Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Минимизация упущенных выгод: моделирование взаимоотношений государства и бизнеса в России

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-7-42-61

Полный текст:

Аннотация

Властные отношения совместимы с целым рядом моделей выбора: максимизацией, ориентацией на получение удовлетворительного результата, принуждением и минимизацией упущенных выгод. Последняя модель рассматривается подробно и помещается в контекст особой техники навязывания воли, доминирования в результате сочетания интересов. Показывается, что такое доминирование требует обоснования отсылкой к особому общему благу - ренте, которую совместно захватывают принципал и агент. Сравниваются два источника неоптимальных исходов: индивидуальные решения и особым образом организованные взаимодействия. Властные взаимодействия приводят к получению неоптимальных результатов как минимум одной их стороной, агентом. Основные положения иллюстрируются данными по России.

Об авторе

А. Олейник
Мемориальный университет Ньюфаундленда; Институт экономики РАН
Канада

кандидат экономических наук, доктор экономики (PhD), доцент Мемориального университета Ньюфаундленда, старший научный сотрудник ИЭ РАН



Список литературы

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 202.

2. Гудков Л., Дубин Б., Левада Ю. Проблема «элиты» в сегодняшней России: размышления над результатами социологического исследования. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007

3. Ледяев В. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН, 2001.

4. Менар К. Экономика трансакционных издержек: от теоремы Коуза до эмпирических исследований // Институциональная экономика: учебник / Под общ. ред. А. Н. Олейника. М.: Инфра-М, 2005.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

6. Олейник А. Газовый конфликт: торг неуместен // Ведомости. 2009. 12 янв.

7. Олейник А. Государство и бизнес: скромное обаяние этатизма // Ведомости. 2008. 11 июня.

8. Олейник А. Государство и бизнес: фейс-контроль для инвестора // Ведомости. 2008. 29 мая. С. A4.

9. Олейник А. Теоремы Коуза: институциональные предпосылки // Экономическая наука современной России. 2008. № 2. С. 21-39.

10. Олейник А. Триангуляция в контент-анализе: вопросы методологии и эмпирическая проверка // СОЦИС - Социологические исследования. 2009. № 2.

11. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3.

12. Соссье С. Теория оптимального контракта: моделирование контрактных отношений // Институциональная экономика: учебник / Под общ. ред. А. Н. Олейника. М.: Инфра-М, 2005.С. 152-190.

13. Фадеев В. Государство и бизнес: инфантилизм интеллектуалов // Ведомости. 2008. 7 июня.

14. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007.

15. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

16. Beetham D. The Legitimation of Power. Atlantic Highlands: Humanities Press, 1991.

17. Bowles S., Gintis H. Power // The New Palgrave: Dictionary of Economics. 2nd ed. / S. Durlauf, L. Blume (eds.). N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008. Vol. 6.

18. Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

19. Commons J. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21, No 3. P. 652.

20. Cooter R. Coase Theorem // The New Palgrave: A Dictionary of Economics. Vol. 1. Р. 457-460.

21. Dowding K. Power. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.

22. Friedman J. Bilateral monopoly // The New Palgrave: A Dictionary of Economics. Vol. 1. Р. 242-243.

23. Gaddy C. Perspectives and Potential of Russian Oil // Eurasian Geography and Economics. 2004. Vol. 45, No 5. P. 350-351.

24. Gaddy C., Ickes B. Resource Rents and the Russian Economy // Eurasian Geography and Economics. 2005. Vol. 46, No 8. P. 560.

25. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1967.

26. Gray J., Densten I. Integrating quantitative and qualitative analysis using latent and manifest variables // Quality & Quantity. 1998. Vol. 32. P. 419-432.

27. Hoffman E., Spitzer M. The Coase Theorem: Some Experimental Results // Journal of Law and Economics. 1982. Vol. 23, No 1. P. 93.

28. Jonge J. de. Rational Choice Theory and Moral Action // Socio-Economic Review. 2005. Vol 3. P. 117-132.

29. Kreps D. Corporate Culture and Economic Theory // Perspectives on Positive Political Economy / J. Alt, K. Shepsle (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

30. Langlois R. Rationality, Institutions and Explanation // Economics as a Process: Essays in the New Institutional Economics / R. Langlois (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

31. Lukes S. Power: A Radical View. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2005.

32. Major Non-OPEC Countries' Oil Revenues / US Department of Energy. Washington, DC: Energy Information Administration, 2005.

33. Munro J. E. Principal and Agent // The New Palgrave: A Dictionary of Economics / J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman (eds.). N. Y.: Stockton Press, 1987. Р. 966.

34. Oleinik A. Minimizing Missed Opportunities: A New Model of Choice? // Journal of Economic Issues. 2007. Vol. 41, No 2. P. 547-556.

35. Peach J., Dugger W. An Intellectual History of Scarcity // Journal of Economic Issues. 2006. Vol. 40, No 3. Р. 693.

36. Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

37. Scott J. Power. Cambridge: Polity Press, 2001.

38. Serrano R. Bargaining // The New Palgrave: Dictionary of Economics. 2nd ed. / S. Durlauf, L. Blume (eds.). N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008. Vol. 1. P. 370-380.

39. Simon H. A Formal Theory of the Employment Relationship // Econometrica. 1951. Vol. 19, No 3. P. 293-305.

40. Simon H. Notes on the Observation and Measurement of Political Power // Journal of Politics. 1953. Vol. 15, No 4. P. 503.

41. Simon H. Rationality as Process and as Product of Thought // American Economic Review. 1978. Vol. 68, No 2. P. 13

42. Stiglitz J. Principal and Agent // The New Palgrave: A Dictionary of Economics / J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman (eds.). N. Y.: Stockton Press, 1987.

43. Sugden R. Spontaneous Order // Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3, No 4. P. 85-97.

44. Tilly C. War Making and State Making as Organized Crime // Bringing the State Back In / P. Evans, D. Rueschemeyer, T. Skopol (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

45. Wartenberg T. E. The Forms of Power: From Domination to Transformation. Philadelphia: Temple University Press, 1990.

46. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. N. Y.: Bedminster Press, 1968. Р. 943-946.

47. Weil P. Increasing Returns and Animal Spirits // American Economic Review. 1989. Vol. 79, No 4. Р. 889-894.

48. Williamson O. Markets and Hierarchies, Analysis and Antitrust implications: A Study in the Economics of Internal Organization. N. Y.: The Free Press, 1975.

49. Wolf C. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives. L.: MIT Press, 1988.

50. Wrong D. Power: Its Forms, Bases and Uses. N. Y.: Harper Colophon, 1980.


Для цитирования:


Олейник А. Минимизация упущенных выгод: моделирование взаимоотношений государства и бизнеса в России. Вопросы экономики. 2009;(7):42-61. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-7-42-61

For citation:


Oleynik A. Minimizing Missed Opportunities: Modeling Relationships between the State and Business in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2009;(7):42-61. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-7-42-61

Просмотров: 51


ISSN 0042-8736 (Print)