Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Измерение культурного кода компании: теория, эмпирика, применение

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-74-96

Аннотация

Представлен институциональный подход к изучению корпоративной культуры компании. Исследование восполняет пробел, связанный с отсутствием системного подхода к измерению культуры компаний, который был бы сопоставим с макроуровневыми моделями и учитывал бы специфику российского делового контекста. Проведен анализ существующих эволюционных и дискретных методик измерения корпоративной культуры, описана методика оценки культурного кода компании. Представлены характеристики модели корпоративной культуры и результаты ее апробации в двух крупных российских компаниях. Описаны подходы к учету культуры на микроуровне. Проведенное исследование демонстрирует, что методика позволяет зафиксировать вариативность культурных профилей как между отраслями, так и внутри компаний, подтверждая отсутствие универсального «идеального» типа культуры и обосновывая важность ее адаптации под специфику деятельности и формальные институты, действующие в компании.

Об авторах

А. А. Аузан
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Институт национальных проектов
Россия

Аузан Александр Александрович – д. э. н., проф., декан экономического факультета МГУ; научный руководитель Института национальных проектов

Москва



В. А. Брызгалин
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Институт национальных проектов
Россия

Брызгалин Виктор Аркадьевич – сотрудник экономического факультета МГУ; эксперт ИНП

Москва



Е. Н. Никишина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Институт национальных проектов
Россия

Никишина Елена Николаевна – к. э. н., доцент экономического факультета МГУ; директор по стратегическому развитию ИНП

Москва



А. А. Ставинская
Институт национальных проектов
Россия

Ставинская Александра Александровна – к. э. н., главный специалист ИНП

Москва



Список литературы

1. Аузан А. А. (2024). Индивидуализм и коллективизм: два культурных ядра России // Философские науки. Т. 67, № 4. С. 11—26. https://doi.org/10.30727/0235- 1188-2024-67-4-11-26

2. Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А., Золотов А. В., Никишина Е. Н., Припузова Н. А., Ставинская А. А. (2020). Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка // Вопросы экономики. № 7. С. 75—91. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-75-91

3. Аузан А. А., Богомолова А. Б., Кокорев Р. А. (2025a). Индекс развития финансовой культуры: подходы к формированию и измерению // Деньги и кредит. Т. 84, № 3. С. 94—114.

4. Аузан А. А., Ведяхин А. А., Брызгалин В. А., Никишина Е. Н., Спектор С. В. (2025b). Связь корпоративного культурного кода с эффективностью работы компании: эмпирические данные // Российский журнал менеджмента, [в печати.

5. Аузан А. А., Никишина Е. Н. (2013). Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. № 4. С. 48—57.

6. Бетина О. Б. (2007). Корпоративная культура как инструмент управления организационным поведением (на примере вуза). Дисс. ... д-ра экон. наук, С.-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.

7. Григорьев Л. М., Майхрович М. Я. (2023). Теории роста и реалии последних десятилетий (вопросы социокультурных кодов — к расширению исследовательской программы) // Вопросы экономики. № 2. С. 18—42. https://doi.org/10.32609/0042-8736- 2023-2-18-42

8. Никишина Е. Н. (2015). Культурный капитал как фактор неопределенности и трансакционных издержек // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 5. С. 3—21. https://doi.org/10.38050/01300105201551

9. Розин М. (2022). Восхождение по спирали. Теория и практика реформирования организаций. М.: Альпина Паблишер.

10. Тамбовцев В. Л. (2015). Миф о «культурном коде» в экономических исследованиях // Вопросы экономики. № 12. С. 85—106. [Tambovtsev V. L. (2015). The myth of the “culture code” in economic research. Voprosy Ekonomiki, No. 12, pp. 85—106. (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-12-85-106

11. Тамбовцев В. Л. (2020). Методология эмпирического анализа неформальных институтов // Журнал институциональных исследований. Т. 12, № 3. С. 6—23. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2020.12.3.006-023

12. Шаститко А. Е. (2010). Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис.

