Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экологически ответственное поведение: представления малого и среднего бизнеса

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-106-130

Аннотация

Изучение стимулов и препятствий к экологически ответственному поведению (ЭОП)  малых  и  средних  предприятий  (МСП)  в  России  актуально в силу низкой прозрачности и информационной закрытости данного сегмента бизнеса. В исследовании определена значимость факторов внешней и внутренней среды (барьеров и стимулов) при формировании у представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) приверженности практикам ЭОП, и они протестированы эмпирически. Исследование проводилось методом интервью и анкетирования представителей российских МСП (20 и 151 соответственно). Выявлено, что в перечне стимулов и барьеров к ЭОП представители российских МСП выделяют условия внешней среды: действия органов государственной власти и существующую в стране культуру ответственного производства и потребления. Рыночные условия (конкуренция, возможность заключать контракты в рамках сетей ответственных поставщиков) занимают второе место по степени влияния. Факторы внутренней среды организации (финансовые, временные, человеческие ресурсы и проч.) значимо реже воспринимаются опрошенными представителями российских МСП как барьеры и стимулы для участия своих фирм в «зеленых» практиках ведения бизнеса. В отличие от МСП в других странах с развивающейся экономикой, где помимо государства в перечне важных движущих сил ЭОП фигурируют крупный бизнес, бизнес-ассоциации, а также факторы технологического, демографического и религиозного характера, для российских компаний субъектность государства абсолютно приоритетна. Средние по масштабам бизнеса компании в России чаще видят для себя выгоды от реализации экологических инициатив, чем малые и микропредприятия, и в большем числе случаев ориентируются на рекомендации ООН и других международных организаций, а также действия конкурентов по участию в «зеленой» повестке. Результаты исследования позволяют предположить, что в случае расширения крупными компаниями бизнес-возможностей для ответственных поставщиков из сегмента МСБ, а также при повышении информированности, реализации методической помощи и тематического обучения, ассоциациями и другими профессиональными объединениями МСП степень заинтересованности последних в проектах и инициативах ЭОП может существенно возрасти.

Об авторах

Л. М. Чеглакова
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Россия

Чеглакова Людмила Михайловна, кандидат социологических наук, доцент департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса 

Москва



Б. С. Батаева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Батаева Бэла Саидовна, доктор экономических наук, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса, руководитель Центра «Корпоративных финансов и управления ESG-развитием»

Москва



О. А. Мелитонян
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Россия

Мелитонян Ольга Аркадьевна, кандидат экономических наук, приглашенный преподаватель департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса 

Москва



Список литературы

1. Андреева А. М., Максанова Л. Б., Моглоева Т. В. (2022). Экологическая политика предприятий в сфере туризма // Общество: политика, экономика, право. № 3. С. 45—50. https://doi.org/10.24158/pep.2022.3.7

2. Батаева Б. С., Чеглакова Л. М., Мелитонян О. А. (2018). Социальная ответственность бизнеса в представлениях собственников и менеджеров малых и средних организаций России // Организационная психология. Т. 8, № 1. С. 13—52.

3. Блинов А. О. (2015). Экологическое развитие малого предпринимательства // Стратегии бизнеса. № 3. С. 3—8. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2015-3-1

4. Бобошко В. И. (2009). Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий (теория, методология, практика). Дисс д. э. н.: 08.00.05. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования.

5. Варенникова Е. В. (2011). Экологически ориентированное и экологическое предпринимательство как экономические категории // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 4. С. 1—7.

6. Виттенберг Е. Я. (2010). Экологическая ответственность российского бизнеса // Россия и современный мир. Т. 67, № 2. С. 31—48.

7. Клепча К., Ремизов М., Огородников Е. (2021). Индекс устойчивого развития пошел вниз // Эксперт. 6 декабря. https://expert.ru/expert/2021/50/indeks-ustoychivogo-razvitiya-poshel-vniz/

8. Козлова О. А., Волкова И. А. (2020). Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика. М.: Знание-М.

9. Лопаткова Я. А., Беляева Ж. С. (2019). Влияние электронной коммерции на социальную ответственность малого и среднего бизнеса в мировой экономике // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. Т. 18, № 1. С. 48—68. https://doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.1.003

10. Меланченко А. О., Петченко Д. С. (2020). Экологическая направленность корпоративной социальной ответственности в России на современном этапе // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. Т. 1, № 4. С. 151—168. https://doi.org/10.18334/social.1.4.111909

11. Экспертный центр (2021). МСП/Постковид: Время для системных решений. Специальный доклад Президенту Российской Федерации. М.: Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

12. Филичева Т. П. (2018). Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Т. 10, № 1. С. 51—56. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/51-56

13. Чистякова М. К. (2017). Экологический менеджмент в малом среднем бизнесе на основе внедрения инструментов информационного воздействия // Московский экономический журнал. № 3. С. 90—98.

14. Ядов В. А. (2011). Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л.

