Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-86-108

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена оценке роли инноваций в конкурентной стратегии российских компаний. На материале обследования более 1000 предприятий показано, что нововведения, как правило, не рассматриваются как приоритет предпринимательства, что снижает конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Проанализированы особенности инновационных стратегий в разных секторах экономики, обсуждаются причины неэффективности инновационных систем российских предприятий.

Об авторах

Т. Е. Кузнецова
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
к.  э.  н., директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (Москва) (Москва)


В. А. Рудь
НИУ ВШЭ (Москва)
Россия
научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (Москва)


Список литературы

1. Всемирный банк (2011). Расширяя горизонты инноваций: переосмысление роли государства в развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии. Вашингтон

2. Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Рудь В. А. (2010). Анализ инновационных режимов в российской экономике: методологические подходы и некоторые результаты // Форсайт. Т. 4, № 3. С. 18—30

3. Гохберг Л. М. (науч. ред.) (2012). Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество 2012. М.: Экономика

4. Гохберг Л. М. и др. (ред.) (2012). Индикаторы инновационной деятельности: 2012: стат. сб. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ

5. Грачева Г. А., Кузнецова Т. Е., Рудь В. А., Суслов А. Б. (2012). Инновационное поведение российских предприятий. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ

6. Друкер П.Ф. (2009). Бизнес и инновации. М.: Вильямс

7. Кузнецова Т. К., Рудь В. А. (2011). Факторы эффективности и мотивы инновационной деятельности российских промышленных предприятий // Форсайт. Т. 5, № 2. С. 34—47

8. Портер М. (2005). Конкуренция. М.: Вильямс

9. Рудь В. А., Фурсов К. С. (2011). Роль статистики в дискуссии о научно-технологическом и инновационном развитии // Вопросы экономики. № 1. С. 138—150

10. Томпсон А. А., Стрикленд А. Д. (2006). Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.: Вильямс

11. Acemoglu P., Zilibotti F. (2001). Productivity Differences // Quarterly Journal of Economics. Vol. 116, No 2. P. 563—606.

12. Aghion P., Bloom N. Blundell R., Griffith R., Howitt P. (2005). Competition and Innovation: An Inverted U Relationship // Quarterly Journal of Economics. Vol. 120, No 2. P. 701—728.

13. Aghion P., Carlin W., Schaffer M. (2002). Competition, Innovation and Growth in Transition: Exploring the Interactions between Policies // William Davidson Institute Working Paper. No 501.

14. Arrow K. J. (1962). Economic Welfare and the Allocation of Resources for Invention // The Rate and Direction of Inventive Activity: Economic and Social Factors / National Bureau of Economic Research. Princeton: Princeton University Press.

15. Ba S., Stallaert J., Zhang Z. (2008). Oligopolistic Price Competition and Adverse Price Effect in Online Retailing Markets // Decision Support Systems. Vol. 45, No 4. Р. 858—869.

16. Baumol W. J. (2002). The Free-Market Innovation Machine: Analyzing the Growth Miracle of Capitalism. Princeton: Princeton University Press.

17. Bresnahan T., Trajtenberg M. (1995). General Purpose Technologies: Engines of Growth // Journal of Econometrics. Vol. 65, No 1. Р. 83—108.

18. El-Erian M. A., Spence A. M. (2008). Growth Strategies and Dynamics // World Economics. Vol. 9, No 1. Р. 57—96.

19. Freeman P. (2004). Competition Policy and Innovation / CBI Competition Conference.

20. Gilbert R. J. (2009). Competition and Innovation // Issues in Competition Law and Policy / W. D. Collins (ed.). Chicago: American Bar Association Publishing.

21. Gilsing V., Bekkers R., Bodas Freitas I., Steen van der M. (2011) Differences in Technology Transfer Between Science-based and Development-based Industries: Transfer mechanisms and Barriers // Technovation. Vol. 31, No 12. Р. 638—647.

22. Grossman G. M., Helpman E. (1991). Innovation and Growth in the Global Economy. Cambridge, MA: MIT Press.

23. Hagenaars J., McCutcheon A. (2002). Applied Latent Class Analysis. N. Y.: Cambridge University Press.

24. OECD (2005). Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd ed. Paris.

25. OECD (2009). Roundtable on Competition, Patents and Innovation 02-Jun-2009 DAF/ COMP/WD(2009)52.

26. OECD (2010). The OECD Innovation Strategy. Getting A Head Start on Tomorrow. Paris.

27. OECD (2011a). Scoping Paper for the TIP Project on “Financing, Transferring and Commercialising Knowledge”. DSTI/STP/TIP(2011)3. Paris.

28. OECD (2011b). Science, Technology and Industry Scoreboard. Paris.

29. Pack H., Westphal L. E. (1986). Industrial Strategy and Technological Change: Theory versus Reality // Journal of Development Economics. Vol. 22, No 1. Р. 87—128.

30. Podsakoff P. M., MacKenzie S. B., Lee J.-Y. (2003) Common Method Bias in Behavioral Research: A Critical Review of the Literature and Recommended Remedies // Journal of Applied Psychology. Vol. 88, No 5. P. 879—903.

31. Schumpeter J. A. (1942). Capitalism, Socialism and Democracy. N. Y.: Harper & Row.

32. Шумпетер Й. (2007). Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований). Вопросы экономики. 2013;(12):86-108. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-86-108

For citation:


Kuznetsova T., Roud V. Competition, innovation and Strategy: Empirical Evidence from Russian Enterprises. Voprosy Ekonomiki. 2013;(12):86-108. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-86-108

Просмотров: 755


ISSN 0042-8736 (Print)