Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Существует ли региональная социокультурная специфика в России? Возможности использования социокультурного подхода в экономике

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-108-126

Полный текст:

Аннотация

Проанализированы различия между российскими регионами по социокультурным характеристикам Г. Хофстеде. Кратко рассмотрены наиболее распространенные подходы к измерению культуры, а также опыт использования методологии Хофстеде для проведения кросс-региональных исследований в других странах и в России. Рассмотрены основные методологические сложности социокультурных измерений на региональном уровне, предложены подходы к их преодолению. На основе опроса студентов в 27 российских вузах зафиксированы межрегиональные различия по характеристикам индивидуализма и избегания неопределенности. Регионы Поволжья оказались более коллективистскими относительно других регионов, по мере движения на восток индивидуализм увеличивается (наиболее индивидуалистичны Сибирь и Дальний Восток). Результат устойчив в разных эконометрических моделях. Обсуждаются возможности использования региональных социокультурных особенностей на практике и перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова


JEL: B410; D910; Z100; Z130

Об авторах

В. А. Брызгалин
Институт национальных проектов; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Брызгалин Виктор Аркадьевич, вед. специалист отдела прикладных исследований Института национальных проектов, аспирант экономического факультета МГУ

Москва



Е. Н. Никишина
Институт национальных проектов; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Никишина Елена Николаевна, к. э. н., директор по стратегическому развитию Института национальных проектов, доцент экономического факультета МГУ

Москва



Список литературы

1. Антонов Е. В., Аузан А. А., Брызгалин В. А., Вороненко В. А., Золотов А. В., Никишина Е. Н., Припузова Н. А., Трухачев С. А. (2019). Социокультурные факторы инновационной активности населения. М.: Институт национальных проектов; Российская венчурная компания.

2. Аузан А. А., Авдиенкова М. А., Андреева Д. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А., Бутаева К. О., Вебер Ш., Давыдов Д. В., Золотов А. В., Никитин К. М., Никишина Е. Н., Припузова Н. А., Ставинская А. А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. М.: Центр стратегических разработок.

3. Аузан А. А., Никишина Е. Н. (2013). Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. № 4. С. 48—57.

4. Вебер Ш., Давыдов Д. (2017). Социально-экономические эффекты языкового разнообразия // Вопросы экономики. № 11. С. 50—62. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-50-62

5. Дубицкая В. (2015). Капитализм под копирку: Иллюзии эффективных менеджеров. М.: Альпина Паблишер.

6. Зубаревич Н. В. (2012). Современная Россия: география с арифметикой // Отечественные Записки. Т. 46. № 1. С. 55—64.

7. Кузнецова О. (2013). Пирамида факторов социально-экономического развития регионов // Вопросы экономики. № 2. C. 121—131. https://doi.org/https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-2-121-131

8. Латов Ю. В., Латова Н. В. (2007). Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г . Хофстеда // Мир России. № 4. С. 43—72.

9. Латов Ю. В., Латова Н. В., Николаева С. И. (2005). Повседневная теневая экономика и национальная экономическая ментальность в современной России: взаимосвязь индексов Г. Хофстеда и индикаторов теневой экономической деятельности. М.: Директмедиа Паблишинг.

10. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. (2007). Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ—ВШЭ.

11. Никишина Е. Н. (2015). Культурный капитал как фактор неопределенности и трансакционных издержек // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 5. C. 3—21.

12. Полтерович В. (2001). Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. № 3. С. 24—50. https://doi.org/10.1001/jama.285.12.1649

13. Полтерович В. М. (2007). Стратегии институциональных реформ, или Искусство реформ (Препринт WP10/2007/08). М.: ГУ—ВШЭ. https://www.hse.ru/data/2010/05/06/1216457943/WP10_2007_08f.pdf

14. Стародубровская И. В. (2015). Как бороться с радикализмом молодежи на Северном Кавказе? // Общественные науки и современность. № 6. C. 84—96.

15. Тамбовцев В. Л. (2018). Инновации и культура: важность методологии анализа // Вопросы экономики. № 9. С. 70—94. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-9-70-94

16. Ядов В. А. (2002). Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. Вып. 2. С. 349—363.

