

Фискальная консолидация в условиях пандемии
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-7-5-26
Аннотация
Многие страны в 2019—2020 гг. для преодоления негативных последствий пандемии COVID-2019 увеличили государственные расходы за счет долга. В связи с этим становится актуальным анализ потерь и выгод фискальной консолидации, направленной на постепенное снижение государственного долга до предпандемийного уровня посредством повышения налогов. Примененная глобальная мультирегиональная модель общего равновесия с перекрывающимися поколениями (CGE-OLG) позволяет оценить краткосрочные и долгосрочные эффекты постпандемийной локальной и глобальной фискальной консолидации для регионов различного типа. В краткосрочном периоде локальная консолидация приводит к несущественным потерям в терминах выпуска в российской экономике и к более существенным потерям в развитых странах, бюджетные расходы которых во время пандемии были значительно выше. В долгосрочном периоде наблюдается положительное влияние фискальной консолидации на уровень выпуска во всех экономиках. Глобальная консолидация приводит к более высоким значениям выпуска по сравнению с локальной консолидацией. Результаты оценки эффектов постпандемийной локальной фискальной консолидации применимы к кризисной ситуации 2022 г. в российской экономике: небольшие потери в среднесрочной перспективе в период консолидации и некоторый выигрыш после нее.
Об авторах
А. В. ЗубаревРоссия
Зубарев Андрей Витальевич, к. э. н., с. н. с. Лаборатории математического моделирования экономических процессов Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ). SPIN: 4301, ResearcherID: G-5573-2015
Москва
К. В. Нестерова
Россия
Нестерова Кристина Владимировна, с. н. с. Лаборатории математического моделирования экономических процессов ИПЭИ. SPIN: 6205-5679
Москва
Список литературы
1. Зубарев А. В., Нестерова К. В. (2019). Оценка последствий пенсионной реформы в России в глобальной CGE‑OLG модели // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 23, № 3. С. 384—417. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2019-23-3-384-417
2. Alesina A., Favero C., Giavazzi F. (2015). The output effect of fiscal consolidation plans. Journal of International Economics, Vol. 96, pp. 19—42. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2014.11.003
3. Alstadsæter A., Bratsberg B., Eielsen G., Kopczuk W., Markussen S., Raaum O., R øed K. (2020). The first weeks of the coronavirus crisis: Who got hit, when and why? Evidence from Norway. NBER Working Paper, No. 27131. https://doi.org/10.3386/w27131
4. Arellano C., Bai Y., Mihalache G. P. (2020). Deadly debt crises: COVID-19 in emerging markets. NBER Working Paper, No. 27275. https://doi.org/10.3386/w27275
5. Auerbach A. J., Kotlikoff L. J. (1987). Dynamic fiscal policy. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
6. Auerbach A., Gale B., Lutz B., Sheiner L. (2020). Fiscal effects of COVID-19. BPEA Conference Drafts, September 24. https://www.brookings.edu/wp‑content/uploads/2020/09/Auerbach‑et‑al‑conference‑draft.pdf
7. Bandeira G., Pappa E., Sajedi R., Vella E. (2017). Fiscal consolidations in a low inflation environment: Pay cuts versus lost jobs. CEPR Discussion Paper, No. 12310.
8. Barrell R., Holland D., Hurst I. (2012). Fiscal consolidation: Part 2. Fiscal multipliers and fiscal consolidations. OECD Economics Department Working Papers. https://doi.org/10.1787/5k9fdf6bs78r-en
9. Bayer C., Born B., Luetticke R., Müller G. (2020). The coronavirus stimulus package: How large is the transfer multiplier? CEPR Discussion Papers, No. 14600.
10. Benmelech E., Tzur-Ilan N. (2020). The determinants of fiscal and monetary policies during the COVID-19 crisis. NBER Working Paper, No. 27461. https://doi.org/10.3386/w27461
11. Benzell S. G. et al. (2015). Simulating Russia’s and other large economies’ challenging and interconnected transitions. NBER Working Paper, No. 21269. https://doi.org/10.3386/w21269
12. Bianchi F., Faccini R., Melosi L. (2020). Monetary and fiscal policies in times of large debt: Unity is strength. NBER Working Paper, No. 27112. https://doi.org/10.3386/w27112
13. Blanchard O. (2019). Public debt and low interest rates. American Economic Review, Vol. 109, No. 4, pp. 1197—1229. https://doi.org/10.1257/aer.109.4.1197
14. Clinton K., Kumhof M., Laxton D., Mursula S. (2011). Deficit reduction: Short-term pain for long-term gain. European Economic Review, Vol. 55, No. 1, pp. 118—139. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2010.11.006
15. Cogan J. F., Taylor J. B., Wieland V., Wolters M. H. (2013). Fiscal consolidation strategy. Journal of Economic Dynamics and Control, Vol. 37, No. 2, pp. 404—421. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2012.10.004
16. Coibion O., Gorodnichenko Y., Weber M. (2020). The cost of the COVID-19 crisis: Lockdowns, macroeconomic expectations, and consumer spending. NBER Working Paper, No. 27141. https://doi.org/10.3386/w27141
