ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 
В работе проанализировано влияние бюджетных правил на цикличность непроцентных государственных расходов и выявлено, что и для развитых, и для развивающихся стран за 1995—2019 гг. непроцентные расходы носят проциклический характер, а наличие хотя бы одного бюджетного правила на национальном уровне снижает их процикличность. Реакция на введение бюджетных правил в значительной мере зависит от институциональных условий, при этом жесткость правил часто нивелируется необязательным характером их исполнения. Можно утверждать, что бюджетные правила выступают недостаточным условием проведения контрциклической бюджетной политики, а также не гарантируют решение проблем долговой нагрузки и стабилизации расходов: только в 22 странах из 49, которые применяют хотя бы одно бюджетное правило на протяжении пяти лет и по которым имеются доступные данные о непроцентных расходах минимум за 10 лет, наблюдается контрциклическая динамика непроцентных расходов, лишь 7 из них сумели снизить долговую нагрузку после введения системы бюджетных ограничений.
Исследуется влияние замещения собственных доходов субъектов РФ федеральными межбюджетными трансфертами на размер государственного долга с помощью концепции вертикальной фискальной несбалансированности (vertical fiscal imbalance, VFI). Вертикальная несбалансированность представляет собой превышение расходных полномочий над доходными на нижних уровнях бюджетной системы. Образующийся недостаток собственных доходов для исполнения расходов означает несбалансированность параметров бюджета и создает риски наращивания долга и снижения долговой устойчивости. Вертикальная несбалансированность рассматривается в целом и в разрезе основных компонентов — дефицита бюджета субъекта РФ и вертикального баланса межбюджетных трансфертов по их видам. Поступления по нормативам отчислений в местные бюджеты от налоговых доходов бюджетов субъектов РФ считаются видом региональных межбюджетных трансфертов. Количественный анализ осуществляется методом панельной регрессии с фиксированными эффектами регионов и периодом наблюдения по данным за 2011—2020 гг. Установлено, что вертикальная несбалансированность в целом не оказывает значимого воздействия на размер долга, а федеральные межбюджетные трансферты компенсируют дефицит бюджета и тем самым благоприятно влияют на долговую устойчивость. Они не сдерживают увеличение налоговой базы или рост эффективности расходов, как диктует теория. Малый риск реализации негативных последствий связан с низким объемом полномочий регионов при формировании доходов и высокими первоочередными обязательствами в сфере расходов.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 
В случае быстрых и значительных изменений на стороне объекта регулирования может нарушиться сложившийся баланс в правоприменении, что требует от субъекта регулирования найти институциональный ответ на возникающие вызовы. Наглядным примером служит сфера телекоммуникаций, из-за технологических изменений в которой за последние 15—20 лет возникла необходимость скорректировать подходы к применению инструментов антимонопольной политики для защиты конкуренции. В статье обозначены рамки дискуссии по поводу выбора структурной альтернативы для сферы телекоммуникаций (институциональных рамок функционирования данной отрасли). Выделены варианты институциональной реакции на вызовы: отказ от регулирования (в том числе мораторий на применение регулирующих мер), замещение антитраста регулированием, перенастройка антимонопольной политики с учетом существующих ограничений на стороне регулятора. Решения на основе идей австрийской школы и пигувианства легче обосновать и принять в рамках общественных дискуссий. Вот почему наиболее привлекательным вариантом в сфере публичной политики выступает регулирование, или отказ от антитраста, а не коузианский подход, наиболее требовательный к знанию предмета регулирования, а также к ограничениям — ресурсным и по стимулам — на стороне регулятора. Вместе с тем последний вариант обеспечивает большее разнообразие инструментария как условие адаптационной эффективности системы регулирования.
Не существует единого мнения о пользе действий антимонопольного органа. Они могут оборачиваться для компаний прямыми и косвенными издержками. В статье оценивается эффект правоприменительной деятельности Федеральной антимонопольной службы России на рыночную стоимость компаний нефтяной отрасли (репутационные издержки). На выборке событий о российских нефтяных компаниях с 2012 по 2018 г. получен эмпирический вывод о том, что действия антимонопольной службы значимо влияют на стоимость компании не только при установлении факта нарушения (при вынесении решений и выдаче предписаний), но и при выявлении лишь его признаков — при выдаче предостережений и возбуждении дел.