17. Alesina A., Devleeschauwer A., Easterly W., Kurlat S., Wacziarg R. (2003). Fractionalization. Journal of Economic Growth, Vol. 8, No. 2, pp. 155—194. https://doi.org/10.1023/A:1024471506938

18. Algan Y., Cahuc P. (2010). Inherited trust and growth. American Economic Review, Vol. 100, No. 5, pр. 2060—2092. https://doi.org/10.1257/aer.100.5.2060

19. Bazzi S., Fiszbein M., Gebresilasse M. (2017). Frontier culture: The roots and persistence of ”rugged individualism” in the United States. NBER Working Paper, No. 23997. https://doi.org/10.3386/w23997

20. Beugelsdijk S., Maseland R. (2010). Culture in economics: History, methodological reflections and contemporary applications. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511761539

21. Carree M., Van Stel A., Thurik R., Wennekers S. (2007). The relationship between economic development and business ownership revisited. Entrepreneurship & Regional Development, Vol. 19, No. 3, pр. 281—291. https://doi.org/10.1080/08985620701296318

22. Castellani M. (2018). Does culture matter for the economic performance of countries? An overview of the literature. Journal of Policy Modeling, Vol. 41, No. 4, pp. 700—717. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2018.06.006

23. Chen Y., Podolski E. J., Veeraraghavan M. (2017). National culture and corporate innovation. Pacific-Basin Finance Journal, Vol. 43, pр. 173—187. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2017.04.006

24. Dincer O. C., Uslaner E. M. (2010). Trust and growth. Public Choice, Vol. 142, Article number 59. https://doi.org/10.1007/s11127-009-9473-4

25. Eberhard D. M., Simons G.F., Fennig C. D. (eds.) (2020). Ethnologue: Languages of the world. 23 rd ed. Dallas, TX: SIL International.

26. Fritsch M., Sorgner A., Wyrwich M., Zazdravnykh E. (2019). Historical shocks and persistence of economic activity: Evidence on self-employment from a unique natural experiment. Regional Studies, Vol. 53, No. 6, pр. 790—802. https://doi.org/10.1080/00343404.2018.1492112

27. García-Cabrera A. M., García-Soto M. G. (2008). Cultural differences and entrepreneurial behaviour: An intra-country cross-cultural analysis in Cape Verde. Entrepreneurship and Regional Development, Vol. 20, No. 5, pр. 451—483. https://doi.org/10.1080/08985620801912608

28. Gennaioli N., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. (2014). Growth in regions. Journal of Economic Growth, Vol. 19, No. 3, pр. 259—309. https://doi.org/10.1007/s10887-014-9105-9

29. Gorodnichenko Y., Roland G. (2011). Individualism, innovation, and long-run growth. PNAS, Vol. 108, Suppl. 4, pр. 21316—21319. https://doi.org/10.1073/pnas.1101933108

30. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2004). The role of social capital in financial development. American Economic Review, Vol. 94, No. 3, p. 526—556. https://doi.org/10.1257/0002828041464498

31. Hofstede G. (2001). Culture’s consequences: Comparing values, behaviors and organisations across nations. 2 nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage.

32. Hofstede G., Garibaldi de Hilal A. V., Malvezzi S., Tanure B., Vinken H. (2010). Comparing regional cultures within a country: Lessons from Brazil. Journal of Cross-Cultural Psychology, Vol. 41, No. 3, pp. 336—352. https://doi.org/10.1177/0022022109359696

33. House R. J., Hanges P. J., Javidan M., Dorfman P. W., Gupta V. (2004). Culture, leadership and organizations: The GLOBE study of 62 societies. Thousand Oaks, CA: Sage.

