Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 7 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

5-50 1243
Аннотация

На обсуждение участников круглого стола были вынесены следующие вопросы: может ли помочь опыт восстановления российской экономики после кризисов 1998 и 2008 гг. сегодня; какие отрасли российской экономики были драйверами роста в предшествующее десятилетие и могут ли они выполнять эту роль в ближайшие годы; какими могут быть темпы роста российской экономики в 2021 г. и почему; как можно скорректировать национальные проекты, нацеленные на стимулирование роста. Кроме того, в ходе подготовки материалов круглого стола к печати его участники выделили ключевые факторы, определяющие динамику производительности труда и производства в России, предложили способы поддержки экономики в период «коронакризиса», сформулировали меры экономической политики, способные ускорить рост российской экономики.

_______________

51-74 224
Аннотация

В статье представлены основные результаты сценарных прогнозных расчетов, составивших базу для разработки Стратегии долгосрочного развития экономики Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, включая анализ возможного национального вклада России в сфере контроля за выбросами парниковых газов, оценку затрат, выгод и влияния на ВВП. Низкоуглеродная трансформация экономики России представлена как потенциальный драйвер экономического роста со значительным потенциалом рыночных ниш для низкоуглеродной продукции к середине века. Альтернативы переходу на низкоуглеродную модель роста экономики мира нет. Отставание в этой технологической гонке означает угрозу безопасности и технологической отсталости России.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

75-91 286
Аннотация

В статье обобщен более чем двадцатилетний опыт социокультурных исследований экономического развития. Описаны основные подходы к изучению социокультурных факторов в экономике, а также ключевые современные тренды в эмпирических исследованиях (в том числе в связи с выявлением причинно-следственных связей). Разобраны ключевые открытые вопросы в социокультурных исследованиях, включая соотношение культуры и институтов, проблему измерения культурных различий внутри страны, а также изучения культуры в динамике. Показана связь исследований культуры и социального капитала. Сформулированы ключевые тезисы социокультурной экономики как исследовательского направления.

92-107 141
Аннотация

В статье рассматриваются роль доверия в экономике, механизмы его накопления и возможности использования как одного из факторов роста в будущем. Анализируются преимущества и недостатки измерения уровня обобщенного доверия с помощью альтернативных вопросов — о доверии людям в целом и о доверии незнакомым людям. Приведены результаты анализа данных, демонстрирующих динамику уровня обобщенного доверия у российской молодежи, которые получены в рамках исследования, проведенного Институтом национальных проектов в 10 регионах России. Показано, что в процессе обучения в вузе значимых изменений в доверии людям в целом не происходит. При этом уровень доверия к незнакомым падает, что может негативно сказаться на уровне доверия в стране в целом и на развитии экономики в будущем. Обсуждаются возможные причины наблюдаемых тенденций и роль, которую в этом играют университеты. Поставлен вопрос о связи между уровнем образования и обобщенным доверием в странах с разным качеством институциональной среды.

 

108-126 316
Аннотация

Проанализированы различия между российскими регионами по социокультурным характеристикам Г. Хофстеде. Кратко рассмотрены наиболее распространенные подходы к измерению культуры, а также опыт использования методологии Хофстеде для проведения кросс-региональных исследований в других странах и в России. Рассмотрены основные методологические сложности социокультурных измерений на региональном уровне, предложены подходы к их преодолению. На основе опроса студентов в 27 российских вузах зафиксированы межрегиональные различия по характеристикам индивидуализма и избегания неопределенности. Регионы Поволжья оказались более коллективистскими относительно других регионов, по мере движения на восток индивидуализм увеличивается (наиболее индивидуалистичны Сибирь и Дальний Восток). Результат устойчив в разных эконометрических моделях. Обсуждаются возможности использования региональных социокультурных особенностей на практике и перспективные направления дальнейших исследований.

127-141 175
Аннотация

В статье рассматривается неэффективное равновесие российских неформальных институтов, блокирующее экономическое развитие. Возможности выхода из неэффективного равновесия ограничены спецификой социальных норм, которые воспроизводятся в том числе в системе высшего образования. Высшее образование — один из наиболее эффективных каналов трансляции социальных норм. Согласно гипотезе о социализации Р. Инглхарта и гипотезе о «впечатлительных годах» П. Джулиано и А. Спилимберго, период, когда формируются ценности и поведенческие установки, приходится на раннюю взрослость — с 18 до 25 лет. В статье на основании данных лонгитюдного социологического исследования студентов российских вузов, проведенного в 2014—2016 гг. в 10 регионах России, продемонстрировано изменение социальных норм по мере обучения в университете. Показано, что у российских студентов за время этого обучения повышается лояльность к оппортунизму и нарушению правил.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

142-155 121
Аннотация

В статье представлен анализ практик инициативного бюджетирования в пяти регионах РФ — Алтайском и Ставропольском краях, Кировской, Тверской и Тульской областях. Инициативное бюджетирование — технология вовлечения граждан в принятие решений о расходовании бюджетных средств — находится на стыке формальных и неформальных институтов: оно включено в систему государственных и муниципальных финансов и опирается на социальные связи и механизмы коммуникаций в местных сообществах. В статье показано, что инициативное бюджетирование стало системной управленческой практикой в исследуемых регионах, которая используется для распределения средств между муниципальными образованиями на конкурсной основе. Выявлены особенности программ с участием граждан, сделаны выводы о зависимости между типами проектов и софинансированием, о специфике стимулирования вовлечения сообществ в процесс принятия общественных решений.



ISSN 0042-8736 (Print)