведен круглый стол, на котором обсуждались эти и связанные с ними вопросы. Модератором выступил президент АНЦЭА А. А. Яковлев.