34. Inglehart R. (1990). Culture shift in advanced industrial society. Princeton University Press.

35. Licht A. N., Goldschmidt C., Schwartz S. H. (2007). Culture rules: The foundations of the rule of law and other norms of governance. Journal of Comparative Economics, Vol. 35, No. 4, pр. 659—688. https://doi.org/10.1016/j.jce.2007.09.001

36. Meade N., Islam T. (2006). Modelling and forecasting the diffusion of innovation— A 25-year review. International Journal of Forecasting, Vol. 22, No. 3, pр. 519—545. https://doi.org/10.1016/j.ijforecast.2006.01.005

37. Minkov M. (2018). A revision of Hofstede’s model of national culture: Оld evidence and new data from 56 countries. Cross Cultural and Strategic Management, Vol. 25, No. 2, pр. 231—256. https://doi.org/10.1108/CCSM-03-2017-0033

38. Minkov M., Hofstede G. (2012). Is national culture a meaningful concept? Cultural values delineate homogeneous national clusters of in-country regions. Cross-Cultural Research, Vol. 46, No. 2, pр. 133—159. https://doi.org/10.1177/1069397111427262

39. Obschonka M., Stuetzer M., Gosling S. D., Rentfrow P. J., Lamb M. E., Potter J., Audretsch D. B. (2015). Entrepreneurial regions: Do macro-psychological cultural characteristics of regions help solve the “knowledge paradox” of economics? PloS One, Vol. 10, No. 6, e0129332. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0129332

40. Putnam R. D., Leonardi R., Nanetti R. Y. (1994). Making democracy work: Civic traditions in modern Italy. Princeton University Press.

41. Rajh E., Budak J., Anić I.-D. (2016). Hofstede’s culture value survey in Croatia: Examining regional differences. Drustvena Istrazivanja, Vol. 25, No. 3. https://doi.org/10.5559/di.25.3.02

42. Rodrik D. (2008). Second-best institutions. American Economic Review, Vol. 98, No. 2, pр. 100—104. https://doi.org/10.1257/aer.98.2.100

43. Schwartz S. H. (1994). Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values. In: U. Kim, H. C. Triandis, Ç. Kâğitçibaği S.-C. Choi, G. Yoon (eds.). Cross-cultural Research and Methodology Series, Vol. 18: Individualism and collectivism: Theory, method, and applications. Sage Publications. pp. 85–119

44. Schwartz S. H. (2012). An оverview of the Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture, Vol. 2, No. 1 pр. 1—20. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116

45. Schwartz S. H. (2014). National culture as value orientations: Consequences of value differences and cultural distance. In: V. A. Ginsburgh, D. Throsby (eds.). Handbook of the economics of art and culture, Vol. 2, pp. 547—586. Elsevier. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-53776-8.00020-9

46. Semian M., Chromý P. (2014). Regional identity as a driver or a barrier in the process of regional development: A comparison of selected European experience. Norsk Geografisk Tidsskrift-Norwegian Journal of Geography, Vol. 68, No. 5, рp. 263—270. https://doi.org/10.1080/00291951.2014.961540

47. Shane S. (1993). Cultural influences on national rates of innovation. Journal of Business Venturing, Vol. 8, No. 1, pр. 59—73. https://doi.org/10.1016/0883-9026(93)90011-S

48. Sun G., D’Alessandro S. W., Johnson L., Winzar H. (2014). Do we measure what we expect to measure? Some issues in the measurement of culture in consumer research. International Marketing Review, Vol. 31, No. 4, pр. 338—362. https://doi.org/10.1108/IMR-03-2012-0055

49. Tabellini G. (2010). Culture and institutions: Economic development in the regions of Europe. Journal of European Economics Association, Vol. 8, No. 4, pp. 677—716. https://doi.org/10.1111/j.1542-4774.2010.tb00537.x

50. Taras V. (2008). Catalogue of instruments for measuring culture. Calgary, AB: University of Calgary.

51. Van Bavel J. J. et al. (2020). Using social and behavioural science to support COVID-19 pandemic response. Nature Human Behaviour, Vol. 4, pp. 460—471. https://doi.org/10.31234/osf.io/y38m9


Для цитирования:


Брызгалин В.А., Никишина Е.Н. Существует ли региональная социокультурная специфика в России? Возможности использования социокультурного подхода в экономике. Вопросы экономики. 2020;(7):108-126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-108-126

For citation:


Bryzgalin V.A., Nikishina Е.N. Is there a regional culture in Russia? Opportunities of using a sociocultural approach in economics. Voprosy Ekonomiki. 2020;(7):108-126. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-108-126

Просмотров: 494


ISSN 0042-8736 (Print)