Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Санкционные меры внутри Европейского Союза

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-148-160

Аннотация

Статья посвящена анализу практики санкционных мер внутри ЕС. Выделены две их группы — традиционные, связанные с нарушением страной основных экономических показателей/критериев членства в Экономическом и валютном союзе, и относительно новые, обусловленные несоблюдением базовых принципов ЕС. Основное внимание в данной работе сосредоточено на менее исследованной в российской научной литературе второй группе мер, направленных на преодоление внутренних противоречий в ЕС, в частности между наднациональными структурами и национальными государствами, преимущественно восточноевропейскими. Эти меры носят в основном финансовый характер в форме замораживания выплат из средств ЕС. В 2020 г. законодательно утвержден «механизм обусловленности», предусматривающий зависимость выплат средств ЕС от выполнения европейских норм и соблюдения общих ценностей странами — участницами ЕС, а также возможность избегать блокировки на уровне ЕС решений о санкциях в отношении страны-нарушителя. В качестве крайней меры закреплено лишение страны права голоса в Совете ЕС. Сделан вывод о возможности урегулирования возникающих проблем без применения жестких финансовых мер при наличии политической воли и с помощью институциональных механизмов

Об авторах

М. В. Клинова
https://www.imemo.ru/about/persons/department/full?id=203
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Россия

Клинова Марина Вилениновна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центр европейских исследований

Москва



Е. А. Сидорова
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук

Сидорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, завсектором 

Москва

 



Список литературы

1. Дудин М. Н., Лясников Н. В. (2014). Мировые санкции и Россия: приоритеты и экономическая безопасность // Экономическая политика. T. 9, № 6. С. 114—125.

2. Жуков С. В. (ред.) (2021). Мировой энергетический переход: тенденции и риски. М.: ИМЭМО РАН. http://doi.org/10.20542/978-5-9535-0593-2

3. Жуков С. В., Копытин И. А., Попадько А. М. (2022). Пределы интеграции новых возобновляемых источников энергии в электроэнергетике стран Евросоюза: экономические аспекты // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 15, № 1. С. 203—223. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2022-15-1-10

4. Загашвили В. С. (2015). Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. Т. 59, № 11. С. 67—77. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2015-59-11-67-77

5. Клинова М., Сидорова Е. (2014). Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. № 12. С. 67—79. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-12-67-79

6. Клинова М., Сидорова Е. (2017). Россия — Евросоюз: продолжение санкционного противостояния // Вопросы экономики. № 6. С. 114—127. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-6-114-127

7. Колодко Г. В. (2011). Глобализация, трансформация, кризис — что дальше? М.: Магистр

8. Комиссарова Ж. Н., Сергеев Е. А. (2019). Фискальное регулирование ЕС и консолидация бюджета в странах Вишеградской группы // Вестник МГИМОУниверситета. № 3. С. 131—158. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-3-66-131-158

9. Кувалдин С. А. (2021). Увязывание бюджетных ассигнований ЕС с соблюдением верховенства права: пример Польши и Венгрии // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. № 2. С. 38—48. https://doi.org/10.20542/afij-2021-2-38-48

10. Сергеев Е. А. (2021). Фискальное регулирование в Европейском союзе. М.: МГИМО.

11. Сидорова Е. А. (2013). От Пакта стабильности и роста к Фискальному пакту // Экономические стратегии. № 1. С. 102—111.

12. Сидорова Е. А. (2021). Фискальная интеграция в Европейском союзе. М.: Весь Мир.

13. Синицина И. С., Чудакова Н. А. (2016). Польша: крутой поворот // Мир перемен. № 3. С. 126—141.

14. Синицина И. С., Чудакова Н. А. (2018). Современная Польша и российско-польские экономические отношения // Россия и современный мир. № 2. С. 89—109. http://doi.org/10.31249/rsm/2018.02.07

15. Синицын М. В. (2021). Конец эпохи энергетического угля // Мировая экономика и международные отношения. Т. 65, № 11. С. 40—48. http://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-11-40-48

16. Стрежнева М. В. (2018). Экономический и валютный союз в Европе: проблемы эффективности и легитимности. М.: ИМЭМО РАН. http://doi.org/10.20542/978-5-9535-0543-7

17. Стрежнева М. В., Прохоренко И. Л. (2013). Управление экономикой в Европейском союзе: институциональные и политические аспекты. М.: ИМЭМО РАН. С. 113—127.

