Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 9 (2004)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2004-9

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

4-24 27
Аннотация

В статье рассматривается весьма актуальный в настоящее время вопрос о пределах государственной нагрузки на экономику. Автор отмечает, что в странах — лидерах экономического роста в XIX в. масштабы налогообложения были минимальными (примерно 8% ВВП). Во время первой мировой войны налогообложение резко увеличивается. Экономический кризис 1930-х годов расширяет масштабы вмешательства государства в экономику. Наиболее быстрый рост налогов наблюдается во время второй мировой войны, а в послевоенный период попыток снизить налоговое бремя почти не предпринимается. Государственная нагрузка на экономику продолжала расти вплоть до конца 1980-х годов (до 50% ВВП и выше), либеральные тенденции смогли лишь остановить рост налогов. В социалистических странах налоговая нагрузка была традиционно высока — на уровне, близком к 50% ВВП, то есть предельным для наиболее развитых стран. В восточноевропейских странах она остается на высоком уровне, в том числе вследствие необходимости выполнять социальные обязательства, присущие странам ЕС. В странах СНГ трансформационный кризис был продолжительнее, налоговое бремя зафиксировалось на более низком уровне. Вопрос о непосредственном влиянии государственных расходов на темпы экономического роста остается пока нерешенным, однако для каждого уровня душевого ВВП существуют пределы налогообложения, при приближении к которым рост тормозится.

ПРЕДПРИЯТИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

25-34 79
Аннотация

Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:

- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;

- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);

- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.

На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России. Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики. Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов — рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.

35-43 16
Аннотация

Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:

- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;

- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);

- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.

На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России. Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики. Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов — рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.

44-52 26
Аннотация

Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:

- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;

- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);

- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.

На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России. Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики. Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов — рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.

53-63 34
Аннотация

Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:

- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;

- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);

- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.

На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России. Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики. Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов — рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.

64-75 25
Аннотация

Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:

- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;

- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);

- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.

На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России. Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики. Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов — рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.

_______________

76-91 13
Аннотация

В последние годы финансовые требования России по отношению к иностранным государствам существенно сократились без заметной отдачи для бюджета страны. В статье рассматриваются различные оценки величины зарубежных финансовых активов и выявляются основные причины, приведшие к их уменьшению. Критически анализируется государственная политика в этой области и предлагаются альтернативные возможности повышения эффективности реализации зарубежных финансовых активов.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

92-112 25
Аннотация

Статья продолжает дискуссию об актуальности идей Маркса для современной России, начатой в 5-м и 6-м номерах журнала статьей Е. Гайдара и В. Мау "Марксизм: между научной теорией и "светской религией"", и продолженной в 7-м номере статьей А. Бузгалина и А. Колганова "Нужен ли нам либеральный марксизм?" В первой части статьи рассматриваются в основном вопросы экономической теории, в особенности расхождений в трактовке понимания категории производственных отношений между Марксом и отечественными учеными. Так, автор обращает внимание на трактовку категории "непосредственный производитель": Маркс под ним понимает капиталиста-предпринимателя, непосредственно принимающего хозяйственные решения и отвечающего за их успех своим имуществом. Кроме того, указывается, что Маркс не закончил работу над вторым и третьим томами "Капитала", причем по всей видимости главную роль здесь сыграла маржиналистская революция. Не последнюю роль в искажении марксова наследия сыграли трудности с переводом ряда терминов на русский язык. По мнению автора, при рассмотрении теории Маркса важна первоначальная установка: при выборе политического подхода на передний план выходит революционная сторона его учения (впрочем Маркс в конце жизни отказался от многих своих идей, назвав "Манифест" "партийными экскрементами двадцатилетней давности"). Научный подход позволит ученому продолжить анализ подчинения труда капиталу, исследовать качественный аспект трудовой теории стоимости.

ЭКОНОМИКА СТРАН АТР

113-122 24
Аннотация

Автор рассматривает тенденции развития торгово-экономического сотрудничества двух стран, делая акцент на расширении и укреплении торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. Сопоставляется участие России и Китая в мировой экономике и анализируется встречная торговля в разрезе основных товарных групп.

123-129 29
Аннотация

Опыт Тайваня в развитии малого и среднего бизнеса привлек внимание международной организации "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", которая провела серию мероприятий по его изучению. В статье рассматриваются история развития малого и среднего бизнеса на Тайване, формы, методы и направления его поддержки со стороны властных структур, а также конкретные успешные примеры. Изучение зарубежного опыта в области развития малого и среднего бизнеса, а также его творческое применение на российской почве являются важным звеном в формировании в Российской Федерации предпосылок для строительства сильного социального государства и общества, основанного на знаниях.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

130-139 22
Аннотация

Во многих странах основное внимание стало уделяться бюджетированию, ориентированному на результат, которое предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и планируемых конечных результатов. В статье представлены основные определения и элементы новой концепции, ее преимущества и история развития. Автор анализирует проблемы применения бюджетирования, ориентированного на результат, в России и в других странах, а также пути их решения.

140-150 17
Аннотация

Статья посвящена вопросам реформирования бюджетных учреждений в сфере российской науки как необходимого условия построения рыночно ориентированной национальной инновационной системы. Анализируются количественные параметры сети бюджетных учреждений науки, направления и характер проводимых государством изменений, предлагаются сценарии ее реформирования. Рассматриваются возможные последствия отложенных реформ и возникающие при этом риски.

ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ



ISSN 0042-8736 (Print)