Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка социально-экономических общественных потерь от ДТП в России

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-6-131-146

Полный текст:

Аннотация

В России каждые 30 минут в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает 1 человек, а в среднем за год гибнет 25 тыс. человек, что эквивалентно численности населения среднего города. В десятки раз больше людей получают травмы различной степени тяжести. Для сокращения смертности на дорогах необходимо повысить безопасность дорожного движения, а значит, нужны большие государственные вложения. Чтобы определить сумму этих вложений и обосновать ее, необходимо знать размер общественных потерь, связанных с гибелью, инвалидизацией и травматизмом в результате ДТП. В данной статье предлагается обсудить и опробовать методику расчета социально-экономического ущерба в результате ДТП. В соответствии с нашим анализом размер социально-экономических потерь от ДТП в России на 2013 г. составлял 487,1 млрд руб., включая стоимость морального ущерба.

Об авторах

Д. М. Колесникова
НИУ ВШЭ
Россия
стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ (Москва)


Т. С. Карабчук
Университет Объединенных Арабских Эмиратов; НИУ ВШЭ
Россия
к.с.н., профессор Университета Объединенных Арабских Эмиратов; старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ (Москва)


Д. В. Сальникова
НИУ ВШЭ
Россия
стажер-исследователь ЛССИ НИУ ВШЭ (Москва)


Т. А. Фаттахов
НИУ ВШЭ
Россия
младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории социально-демографической политики Института демографии НИУ ВШЭ (Москва)


Список литературы

1. Блинкин М., Решетова Е. (2013). Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ

2. Гуриев С. (2010). Мифы экономики: заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИиполитики. М.: Юнайтед Пресс

3. Зубец А. Н. (2013). Стоимость человеческой жизни в России составляет 3,6 млн. рублей. М.: Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах»

4. Капелюшников Р. (2012). Сколько стоит человеческий капитал России? (Препринт № WP3/2012/06). М.: Изд. дом НИУ ВШЭ

5. Карабчук Т., Никитина М., Ремезкова В., Соболева Н. (2014). Как оценить стоимость человеческой жизни? // Экономическая социология. № 1. С. 89-106

6. Карабчук Т., Моисеева А., Соболева Н. (2015). Исследование зарубежных методик и отечественных практик определения экономического ущерба, наносимого гибелью в результате ДТП // Экономическая социология. № 5. С. 77-102

7. Корчагин Ю. (2011). Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности: Доклад. М.: НИУ ВШЭ

8. Михайлова Ю., Иванова А. (ред.) (2006). Социально-экономические аспекты инвалидности. М.: РИО ЦНИИОИЗ

9. Прохоров Б., Шмаков Д. (2013). Причины гибели людей в мирное время и экономическая оценка стоимости потерь // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 139-147

10. Руденко П. (2011). Цена человека // Коммерсантъ: Деньги. 6 Июня

11. Фаттахов Т. (2014). Источники информации о ДТПиучет дорожно-транспортного травматизма в России // Демографическое обозрение. № 3. С. 127-143

12. Bahamonde-Birke F., Kunert U., Link H. (2015). The value of a statistical life in a road safety context - a review of the current literature. Transport Reviews, Vol. 35, No. 4, pp. 488-511.

13. Department for Transport (2013). A valuation of road accidents and casualties in Great Britain: Methodology note. Unpublished manuscript. https://www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/254720/rrcgb-valuation-methodology.pdf.

14. EPA (2000). Guidelines for Preparing Economic Analyses (Report 240-R-00-003). Washington, DC: U.S. Environmental Protection Agency. European Commission (2007). Monetary valuation of Road Safety. Unpublished manuscript. ec.europa.eu/transport/road_safety/specialist/knowledge/measures/ monetary_valuation_of_road_safety/index_en.htm.

15. European Commission (2010). Towards a European road safety area: Policy orientations on road safety 2011-2020. Communication to the European Parliament, the Council, the European economic and social Committee and the Committee of the regions. Brussels, July 20.

16. European Commission. (2015). Road safety in the European Union. Trends, statistics and main challenges. Brussels: European Commission, Mobility and Transport DG.

17. Hill J., Starrs C. (2011). Saving lives, saving money. The costs and benefits of achieving safe roads. Road Safety Foundation, RAC Foundation.

18. Mackay M. (2003). National differences in european mass accident data bases. In: T. A. Gennarelli, E. Wodzin (eds.). Proceedings: Contemporary injury severity and outcome issues. RCOBI Annual Conference, Lisbon, Portugal, 24 September, pp. 51-55.

19. NHTSA (2015). Overview of NHTSA Priority plan for vehicle safety and fuel economy, 2015 to 2017. Washington, DC: U.S. Department of Transportation, National Highway Traffic Safety Administration.

20. OECD. (2014). Road safety annual report 2014. Paris: OECD/ITF.

21. UN (2003). Working party on passive safety. Preliminary report on the development of a global technical regulation concerning pedestrian safety (TRANS/ WP.29/2003/99). Brussels: United Nations, Economic Commission for Europe, Inland Transport Committee.

22. Viscusi W., Aldy J. (2003). The value of a statistical life: A critical review of market estimates throughout the world. Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 27, No. 1, pp. 5-76.


Для цитирования:


Колесникова Д.М., Карабчук Т.С., Сальникова Д.В., Фаттахов Т.А. Оценка социально-экономических общественных потерь от ДТП в России. Вопросы экономики. 2016;(6):131-146. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-6-131-146

For citation:


Kolesnikova D., Karabchuk T., Salnikova D., Fattahov T. Estimation of socio-economic national losses as a result of road accidents in russia. Voprosy Ekonomiki. 2016;(6):131-146. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-6-131-146

Просмотров: 75


ISSN 0042-8736 (Print)