В статье представлены методика количественного измерения продовольственных потерь в сельскохозяйственном производстве России на основе верифицируемых статистических данных и результаты ее применения. Актуальность исследования связана с ограниченностью ресурсов для сельскохозяйственного производства и растущим спросом на еду с учетом изменения климата, ведущего к увеличению рисков экстремальных погодных явлений и эпидемий. Представленные в России оценки потерь либо строятся на расчете балансов продовольственных ресурсов и имеют ограничения с точки зрения охвата учитываемых видов потерь, либо базируются на субъективных оценках респондентов. Предложенная методика позволяет выявлять «очаги» возникновения продовольственных потерь в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы для оценки потенциала сокращения выбросов парниковых газов в результате снижения продовольственных потерь в российском аграрном производстве.
ЭКОНОМИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 
Изучение стимулов и препятствий к экологически ответственному поведению (ЭОП) малых и средних предприятий (МСП) в России актуально в силу низкой прозрачности и информационной закрытости данного сегмента бизнеса. В исследовании определена значимость факторов внешней и внутренней среды (барьеров и стимулов) при формировании у представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) приверженности практикам ЭОП, и они протестированы эмпирически. Исследование проводилось методом интервью и анкетирования представителей российских МСП (20 и 151 соответственно). Выявлено, что в перечне стимулов и барьеров к ЭОП представители российских МСП выделяют условия внешней среды: действия органов государственной власти и существующую в стране культуру ответственного производства и потребления. Рыночные условия (конкуренция, возможность заключать контракты в рамках сетей ответственных поставщиков) занимают второе место по степени влияния. Факторы внутренней среды организации (финансовые, временные, человеческие ресурсы и проч.) значимо реже воспринимаются опрошенными представителями российских МСП как барьеры и стимулы для участия своих фирм в «зеленых» практиках ведения бизнеса. В отличие от МСП в других странах с развивающейся экономикой, где помимо государства в перечне важных движущих сил ЭОП фигурируют крупный бизнес, бизнес-ассоциации, а также факторы технологического, демографического и религиозного характера, для российских компаний субъектность государства абсолютно приоритетна. Средние по масштабам бизнеса компании в России чаще видят для себя выгоды от реализации экологических инициатив, чем малые и микропредприятия, и в большем числе случаев ориентируются на рекомендации ООН и других международных организаций, а также действия конкурентов по участию в «зеленой» повестке. Результаты исследования позволяют предположить, что в случае расширения крупными компаниями бизнес-возможностей для ответственных поставщиков из сегмента МСБ, а также при повышении информированности, реализации методической помощи и тематического обучения, ассоциациями и другими профессиональными объединениями МСП степень заинтересованности последних в проектах и инициативах ЭОП может существенно возрасти.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ 
В последние десятилетия в мире растет интерес к изучению взаимосвязи различных проявлений культуры и экономических процессов. Вопреки суждениям некоторых исследователей культура отнюдь не универсальна и не «нейтральна», она многообразна и оказывает непосредственное и значимое влияние на характер организации и осуществления экономической деятельности. Тем не менее, несмотря на накопление многочисленных и достаточно убедительных доказательств, интеграция культуры в каких-либо категориальных формах в экономическую теорию по тем или иным причинам до сих пор не произошла. При характеристике взаимодействия культурных и хозяйственных процессов предлагается использовать понятие «культурный капитал», сходное по многим «техническим» параметрам с другими видами нематериального капитала. Нематериальный культурный капитал, определяемый как «привычные представления и ценности», — это многослойный и много- аспектный феномен, в котором присутствуют не только устойчивые и стабильные, но и податливые к деградации и разрушению элементы, в результате он проявляется как общественное благо и как общее достояние.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ 
Статья посвящена анализу практики санкционных мер внутри ЕС. Выделены две их группы — традиционные, связанные с нарушением страной основных экономических показателей/критериев членства в Экономическом и валютном союзе, и относительно новые, обусловленные несоблюдением базовых принципов ЕС. Основное внимание в данной работе сосредоточено на менее исследованной в российской научной литературе второй группе мер, направленных на преодоление внутренних противоречий в ЕС, в частности между наднациональными структурами и национальными государствами, преимущественно восточноевропейскими. Эти меры носят в основном финансовый характер в форме замораживания выплат из средств ЕС. В 2020 г. законодательно утвержден «механизм обусловленности», предусматривающий зависимость выплат средств ЕС от выполнения европейских норм и соблюдения общих ценностей странами — участницами ЕС, а также возможность избегать блокировки на уровне ЕС решений о санкциях в отношении страны-нарушителя. В качестве крайней меры закреплено лишение страны права голоса в Совете ЕС. Сделан вывод о возможности урегулирования возникающих проблем без применения жестких финансовых мер при наличии политической воли и с помощью институциональных механизмов