ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 
В статье анализируются вопросы развития российской экономики в контексте глобальных трендов. Дискуссия о перспективах нового экономического кризиса приводит к выводу об ограниченности макроэкономических инструментов его предотвращения (высокий государственный долг и продолжение в большинстве развитых стран сверхмягкой денежной политики), на что наслаивается отсутствие структурных и институциональных реформ, которые были поставлены в повестку еще в ходе кризиса 2008—2009 гг. Вместе с глобальным кризисом доверия ухудшаются условия международной торговли и надежность резервных валют. В этих условиях в России формируется новая модель экономического роста. Ее важнейшими элементами выступают переход от стимулирования спроса к стимулированию предложения, усиление проектного подхода в государственном управлении на основе сформулированных национальных целей и проектов, сохранение консервативной макроэкономической политики.
ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА 
В статье предпринята попытка обобщить результаты глобальной научной дискуссии в области финансового развития. Выделены и проанализированы четыре направления исследований финансового развития, наиболее значимых как для глобальной экономической дискуссии, так и для российских экспертов: влияние финансового развития на экономический рост; проблема оценки финансового развития; финансовая инклюзия; концепция устойчивых финансов. Отмечено, что два последних направления тесно связаны с концепциями социально-экономического развития: соответственно инклюзивного роста («роста для всех») и устойчивого развития. Обоснована необходимость у читывать последние достижения мировой научной мысли в российской государственной политике в области финансового сектора.
В статье анализируются проблемы применения моделей ценообразования акций на российском фондовом рынке. Новизна исследования заключается в особенностях использованной методологии и содержательных выводах о специфике влияния фундаментальных факторов на ценообразование акций российских компаний. Исследование проведено с применением собственной пятифакторной базовой модели ценообразования на основе выборки максимально полного числа выпусков акций российских эмитентов и продолжительного временного горизонта — с 1997 по 2017 г. В качестве рыночного использован портфель, максимально широкий по набору эмитентов. Мы рассматриваем факторную модель как своего рода универсальный индикатор эффективности выполнения фондовым рынком своих функций. В статье подтверждена значимость факторов широкого рыночного портфеля, размера, ликвидности и, отчасти, моментума (инерции). Однако начиная с 2011 г. значимость факторов стала убывать по мере ухудшения качественных характеристик фондового рынка, обусловленных оттоком иностранных портфельных инвестиций в сочетании с низким уровнем развития внутренних институциональных инвесторов. Выявлен циклический характер действия факторов размера компаний и ликвидности акций. Способность факторов приносить дополнительный доход по акциям повышается преимущественно на стадии падения фондового рынка . Результаты исследования позволяют предполагать, что по мере развития внутренних институциональных инвесторов на российском фондовом рынке стратегии факторного инвестирования могут найти применение как инструмент повышения доходности портфелей инвесторов.
В статье проведен анализ трендов рынка корпоративных облигаций РФ, обозначены его слабые звенья. Впервые эмпирически выявлены детерминанты развития рынков корпоративных облигаций с учетом различной чувствительности к влиянию институциональных факторов по разным группам стран. Выборка включает 28 развитых и развивающихся стран. Получены оригинальные выводы о влиянии институциональных факторов на рынки корпоративных облигаций: в частности, выявлено положительное влияние качества институциональной среды по группе быстрорастущих стран Next11, показана значимость человеческого капитала.
В статье предложен подход к эконометрической оценке рисков финансовой устойчивости российских промышленных компаний. Этот подход учитывает как мировой опыт подобных исследований, так и особенности российских данных, включая относительную редкость события «банкротство» в выборке, ненаблюдаемую проблемность одних компаний и ложную проблемность других. Тестирование разработанного метода на данных большой выборки российских компаний (около 97 тыс. юридических лиц в год, в общей сложности — свыше 1 млн компаний) показало значительное улучшение качества прогнозной силы по сравнению с известными в литературе аналогами. Полученные результаты можно использовать для уточнения мер антикризисной поддержки компаний и отраслей в условиях воздействия различных шоков, а также для оценки перспективных направлений адресной государственной поддержки отраслей промышленности.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 
В условиях ускорения технологического развития и цифровой трансформации экономики влияние интеллектуальной собственности на экономический рост будет возрастать. В статье показано, что формы и способы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности будут меняться в соответствии с возможностями, которые предоставит инфраструктура (производственная, фиксации возникновения, распоряжения, отслеживания использования и защиты интеллектуальных прав) в этой сфере. В России «цифровизация» правовой охраны и использования интеллектуальных прав позволит сформировать частно-государственные платформы для эффективного управления правами. Это привлечет инвесторов в несырьевой сектор экономики и может стать важным драйвером развития цифровой экономики в стране в целом.
Опираясь на работы об уровне оптимального правоприменения, авторы показывают, что многие уголовные дела в экономической сфере, рассмотренные в судах первой инстанции, криминализуют такое поведение, которое не причиняет значимый вред другим или обществу в целом, не имеет значимых негативных экстерналий, является массовым (а правоприменение — избирательным). Наиболее типичные случаи чрезмерной криминализации экономической деятельности охватывают преступления, связанные с нарушением правил ведения бухгалтерского и налогового учета, неисполнением договорных обязательств, несоблюдением правил распоряжения господдержкой и нарушением требований лицензирования.