

Воспроизводство социальных норм в России
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-127-141
Аннотация
В статье рассматривается неэффективное равновесие российских неформальных институтов, блокирующее экономическое развитие. Возможности выхода из неэффективного равновесия ограничены спецификой социальных норм, которые воспроизводятся в том числе в системе высшего образования. Высшее образование — один из наиболее эффективных каналов трансляции социальных норм. Согласно гипотезе о социализации Р. Инглхарта и гипотезе о «впечатлительных годах» П. Джулиано и А. Спилимберго, период, когда формируются ценности и поведенческие установки, приходится на раннюю взрослость — с 18 до 25 лет. В статье на основании данных лонгитюдного социологического исследования студентов российских вузов, проведенного в 2014—2016 гг. в 10 регионах России, продемонстрировано изменение социальных норм по мере обучения в университете. Показано, что у российских студентов за время этого обучения повышается лояльность к оппортунизму и нарушению правил.
Об авторах
А. В. ЗолотовРоссия
Золотов Антон Владимирович, руководитель отдела прикладных исследований
Москва
Н. А. Припузова
Россия
Припузова Надежда Анатольевна, ген. директор Института национальных проектов, аспирант экономического факультета МГУ
Москва
Список литературы
1. Аджемоглу Д., Робинсон Д. А. (2015). Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ.
2. Аузан А. А. (2013). Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. № 3. С. 266—286. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286
3. Аузан А. А., Авдиенкова М. А., Андреева Д. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А., Бутаева К. О., Вебер Ш., Давыдов Д. В., Золотов А. В., Никитин К. М., Никишина Е. Н., Припузова Н.А., Ставинская А. А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. М.: Центр стратегических разработок.
4. Аузан А. А., Никишина Е. Н. (2013). Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. № 4. С. 48—57.
5. Бахтигараева А. И., Ставинская А. А. (2020). Сможет ли доверие стать фактором роста экономики? Динамика уровня доверия у российской молодежи // Вопросы экономики. № 7. С. 92—107. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-92-107
6. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. (2011). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человeчества. М.: Институт Гайдара.
7. Полтерович В. (2004). Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность, № 3. С. 5—16.
8. Полтерович В. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. Т. 35, № 2. С. 3—19.
9. Уэйнгаст Б. Р. (2009). Почему развивающиеся страны так сопротивляются верховенству закона? // Прогнозис. № 2. C. 135—163.
10. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. (2001). The colonial origins of comparative development: An empirical investigation. American Economic Review, Vol. 91, No. 5, pp. 1369—1401. https://doi.org/10.1257/aer.91.5.1369
11. Aghion P., Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. (2010). Regulation and distrust. Quarterly Journal of Economics, Vol. 125, No. 3, pp. 1015—1049. https://doi.org/10.1162/qjec.2010.125.3.1015
12. Alesina A., Giuliano P. (2015). Culture and institutions. Journal of Economic Literature, Vol. 53, No. 4, pp. 898—944. https://doi.org/10.1257/jel.53.4.898
13. Charron N., Rothstein B. (2016). Does education lead to higher generalized trust? The importance of quality of government. International Journal of Educational Development, Vol. 50, рр. 59—73. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2016.05.009
14. D’Agostino M. J. (2006). Social capital: Lessons from a service-learning program. Parkville: Park University International Center for Civic Engagement.
15. Dairova K., Jumakulov Z., Ashirbekov A. (2013). Government support for student mobility: The case of Kazakhstan’s international scholarship program “Bolashak”. In: Global trends in higher education and their impact on the region: Conference proceedings. Astana: Eurasian Higher Educations Leaders Forum, pp. 92–100.
16. Easterly W., Levine R. (2003). Tropics, germs, and crops: How endowments influence economic development. Journal of Monetary Economics, Vol. 50, No. 1, pp. 3—39. https://doi.org/10.1016/S0304-3932(02)00200-3
17. Engel C. (2011). Dictator games: A meta study. Experimental Economics, Vol. 14, No. 4, pp. 583—610. https://doi.org/10.1007/s10683-011-9283-7
18. Gan N. (2020). Rule of law crisis, militarization of citizen security, and effects on human rights in Venezuela. European Review of Latin American and Caribbean Studies, No. 109, pp. 67–86. https://doi.org/10.32992/erlacs.10577
19. Giuliano P., Spilimbergo A. (2013). Growing up in a recession. Review of Economic Studies, Vol. 81, No. 2, pp. 787—817. https://doi.org/10.1093/restud/rdt040
20. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2016). Long-term persistence. Journal of the European Economic Association, Vol. 14, No. 6, pp. 1401—1436. https://doi.org/10.1111/jeea.12177
21. Inglehart R. (2008). Changing values among western publics from 1970 to 2006. West European Politics, Vol. 31, No. 1—2, pp. 130—146. https://doi.org/10.1080/01402380701834747
22. Knack S., Keefer P. (1997). Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. Quarterly Journal of Economics, Vol. 112, No. 4, pp. 1251—1288. https://doi.org/10.1162/003355300555475
23. Magnus J. R., Polterovich V. M., Danilov D. L., Savvateev A. V. (2002). Tolerance of cheating: An analysis across countries. Journal of Economic Education, Vol. 33, No. 2, pp. 125—135. https://doi.org/10.1080/00220480209596462
24. Polishchuk L., Natkhov T. (2012). Institutions and the allocation of talent. Higher School of Economics Research Paper, No. WP BRP 15.
25. Rodrik D., Subramanian A., Trebbi F. (2004). Institutions rule: The primacy of institutions over geography and integration in economic development. Journal of Economic Growth, Vol. 9, No. 2, pp. 131—165. https://doi.org/10.1023/B:JOEG.0000031425.72248.85
26. Weil F. D. (1994). Book Review of Putnam’s “Making democracy work: Civic traditions in modern Italy”. Contemporary Sociology, Vol. 23, No. 3, pp. 373—374. https://doi.org/10.2307/2075319
Рецензия
Для цитирования:
Золотов А.В., Припузова Н.А. Воспроизводство социальных норм в России. Вопросы экономики. 2020;(7):127-141. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-127-141
For citation:
Zolotov A.V., Pripuzova N.A. Reproduction of social norms in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2020;(7):127-141. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-127-141