Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-5-32

Полный текст:

Аннотация

Сбалансированной бюджетной политики В статье проанализированы системность и сбалансированность ранее действовавших и применяемых в настоящее время в России бюджетных правил, то, каким требованиям должно соответствовать эффективное в современных условиях бюджетное правило - позволять адаптировать бюджет к требованиям финансирования структурных преобразований в экономике при сохранении контроля над долгосрочной бюджетной устойчивостью. Однако введенная в июле 2017 г. новая конструкция бюджетных правил, накладывая чрезмерно жесткие ограничения на объем расходов федерального бюджета, не позволит обеспечить необходимый объем расходов для экономического развития и финансирования структурных реформ. В статье обосновывается необходимость последовательной трансформации действующей версии бюджетных правил в сторону конструкции на основе нулевого структурного баланса. Формирование федерального бюджета, сбалансированного на циклической основе, способно обеспечить относительно устойчивый уровень расходов независимо от волатильности цен на нефть и фазы экономических циклов, реализовать контрциклический характер бюджетной политики и снизить уязвимость бюджета к внутренним и внешним шокам. Эффективность предлагаемого бюджетного правила проверена моделированием на данных за 2007-2016 гг. В частности, при переходе на предлагаемое правило со второй половины 2000х годов удалось бы сдержать рост расходов федерального бюджета, обусловленный антикризисными мерами 2009 г., снизить уровень государственного долга и накопить суверенные резервы в объеме до 25% ВВП. Предлагаемое правило предъявляет повышенные требования к качеству макроэкономического и бюджетного прогнозирования.

Об авторах

А. Л. Кудрин
Санкт-Петербургский государственный университет ; фонд «Центр стратегических разработок»
Россия
к. э. н., проф. Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Совета фонда «Центр стратегических разработок» (Москва)


И. А. Соколов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия
к.  э.  н., завлабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)


Список литературы

1. Власов С., Дерюгина Е., Власова Ю. (2013). Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах // Вопросы экономики. № 3. С. 33-49

2. Гурвич Е., Соколов И. (2016). Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. № 4. С. 5-29

3. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С. (2012). Макроэкономические предпосылки реализации новой модели роста // Вопросы экономики. № 9. С. 4-24

4. Кудрин А. (2006). Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. № 8. С. 4-16

5. Кудрин А. (2011). Бюджет модернизации экономики России // Финансы. № 1. С. 3-10

6. Кудрин А., Соколов И. (2017). Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. № 9. С. 5-27

7. Мамедли М. (2015). Гипотеза перманентного дохода, недальновидность потребления и ограничения ликвидности в России // Журнал экономической теории. № 4. С. 49-57

8. Шагас Н., Перевышин Ю. (2013). Эконометрическое исследование факторов экономического роста (моделирование влияния государственных расходов на динамику ВВП). Препринт РАНХиГС. http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/ p176/546a3ce9b526f.pdf

9. Alesina A., Passalacqua A. (2015). The political economy of government debt. NBER Working Paper, No. 21821.

10. Aschauer D. (1989). Is public expenditure productive? Journal of Monetary Economics, Vol. 23, No. 2, pp. 177-200.

11. Barro R. J. (1990). Government spending in a simple model of endogenous growth. Journal of Political Economy, Vol. 98, No. 5, pp. 103-126.

12. Cordes T., Kinda T., Muthoora P., Weber An. (2015). Expenditure rules: Effective tools for sound fiscal policy? IMF Working Paper, No. WP/15/29.

13. Geier A. (2011). The debt brake - The Swiss fiscal rule at the federal level. Working Paper of the FFA, No. 15.

14. Enders R., Walter D. (2015). Trends and univariate decompositions. In: Applied econometric time series (3rd ed.). New York: Wiley, pp. 247-270.

15. Hodrick R., Prescott Ed. C. (1997). Postwar U.S. business cycles: An empirical investigation. Journal of Money, Credit, and Banking, Vol. 29, No. 1, pp. 1-16.

16. IMF (2009). Fiscal rules: Anchoring expectations for sustainable public finances. Washington, DC.

17. Ravn M., Uhlig H. (2002). On adjusting the Hodrick-Prescott filter for the frequency of observations. Review of Economics and Statistics, Vol. 84, No. 2, pp. 371-380.

18. Schick A. (2003). The role of fiscal rules in budgeting. OECD Journal on Budgeting, Vol. 3, No. 3, pp. 7-34.

19. Valdes R.O., Engel Ed. M. (2000). Optimal fiscal strategy for oil exporting countries. IMF Working Papers, No. 00/118.

20. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации»


Для цитирования:


Кудрин А.Л., Соколов И.А. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики. Вопросы экономики. 2017;(11):5-32. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-5-32

For citation:


Kudrin A., Sokolov I. Fiscal rules as an instrument of balanced budget policy. Voprosy Ekonomiki. 2017;(11):5-32. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-5-32

Просмотров: 102


ISSN 0042-8736 (Print)