17. Congressional Budget Office (2020). The budget and economic outlook: 2020 to 2030. Washington, DC.
18. Corsetti G. (2010). Fiscal consolidation as a policy strategy to exit the global crisis. VoxEU.org, July 7. https://voxeu.org/article/fiscal-consolidation-policy-strategy-exit-global-crisis
19. Elekdag S., Epstein N., Moreno-Badia M. (2007). Fiscal consolidation in Israel: A global fiscal model perspective. Emerging Markets Finance and Trade, Vol. 43, No. 6, pp. 67—86. https://doi.org/10.2753/REE1540-496X430604
20. Erceg C. J., Lindé J. (2013). Fiscal consolidation in a currency union: Spending cuts vs. tax hikes. Journal of Economic Dynamics and Control, Vol. 37, No. 2, pp. 422—445. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2012.09.012
21. Gradzewicz M., Jedrzejowicz T., Zolkiewski Z. (2007). The cost of fiscal tightening in Poland on the road to the euro: Does the labour market matter? (CGE model simulations). Bank i Kredyt, No. 4. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1011692
22. IMF (2020). World economic outlook: A long and difficult ascent. Washington, DC, October.
23. Jensen S. E. H., Rutherford T. F. (2002). Distributional effects of fiscal consolidation. Scandinavian Journal of Economics, Vol. 104, No. 3, pp. 471—493. https://doi.org/10.1111/1467-9442.00297
24. Mabugu R., Robichaud V., Maisonnave H., Chitiga M. (2013). Impact of fiscal policy in an intertemporal CGE model for South Africa. Economic Modelling, No. 31, pp. 775—782. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2013.01.019
25. Maliszewska M., Mattoo A., Van Der Mensbrugghe D. (2020). The potential impact of COVID-19 on GDP and trade: A preliminary assessment. World Bank Policy Research Working Paper, No. 9211.
26. McDermott C. J., Wescott R. F. (1996). An empirical analysis of fiscal adjustments. IMF Economic Review, Vol. 43, No. 4, pp. 725—753. https://doi.org/10.2307/3867367
27. McKibbin W. J., Fernando R. (2020). The global macroeconomic impacts of COVID-19: Seven scenarios. Asian Economic Papers, Vol. 20, No. 2, pp. 1—30. https://doi.org/10.1162/asep_a_00796
28. McKibbin W. J., Stoeckel A. B. (2012). Global fiscal consolidation. Asian Economic Papers, Vol. 11, No. 1, pp. 124—146. https://doi.org/10.1162/ASEP_a_00126
29. Montenovo L. et al. (2020). Determinants of disparities in Covid-19 job losses. NBER Working Paper, No. 27132. https://doi.org/10.3386/w27132
30. Müller U. K., Stock J. H., Watson M. W. (2019). An econometric model of international long-run growth dynamics. NBER Working Paper, No. 26593. https://doi.org/10.3386/w26593
31. Perotti R. (1996). Fiscal consolidation in Europe: Composition matters. American Economic Review, Vol. 86, No. 2, pp. 105—110.
32. Roeger W., Veld J., Pfeiffer P. (2020). The COVID19-pandemic in the EU: Macroeconomic transmission and economic policy response. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
33. Stähler N., Thomas C. (2012). FiMod — A DSGE model for fiscal policy simulations. Economic Modelling, Vol. 29, No. 2, pp. 239—261. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2011.10.001
34. United Nations (2019). World population prospects 2019. New York: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
35. Walmsley T., Rose A., Wei D. (2020). Impacts on the US macroeconomy of mandatory business closures in response to the COVID-19 pandemic. Available at SSRN: https://doi.org/10.2139/ssrn.3570117
36. World Bank (2020). Assessing the economic impact of COVID-19 and policy responses in Sub-Saharan Africa. Washington, DC.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Зубарев А.В., Нестерова К.В. Фискальная консолидация в условиях пандемии. Вопросы экономики. 2022;(7):5-26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-7-5-26
For citation:
Zubarev A.V., Nesterova K.V. Fiscal consolidation during the pandemic. Voprosy Ekonomiki. 2022;(7):5-26. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-7-5-26