Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Провалы государства»: теория и политика

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-12-4-30

Аннотация

В статье анализируется эволюция подходов к проблеме «провалов государства». Это направление современной экономической теории, возникшее в противовес концепциям «провалов рынка», можно рассматривать как поиск новой стратегии политико‑экономического исследования механизмов аллокации ресурсов, а также исторически сложившихся общественных институтов и их влияния на эффективность хозяйственных процессов. Особое внимание авторы уделяют проблемам поиска информации как исходного пункта анализа экономических функций общественного сектора, способам финансирования мероприятий государства, воздействию рентоориентированного поведения агентов государства, роли политического процесса, отрицательным экстерналиям как недостаточной координации, так и в целом присутствия государства в экономике. Междисциплинарный подход при анализе «провалов государства» учитывает влияние сложившихся правовых норм и институтов на характер аллокации общественных ресурсов, что иллюстрируется на примерах современной российской экономики.

Об авторах

А. Д. Радыгин
Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара; РАНХиГС при Президенте РФ (Москва)
Россия
д. э. н., проф., член Совета директоров Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, декан экономического факультета РАНХиГС при Президенте РФ (Москва)


Р. М. Энтов
РАН (Москва)
Россия
академик РАН (Москва)


Список литературы

1. Аристотель (1984). Сочинения: в 4‑х т. Т. 4. М.: Мысль.

2. Камерон Р. (2001). Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. 2‑е изд. М.: РОССПЭН.

3. Кенэ Ф. (1960 [1774]). Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз.

4. Локк Дж. (1988). Сочинения: в 3‑х т. Т. 3. М.: Мысль.

5. Мюллер Д. (2007). Общественный выбор III. М.: ГУ ВШЭ.

6. Радыгин А., Энтов Р., Апевалова Е., Швецов П. (2008). Рыночная дисциплина и контракты: теория, эмпирический анализ, право. М.: ИЭПП.

7. Радыгин А., Энтов Р., Апевалова Е. и др. (2009). Внутренние механизмы корпоративного управления: некоторые прикладные проблемы. М.: ИЭПП.

8. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. (2011). Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. № 9. С. 4—26.

9. Симачев Ю., Яковлев А., Данилов Ю. (2009). Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. № 6.

10. Смит А. (1962 [1776]). Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2‑х т. М.: Соцэкгиз.

11. Уильямсон О. (1996). Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат.

12. Хайек Ф. (2006). Право, законодательство и свобода. М.: ИРИСЭН, Мысль.

13. Ясин Е. (2002). Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. № 11. С. 4—30.

14. Acemoglu D. (2003). Why Not a Political Coase Theorem? // Journal of Comparative Economics. Vol. 31. P. 620—652.

15. Acemoglu D. (2007). Modeling Inefficient Institutions // Advances in Economic Theory. Proceedings of the World Congress 2005. Cambridge, MA: Cambridge University Press. P. 341—380.

16. Acemoglu D. (2009). Introduction to Modern Economic Growth. Princeton, NJ: Princeton University Press.

17. Acemoglu D., Golosov M., Tsyvinski A. (2008a). Markets versus Governments // Journal of Monetary Economics. Vol. 55. P. 159—189.

18. Acemoglu D., Golosov M., Tsyvinski A. (2008b). Political Economy of Mechanisms // Econometrica. Vol. 77. P. 619—642.

19. Alesina A., Roubini N., Cohen G. (1997). Political Cycles and the Macroeconomy. Cambridge, MA: MIT Press.

20. Alesina A., Tabellini G. (2007). Bureaucrats or Politicians? // American Economic Review. Vol. 97. P. 169—179.

21. Alesina A., Tabellini G. (2008). Bureaucrats or Politicians? II // Journal of Public Economics. Vol. 92. P. 426—447.

22. Arrow K. (1963 [1951]). Social Choice and Individual Values. 2nd ed. New Haven, CT: Yale University Press.

23. Arrow K. (1971). Political and Economic Evaluation of Social Effects and Externalities // Frontiers of Quantitative Economics. Amsterdam: North Holland.

24. Baland J.-M., Moene K., Robinson J. (2010). Governance and Development // Handbook of Development Economics. Vol. 5. Ch. 69. N.Y.: Elsevier.

25. Banerjee A. (1997). A Theory of Misgovernance // Quarterly Journal of Economics. Vol. CXII, No 4. P. 1289—1332.

26. Blankart C. (2000). The Process of Government Centralization: A Constitutional View // Constitutional Political Economy. Vol. 11. P. 27—39.

27. Boettke P., Coyne C., Leeson P. (2007). Saving Government Failure Theory from Itself: Recasting Political Economy from an Austrian Perspective // Constitutional Political Economy. Vol. 18. P. 127—143.

28. Bozeman B. (2002). Public‑Value Failure: When Efficient Markets May not Do // Public Administration Review. Vol. 62, No 2. P. 145—161.

29. Buchanan J. (2008). Politics and Scientific Enquiry: Retrospective on a Half‑century // The Oxford Handbook of Political Economy. Oxford: Oxford University Press. P. 980—995.