13. Abdul Rashid Z., Sambasivan M., Johari J. (2003). The influence of corporate culture and organisational commitment on performance. Journal of Management Development, Vol. 22, No. 8, pp. 708—728. https://doi.org/10.1108/02621710310487873

14. Alesina A., Giuliano P. (2015). Culture and institutions. Journal of Economic Literature, Vol. 53, No. 4, pp. 898—944. https://doi.org/10.1257/jel.53.4.898

15. Algan Y., Cahuc P. (2010). Inherited trust and growth. American Economic Review, Vol. 100, No. 5, pp. 2060—2092. https://doi.org/10.1257/aer.100.5.2060

16. Barrett R. (2006). Building a values driven organization: A whole system approach to cultural transformation. Oxford: Butterworth-Heinemann.

17. Barrios J. M., Benmelech E., Hochberg Y. V., Sapienza P., Zingales L. (2021). Civic capital and social distancing during the Covid-19 pandemic. Journal of Public Economics, Vol. 193, article 104310. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104310

18. Beck D. E., Cowan C. (1996). Spiral dynamics: Mastering values, leadership, and change. New York: Wiley.

19. Beugelsdijk S., Maseland R. (2014). Culture in economics. Cambridge: Cambridge University Press.

20. Calori R., Sarnin P. (1991). Corporate culture and economic performance: A French study. Organization Studies, Vol. 12, No. 1, pp. 49—74. https://doi.org/10.1177/017084069101200104

21. Cameron K. S., Quinn R. E. (2011). Diagnosing and changing organizational culture: Based on the competing values framework. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall; John Wiley & Sons.

22. Carmazzi A., Rogers D., Troostica S. (2002). The 6 dimensions of top achievers. Jakarta: Gramedia Pustaka Utama.

23. Chwialkowska A., Bhatti W. A., Glowik M. (2020). The influence of cultural values on pro-environmental behavior. Journal of Cleaner Production, Vol. 268, article 122305. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.122305

24. Coase R. H. (1960). The problem of social cost. Journal of Law and Economics, Vol. 3, pp. 1—44. https://doi.org/10.1086/466560

25. Cooke R. A., Lafferty J. C. (1983). Level V: Organizational culture inventory (Form I). Plymouth, MI: Human Synergistics.

26. Dan C. H. (2023). Literature review on the relationship between corporate culture and performance in academic research. World Journal of Advanced Research and Reviews, Vol. 20, No. 1, pp. 780—788. https://doi.org/10.30574/wjarr.2023.20.1.2143

27. Deal T. E., Kennedy A. A. (1982). Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. Reading, MA: Irwin. https://doi.org/10.1016/0007-6813(83)90092-7

28. Denison D. R. (1990). Corporate culture and organizational effectiveness. New York: Wiley.

29. Denison D. (2006). Proving the link: ROA, sales growth, market to book. Ann Arbor, MI: Denison Consulting.

30. Fernández R. (2011). Does culture matter? In: J. Benhabib, A. Bisin, M. O. Jackson (eds.). Handbook of social economics, Vol. 1. Amsterdam: Elsevier, pp. 481—510. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-53187-2.00011-5

31. Glaser S. R., Zamanou S., Hacker K. (1987). Measuring and interpreting organizational culture. Management Communication Quarterly, Vol. 1, No. 2, pp. 173—198. https://doi.org/10.1177/0893318987001002003

32. Goffee R., Jones G. (2003). The character of corporation: How your company’s culture can make or break your business. 2nd ed. London: Profile Books.