18. Тимофеев И. Н. (2021). Политика санкций Европейского союза. Опыт событийного анализа // Современная Европа. № 2. С. 17—27. https://doi.org/10.15211/soveurope220211727

19. Худякова Л. С., Сидорова Е. А. (2022). Новый этап глобальной налоговой реформы // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66, № 8. С. 34—42. http://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-8-34-42

20. Шумицкая Е. В. (2019). Угрозы внутренней безопасности Болгарии и Румынии // Вопросы безопасности. № 5. С. 32—40. http://doi.org/10.25136/2409-7543.2019.5.28019

21. Bault O. (2022). La Pologne forcée d’importer du charbon à grands frais malgré les plus grosses réserves de l’UE. Visegrád Post, 08.06. https://visegradpost.com/fr/2022/07/08/la-pologne-forcee-dimporter-du-charbon-a-grands-frais-malgre-les-plus-grosses-reserves-de-lue/

22. Bíró-Nagy A. (2017). Illiberal democracy in Hungary: The social background and practical steps of building an illiberal state. CIDOB, January. https://www.cidob.org/en/articulos/monografias/illiberals/illiberal_democracy_in_hungary_the_social_background_and_practical_steps_of_building_an_illiberal_state

23. Da Silva L. (2022). Etat de droit: Chronologie du conflit entre l’Union européenne, la Pologne et la Hongrie. Toute l’Europe, December 13. https://www.touteleurope.eu/fonctionnement-de-l-ue/etat-de-droit-chronologie-du-conflit-entre-l-union-eu-ropeenne-la-pologne-et-la-hongrie/

24. EC (2022a). Commission finds that Hungary has not progressed enough in its reforms and must meet essential milestones for its Recovery and Resilience funds. Brussels: European Commission, November 30. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7273

25. EC (2022b). Communication on orientations for a reform of the EU economic governance framework. Brussels: European Commission, November 9. https://economy-finance.ec.europa.eu/system/files/2022-11/com_2022_583_1_en.pdf

26. ЕС (2022с). NextGenerationEU: European Commission endorses Poland’s €35.4 billion recovery and resilience plan. Brussels: European Commission, June 6. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_3375

27. EC (2022d). Semi-annual report on the execution of the NextGenerationEU funding operations. Report from the Commission to the European Parliament and the Council. Brussels: European Commission, July 8. https://commission.europa.eu/system/files/2022-07/com_2022_335_1_en_act_part1_v2.pdf

28. EU (2012). Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the functioning of the European Union. Official Journal of the European Union, October 26, pp. 1—390.

29. EU, Euratom (2020). Regulation 2020/2092 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2020 on a general regime of conditionality for the protection of the Union budget. Official Journal of the European Union, December 22, pp. 1—10.

30. European Parliament (2022). Rule of law in Hungary and Poland: Рlenary debate and resolution, April 28. https://www.europarl.europa.eu/news/en/agenda/brie-fing/2022-05-02/6/rule-of-law-in-hungary-and-poland-plenary-debate-and-resolution

31. Eurostat (2022). Coal production and consumption statistics, March. https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Coal_production_and_consump-tion_statistics

32. Eurostat (2023). Government finance statistics and EDP statistics. https://ec.europa.eu/eurostat/web/government-finance-statistics

33. Friedman T. (2007). The world is flat: A brief history of the 21st century. New York: Picador.

34. Klinova M. V., Sidorova E. A. (2019). Economic sanctions of the West against Russia: Development of the situation. Studies on Russian Economic Development, Vol. 30, No. 3, pp. 355—364. http://doi.org/10.1134/S1075700719030079

35. Malingre V. (2022). Après un an de blocage, la Commission européenne valide le plan de relance polonais. Le Monde, 01 juin. https://www.lemonde.fr/international/article/2022/06/01/apres-un-an-de-blocage-la-commission-europeenne-valide-le-plan-de-relance-polonais_6128555_3210.html

36. Petit Y. (2018). Commission européenne, Hongrie, Pologne: Le combat de l’État de droit. Civitas Europa, Vol. 1, No. 40, pp. 145—161. https://doi.org/10.3917/civit.040.0145

37. Pew (2009). End of communism cheered but now with more reservations: Overview. Pew Research Center, November 2. https://www.pewresearch.org/global/2009/11/02/end-of-communism-cheered-but-now-with-more-reservations/

38. Zakaria F. (1997). The rise of illiberal democracy. Foreign Affairs, Vol. 76, No. 6, pp. 22—43.

39. Zakaria F. (2007). The future of freedom: Illiberal democracy at home and abroad. New York; London: W.W. Norton & Company.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Клинова М.В., Сидорова Е.А. Санкционные меры внутри Европейского Союза. Вопросы экономики. 2023;(5):148-160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-148-160

For citation:


Klinova M.V., Sidorova E.A. Sanctions within the European Union. Voprosy Ekonomiki. 2023;(5):148-160. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-148-160

Просмотров: 752


ISSN 0042-8736 (Print)