Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Что (же) делать с занятостью женщин с детьми в России? Роль дошкольных образовательных учреждений

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-12-94-117

Аннотация

Проанализированы возможности и препятствия на пути повышения занятости женщин с детьми в России. Наблюдается тесная корреляция между отставанием России по доле работающих женщин с детьми до трех лет (24% против 59% в странах ОЭСР) и дефицитом предложения услуг дошкольного образования и учреждений по уходу и присмотру за детьми. На основе количественного анализа по регионам РФ показано, что расширение предложения услуг дошкольного образования ассоциируется с повышением занятости женщин, причем затраты на ввод дополнительных мест в детских дошкольных организациях окупаются дополнительными налоговыми поступлениями от работающих женщин с детьми уже через два года. Межстрановой анализ показывает, что дополнительно способствовать повышению занятости женщин с детьми могут переход от традиционных гендерных и социальных ролей к более равноправным, снижение гендерного неравенства, стимулирование отцов брать отпуска по уходу за детьми, расширение доступности трудоустройства женщин с детьми на неполную рабочую неделю или с гибким графиком. Расчеты показывают, что достижение охвата услугами дошкольных учреждений в России уровня стран Европы позволит реализовать значительный потенциал экономического роста: увеличение дохода на душу населения составит 3,5%.

Об авторах

Д. П. Колесник
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Колесник Дарья Павловна, эксперт Центра исследований международной экономики Института международных исследований

Москва



А. А. Пестова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России; CERGE-EI, Карлов университет
Россия

Пестова Анна Андреевна , к. э. н., с. н. с. Центра исследований международной экономики Института международных исследований, PhD-кандидат

Москва; Прага, Чехия



А. Г. Донина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России; CERGE-EI, Карлов университет
Россия

Донина Анна Германовна, эксперт Центра исследований международной экономики Института международных исследований,  PhD-кандидат

Москва; Прага, Чехия



Список литературы

1. Абанкина И. В., Филатова Л. М. (2019). Интеграция усилий государства, семей и бизнеса в обеспечении доступности дошкольного образования в раннем возрасте // От универсальной доступности к современному качеству: Дошкольное образование в России / Под ред. И. В. Абанкиной, К. Н. Поливановой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ. С. 193—216

2. Арженовский С. В., Артамонова Д. В. (2007). Оценка потерь в зарплате женщин с детьми // Прикладная эконометрика. Т. 3, № 7. С. 66—79.

3. Бирюкова С. С., Макаренцева А. О. (2017). Оценки «штрафа за материнство» в России // Население и экономика. Т. 1, № 1. С. 50—70. https://doi.org/ 10.3897/popecon.1.e36032

4. Журавлева Т. Л., Гаврилова Я. А. (2017). Анализ факторов рождаемости в России: что говорят данные РМЭЗ НИУ ВШЭ? // Экономический журнал ВШЭ. Т. 21, № 1. С. 145—182.

5. Карабчук Т. С., Нагерняк М. А. (2013). Детерминанты занятости для матерей в России // Журнал исследований социальной политики. Т. 11, № 1. С. 25—48.

6. Левин М. И., Ощепков А. Ю. (2013). Оценка влияния дошкольных образовательных учреждений на занятость российских матерей // Финансы и бизнес. № 3. С. 89—106.

7. Орлова Е. А., Белоусов Д. Р., Галимов Д. И. (2020). О модели потенциального ВВП и разрыва выпуска для российской экономики // Проблемы прогнозирования. № 2. С. 60—71.

8. Ржаницына Л. (2000). Работающие женщины в России в конце 90 х годов // Вопросы экономики. № 3. С. 46—53.

9. Селиверстова И. (2008). Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины // Вопросы образования. № 3. С. 199—209.

10. Baker M., Gruber J., Milligan K. (2008). Universal child care, maternal labor supply, and family well-being. Journal of Political Economy, Vol. 116, No. 4, pp. 709—745. https://doi.org/10.1086/591908

11. Barigozzi F., Cremer H., Roeder K. (2018). Women’s career choices, social norms and child care policies. Journal of Public Economics, Vol. 168, pp. 162—173. https:// doi.org/10.1016/j.jpubeco.2018.10.004

12. Blau F. D., Kahn L. M. (2013). Female labor supply: Why is the United States falling behind? American Economic Review, Vol. 103, No. 3, рр. 251—256. https:// doi.org/10.1257/aer.103.3.251

13. Bloom D., Canning D., Fink G., Finlay J. (2009). Fertility, female labor force participation, and the demographic dividend. Journal of Economic Growth, Vol. 14, pp. 79—101. https://doi.org/10.1007/s10887-009-9039-9

14. Boca D. Del, Monfardini C., See S. G. (2018). Government education expenditures, pre-primary education and school performance: A cross-country analysis. CEPR Discussion Paper, No. DP12756.