33. Gorodnichenko Y., Roland G. (2021). Culture, institutions and democratization. Public Choice, Vol. 187, pp. 165—195. https://doi.org/10.1007/s11127-020-00811-8

34. Grant A. (2013). Give and take: A revolutionary approach to success. New York: Penguin Group.

35. Graves C. W. (1970). Levels of existence: An open system theory of values. Journal of Humanistic Psychology, Vol. 10, No. 2, pp. 131—154. https://doi.org/10.1177/002216787001000205

36. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2006). Does culture affect economic outcomes? Journal of Economic Perspectives, Vol. 20, No. 2, pp. 23—48. https://doi.org/10.1257/jep.20.2.23

37. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2015). The value of corporate culture. Journal of Financial Economics, Vol. 117, No. 1, pp. 60—76. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2014.05.010

38. Hall E. T. (1984). The dance of life: The other dimension of time. New York: Anchor.

39. Handy C. (1993). Understanding оrganizations. 4th ed. New York: Penguin Books.

40. Harrison R. (1972). Understanding your organization’s character. Harvard Business Review, No. 3, pp. 119—128.

41. Hofstede G. (2001). Culture’s сonsequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage.

42. Hofstede G., Neuijen B., Ohayv D., Sanders G. (1990). Measuring organizational cultures: A qualitative and quantitative study across twenty cases. Administrative Science Quarterly, Vol. 35, No. 2, pp. 286—316. https://doi.org/10.2307/2393392

43. Inglehart R., Welzel C. (2005). Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge: Cambridge University Press.

44. Knack S., Keefer P. (1997). Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. Quarterly Journal of Economics, Vol. 112, No. 4, pp. 1251—1288. https://doi.org/10.1162/003355300555475

45. Laloux F. (2014). Reinventing оrganisations: A guide to creating organisations inspired by the next stage of human consciousness. Brussels: Nelson Parker.

46. Li K., Liu X., Mai F., Zhang T. (2021a). The role of corporate culture in bad times: Evidence from the COVID-19 pandemic. Journal of Financial and Quantitative Analysis, Vol. 56, No. 7, pp. 2545—2583. https://doi.org/10.1017/S0022109021000326

47. Li K., Mai F., Shen R., Yan X. (2021b). Measuring corporate culture using machine learning. Review of Financial Studies, Vol. 34, No. 7, pp. 3265—3315. https://doi.org/10.1093/rfs/hhaa079

48. Logan D., King J., Fisher-Wright H. (2008). Tribal leadership: Leveraging natural groups to build a thriving organization. New York: Harper Business.

49. Minkov M. (2018). A revision of Hofstede’s model of national culture: Old evidence and new data from 56 countries. Cross Cultural & Strategic Management, Vol. 25, No. 2, pp. 231—256. https://doi.org/10.1108/CCSM-03-2017-0033

50. O’Reilly C. A., Chatman J., Caldwell D. F. (1991). People and organizational culture: A profile comparison approach to assessing person-organization fit. Academy of Management Journal, Vol. 34, pp. 487—516.

51. Sackmann S. (2010). Assessment, evaluation, improvement: Success through corporate culture. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung.

52. Solow R. M. (1956). A contribution to the theory of economic growth. Quarterly Journal of Economics, Vol. 70, No. 1, pp. 65—94. https://doi.org/10.2307/1884513

53. Sonnenfeld J. A., Peiperl M. A. (1988). Staffing policy as a strategic response: A typology of career systems. Academy of Management Review, Vol. 13, No. 4, pp. 588—600. https://doi.org/10.2307/258377

54. Trompenaars F., Hampden-Turner C. (1997). Riding the waves of culture: Understanding diversity in global business. London: Nicholas Brealey Publishing.

55. Van der Post W. Z., de Coning T. J., Smit E. V.D.M. (1997). An instrument to measure organizational culture. South African Journal of Business Management, Vol. 28, No. 4, article 800. https://doi.org/10.4102/sajbm.v28i4.800


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Аузан А.А., Брызгалин В.А., Никишина Е.Н., Ставинская А.А. Измерение культурного кода компании: теория, эмпирика, применение. Вопросы экономики. 2025;(12):74-96. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-74-96

For citation:


Auzan A.A., Bryzgalin V.A., Nikishina E.N., Stavinskaya A.A. Measuring the cultural code of the firm: Theory, empirical evidence, and applications. Voprosy Ekonomiki. 2025;(12):74-96. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-74-96

Просмотров: 13


ISSN 0042-8736 (Print)