15. Álvarez Jaramillo J., Zartha Sossa J. W., Orozco Mendoza G. L. (2019). Barriers to sustainability for small and medium enterprises in the framework of sustainable development. Literature review. Business Strategy and the Environment, Vol. 28, No. 4, pp. 512—524. https://doi.org/10.1002/bse.2261

16. Bakos J., Siu M., Orengo A., Kasiri N. (2020). An analysis of environmental sustainability in small & medium-sized enterprises: Patterns and trends. Business Strategy and the Environment, Vol. 29, No. 3, pp. 1285—1296. https://doi.org/10.1002/bse.2433

17. Battisti M., Perry M. (2011). Walking the talk? Environmental responsibility from the perspective of small-business owners. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, Vol. 18, No. 3, pp. 172—185. https://doi.org/10.1002/csr.266

18. Dey P. K., Petridis N. E., Petridis K., Malesios C., Nixon J. D., Ghosh S. K. (2018). Environmental management and corporate social responsibility practices of small and medium-sized enterprises. Journal of Cleaner Production, Vol. 195, pp. 687—702. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.05.201

19. Gelo O., Braakmann D., Benetka G. (2008). Quantitative and qualitative research: Beyond the debate. Integrative Рsychological and Behavioral Science, Vol. 42, No. 3, pp. 266—290. https://doi.org/10.1007/s12124-008-9078-3

20. Guo T., Shi Z. (2012). Systematic analysis on the environment of innovative small and medium enterprises. Physics Procedia, Vol. 24, pp. 1214—1220. https://doi.org/ https://doi.org/10.1016/j.phpro.2012.02.181

21. Hoogendoorn B., Guerra D., Zwan P. (2015). What drives environmental practices of SMEs? Small Business Economics, Vol. 44, No. 4, pp. 759—781. https://doi.org/10.1007/s11187-014-9618-9

22. Hsu S. J., Roth R. E. (1998). An assessment of environmental literacy and analysis of predictors of responsible environmental behaviour held by secondary teachers in the Hualien area of Taiwan. Environmental Education Research, Vol. 4, No. 3, pp. 229—249. https://doi.org/10.1080/1350462980040301

23. Hungerford H. R., Peyton R. B. (1976). Teaching environmental education. California: J. Weston Walch.

24. Jamali D., Neville B. (2011). Convergence versus divergence of CSR in developing countries: An embedded multi-layered institutional lens. Journal of Business Ethics, Vol. 102, No. 4, pp. 599—621. https://doi.org/10.1007/s10551-011-0830-0

25. Jenkins H. (2006). Small business champions for corporate social responsibility. Journal of Business Ethics, Vol. 67, No. 3, pp. 241—256. https://doi.org/10.1007/s10551-006-9182-6

26. Marshall С. M. B. (1998). Economic instruments and the business use of energy: A report. London: HM Treasury.

27. Nikolaou I. E., Nikolaidou M. K., Tsagarakis K. P. (2016). The response of small and medium-sized enterprises to potential water risks: An eco-cluster approach. Journal of Cleaner Production, Vol. 112, No. Part 5, pp. 4550—4557. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.09.068

28. Schaper M. (2002). The challenge of environmental responsibility and sustainable development: Implications for SME and entrepreneurship academics. In: U. Füglistaller, H. J. Pleitner, T. Volery, W. Weber (eds.). Radical changes in the world: Will SMEs soar or сrash. St Gallen: Recontres de St Gallen, pp. 525—534.

29. Seth D., Rehman M. A. A., Shrivastava R. L. (2018). Green manufacturing drivers and their relationships for small and medium(SME) and large industries. Journal of Cleaner Production, Vol. 198, pp. 1381—1405. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.07.106

30. Sivek D. J., Hungerford H. (1990). Predictors of responsible behavior in members of three Wisconsin conservation organizations. Journal of Environmental Education, Vol. 21, No. 2, pp. 35—40. https://doi.org/10.1080/00958964.1990.9941929

31. Spence L. J., Rutherfoord R. (2003). Small business and empirical perspectives in business ethics. Journal of Business Ethics, Vol. 47, No. 1, pp. 1—5. https://doi.org/10.1023/A:1026205109290

32. Spencer S. J., Steele С. M., Quinn D. M. (1999). Stereotype threat and women’s math performance. Journal of Experimental Social Psychology, Vol. 35, No. 1, pp. 4—28. https://doi.org/10.1006/jesp.1998.1373

33. Testa F., Nucci B., Iraldo F., Appolloni A., Daddi T. (2017). Removing obstacles to the implementation of LCA among SMEs: A collective strategy for exploiting recycled wool. Journal of Cleaner Production, Vol. 156, pp. 923—931. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.04.101

34. Yapp C., Fairman R. (2006). Factors affecting food safety compliance within small and medium-sized enterprises: Implications for regulatory and enforcement strategies. Food Сontrol, Vol. 17, No. 1, pp. 42—51. https://doi.org/10.1016/j.foodcont.2004.08.007


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Чеглакова Л.М., Батаева Б.С., Мелитонян О.А. Экологически ответственное поведение: представления малого и среднего бизнеса. Вопросы экономики. 2023;(5):106-130. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-106-130

For citation:


Cheglakova L.M., Bataeva B.S., Melitonyan O.A. Environmentally responsible behavior: Attitudes of Russian SMEs. Voprosy Ekonomiki. 2023;(5):106-130. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-106-130

Просмотров: 699


ISSN 0042-8736 (Print)