15. Boeckmann I., Misra J., Budig M. J. (2015). Cultural and institutional factors shaping mothers’ employment and working hours in postindustrial countries. Social Forces, Vol. 93, No. 4, pp. 1301—1333. https://doi.org/10.1093/sf/sou119

16. Cascio E. U., Haider S. J., Nielsen H. S. (2015). The effectiveness of policies that promote labor force participation of women with children: A collection of national studies. Labour Economics, Vol. 36, pp. 64—71. https://doi.org/10.1016/ j.labeco.2015.08.002

17. Dechter E. K. (2014). Maternity leave, effort allocation, and postmotherhood earnings. Journal of Human Capital, Vol. 8, No. 2, рр. 97—125. https://doi.org/10.1086/ 677324

18. Dunst C. J., Leet H. E., Trivette C. M. (1988). Family resources, personal well-being, and early intervention. Journal of Special Education, Vol. 22, No. 1, pp. 108—116. https://doi.org/10.1177/002246698802200112

19. Dunst C. J. (2000). Revisiting “rethinking early intervention”. Topics in Early Childhood Special Education, Vol. 20, No. 2, pp. 95—104. https://doi.org/ 10.1177/027112140002000205

20. Felfe C., Lalive R. (2018). Does early child care affect children’s development? Journal of Public Economics, Vol. 159, рр. 33—53. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco. 2018.01.014

21. Felfe C., Nollenberger N., Rodríguez-Planas N. (2015). Can’t buy mommy’s love? Universal childcare and children’s long-term cognitive development. Journal of Population Economics, Vol. 28, No. 2, рр. 393—422. https://doi.org/10.1007/ s00148-014-0532-x

22. Fernández R. (2013). Cultural change as learning: The evolution of female labor force participation over a century. American Economic Review, Vol. 103, No. 1, pp. 472—500. https://doi.org/10.1257/aer.103.1.472

23. Glass C., Fodor E. (2011). Public maternalism goes to market: Recruitment, hiring, and promotion in postsocialist Hungary. Gender & Society, Vol. 25, No. 1, pp. 5—26. https://doi.org/10.1177/0891243210390518

24. Gorlich D., de Grip A. (2009). Human capital depreciation during hometime. Oxford Economic Papers, Vol. 61, рр. i98—i121. https://doi.org/10.1093/oep/gpn044

25. Herbst C. M., Tekin E. (2011). Do child care subsidies influence single mothers’ decision to invest in human capital? Economics of Education Review, Vol. 30, No. 5, pp. 901—912. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.03.006

26. Hsieh C.-T., Hurst E., Jones C. I., Klenow P. J. (2019). The allocation of talent and U.S. economic growth. Econometrica, Vol. 87, No. 5, рр. 1439—1474. https:// doi.org/10.3982/ECTA11427

27. Kashkarov D., Mamonov M., Pestova A. (2021). Childcare provision and human capital: The drivers of female labor supply. Paper presented at the 5th International RLMS-HSE User Conference, Higher School of Economics, Moscow, May 28—29.

28. Kazakova Y. (2019). Childcare availability and maternal labour supply in Russia. ISER Working Paper, No. 2019-11.

29. Kenworthy L. (2008). Jobs with equality. Oxford University Press.

30. Lalive R., Zweimüller J. (2009). How does parental leave affect fertility and return to work? Evidence from two natural experiments. Quarterly Journal of Economics, Vol. 124, No. 3, pp. 1363—1402. https://doi.org/10.1162/qjec.2009.124.3.1363

31. Lokshin M. (2004). Household childcare choices and women’s work behavior in Russia. Journal of Human Resources, Vol. 39, No. 4, pp. 1094—1115. https://doi.org/ 10.3368/jhr.XXXIX.4.1094

32. Lovász A. (2016). Childcare expansion and mothers’ employment in post-socialist countries. IZA World of Labor, article 319. https://doi.org/10.15185/izawol.319

33. Mankiw N. G., Romer D., Weil D. N. (1992). A contribution to the empirics of economic growth. Quarterly Journal of Economics, Vol. 107, No. 2, pp. 407—437. https:// doi.org/10.2307/2118477

34. Pettit B., Hook J. L. (2009). Gendered tradeoffs: Women, family, and workplace inequality in twenty-one countries. New York: Russell Sage Foundation.

35. Pfau-Effinger B. (2017). Development of culture, welfare states and women’s employment in Europe. Routledge.

36. Rindfuss R. R., Guilkey D. K., Morgan S. P., Kravdal Ø. (2010). Child-care availability and fertility in Norway. Population and Development Review, Vol. 36, No. 4, рр. 725—748. https://doi.org/10.1111/j.1728-4457.2010.00355.x

37. Saxonberg S., Sirovátka T. (2006). Failing family policy in post-communist Central Europe. Journal of Comparative Policy Analysis, Vol. 8, No. 2, pp. 185—202. https://doi.org/10.1080/13876980600682089

38. Schönberg U., Ludsteck J. (2014). Expansions in maternity leave coverage and mothers’ labor market outcomes after childbirth. Journal of Labor Economics, Vol. 32, No. 3, pp. 469—505. https://doi.org/10.1086/675078

39. Tirole J. (1996). A theory of collective reputations (with applications to the persistence of corruption and to firm quality). Review of Economic Studies, Vol. 63, No. 1, pp. 1—22. https://doi.org/10.2307/2298112

40. Trivette C. M., Dunst C. J., Hamby D. W. (2010). Influences of family-systems intervention practices on parent-child interactions and child development. Topics in Early Childhood Special Education, Vol. 30, No. 1, pp. 3—19. https://doi.org/ 10.1177/0271121410364250


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Колесник Д.П., Пестова А.А., Донина А.Г. Что (же) делать с занятостью женщин с детьми в России? Роль дошкольных образовательных учреждений. Вопросы экономики. 2021;(12):94-117. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-12-94-117

For citation:


Kolesnik D.P., Pestova A.A., Donina A.G. What should we do about the employment of women with children in Russia? The role of preschool educational institutions. Voprosy Ekonomiki. 2021;(12):94-117. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-12-94-117

Просмотров: 1062


ISSN 0042-8736 (Print)