РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье на примерах показано, что опыт посткоммунистической трансформации и спровоцированные eю академические и прикладные дискуссии оказались полезны для экономической теории мейнстрима. Были, в частности, пересмотрены взгляды на роль государства и социальной политики, институтов и банковской системы в экономическом развитии, по-новому стали рассматриваться эффективность приватизации, зависимость от предшествующего развития и функции политических элит в проведении институциональных реформ. Показано, какие из рекомендаций международных консультантов оказались неадекватны в процессе трансформации и почему.
В статье анализируется процесс формирования институциональной матрицы России с учетом ее предшествующего развития, но в русле законов экономической эволюции. Рассматривается структура и развитие институциональной матрицы раздаточного типа по трем историческим циклам. Показано, что в трансформационных фазах используется рыночная институциональная матрица, маскирующая квазирынок. Автор делает вывод, что выходы из системных кризисов происходили за счет взаимного замещения двух типов институциональных матриц, следствием чего стала циклическая траектория развития России. Обосновано, что современная институциональная матрица обеспечит переход на новый уровень качественного роста только в случае синтеза рыночных и раздаточных механизмов.
ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЖУРНАЛА
Автор утверждает, что Я. Корнаи в своей статье «Инновации и динамизм» (Вопросы экономики. 2012. № 4) не учел понимания социализма как особого типа культуры, а не только экономической системы. Кроме того, показаны глубокие отличия теории Шумпетера от экономических моделей мейнстрима. По мнению автора, эволюционная теория может сама стать мейнстримом, если наследие Шумпетера не будет интерпретироваться прямолинейно и если эволюционисты будут рассматривать не только микро-, но и макроуровень анализа, исследуя макрогенерации капитала различного «возраста».