30. Dinc I. (2005). Politicians and Banks: Political Influences on Government‑owned Banks in Emerging Markets // Journal of Financial Economics. Vol. 77. P. 453—479.

31. Djankov S., La Porta R., Lуpez-de-Silanes F., Shleifer A. (2003). Courts // Quarterly Journal of Economics. Vol. 118. P. 453—517.

32. Downs A. (1957). An Economic Theory of Democracy. N.Y.: Harper.

33. Gibbard A. (1973). Manipulation of Voting Schemes: A General Result // Econometrica. Vol. 41. P. 587—602.

34. Hurwicz L. (1986). On Informationally Decentralized Systems // Decision and Organization. 2nd ed. Amsterdam: North Holland. P. 297—336.

35. Jones C. (2005). Applied Welfare Economics. Oxford: Oxford University Press.

36. Krueger A. (1990). Government Failures in Development // Journal of Economic Perspectives. Vol. 4. P. 9—23.

37. La Porta R., Lоpez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. (1998). Law and Finance // Journal of Political Economy. Vol. 106. P. 1113—1155.

38. La Porta R., Lоpez-de-Silanes F., Shleifer A. (1999). Corporate Ownership around the World // Journal of Finance. Vol. 54. P. 471—517.

39. La Porta R., Lоpez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. (2000). Investor Protection and Corporate Governance // Journal of Financial Economics. Vol. 58. P. 3—27.

40. Laffont J-J., Tirole J. (1993). A Theory of Incentives in Procurement and Regulation. Cambridge, MA: MIT Press. Levitt S. (1998). Are PACs Trying to Influence Politicians or Voters? // Economics and Politics. Vol. 10. P. 19—35.

41. Lindahl E. (1919). Die Gerechtigkeit der Besteuerung. Lund: Gleerup. Teil I. S. 85—98.

42. Robinson J., Torvik R. (2005). A Political Economy Theory of the Soft Budget Constraint // CEPR Discussion Paper. No 5274.

43. Ross M. (2001). Does Oil Hinder Democracy? // World Politics. Vol. 53. P. 525—561.

44. Rothkopf M. (2007). Thirteen Reasons Why Vickrey—Clarke—Groves Process Is not Practical // Operation Research. Vol. 55. P. 191—197.

45. Samuelson P. (1954). The Pure Theory of Public Expenditures // Review of Economics and Statistics. Vol. 36. P. 387—389.

46. Satterthwaite M. (1975). Strategy‑Proofness and Arrow’s Conditions: Existence and Correspondence Theorems for Voting Procedures and Social Welfare Functions // Journal of Economic Theory. Vol. 10. P. 187—217.

47. Stiglitz J. (1998). Distinguished Lecture on Economics in Government: The Private Uses of Public Interests: Incentives and Institutions // Journal of Economic Perspectives. Vol. 12. P. 3—22.

48. Tideman T. (1997). Voting and the Revelation of Preferences for Public Activities // Perspectives on Public Choice. Cambridge: Cambridge University Press. P. 226—245.

49. Tollison R. (1997). Rent Seeking // Perspectives on Public Choice. Cambridge: Cambridge University Press. P. 506—524.

50. The Non‑Politics of Monetary Policy // The Oxford Handbook of Political Economy. Oxford: Oxford University Press. P. 523—544.

51. Luhmann N. (1964). Funktionen und Folgen formaler Organization. Berlin: Dunker und Humblot.

52. Myerson R. (1993). Effectiveness of Electoral Systems for Reducing Government Corruption: A Game Theoretic Analysis // Games and Economic Behavior. Vol. 5. P. 118—132.

53. Nordhaus W. (1975). The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. Vol. 42. P. 169—190.

54. Paldam M. (1997). Political Business Cycles // Perspectives on Public Choice: A Handbook / D. Mueller (ed.). Cambridge: Cambridge University Press. P. 342—372.

55. Palfrey T. (2002). Implementation Theory // A Handbook of Game Theory. Amsterdam: North Holland. Vol. III. Ch. 64. P. 2271—2326.

56. Persson T. (2002). Do Political Institutions Shape Economic Policy? // Econometrica. Vol. 70. P. 883—905.

57. Pigou A. (1932). The Economics of Welfare. National Dividend. L.: Macmillan.

58. Tullock G. (1978). Welfare Effects of Sales // Maximization: Economic Inquiry. Vol. 16. P. 113—118.

59. Tullock G., Seldon A., Brady G. (2002). Government Failure: A Primer in Public Choice. Washington, DC: Cato Institute.


Рецензия

Для цитирования:


Радыгин А.Д., Энтов Р.М. «Провалы государства»: теория и политика. Вопросы экономики. 2012;(12):4-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-12-4-30

For citation:


Radygin A., Entov R. Government Failures: Theory and Policy. Voprosy Ekonomiki. 2012;(12):4-30. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-12-4-30

Просмотров: 2698


ISSN 0042-8736 (Print)