Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Федеральная политика выравнивания доходов региональных бюджетов: направления совершенствования

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-134-153

Аннотация

Выделены актуальные проблемы и обоснованы направления совершенствования механизма федерального межбюджетного выравнивания в России. Эффективность распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определяет возможности достижения целей государственной политики, в том числе национальных целей развития. Выявлены долгосрочные тенденции в изменении межрегиональной дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности регионов России. Сформулированы критерии эффективности межбюджетного выравнивания. К числу недостатков федеральной политики выравнивания бюджетной обеспеченности регионов относятся нарушения четырех правил: стабильность методики; сохранение рангов регионов; учет только объективных показателей; приоритет выравнивания доходов бюджетов регионов над их стимулированием. В России до сих пор не сформирован эффективный механизм федерального межбюджетного выравнивания. Действующая политика выравнивания успешно решает задачу сокращения разрыва между регионами по доходам их бюджетов, но для его дальнейшего уменьшения требуется не только увеличить общий объем дотаций, но и устранить выявленные недостатки при сохранении имеющихся преимуществ. Это позволит повысить эффективность межбюджетного регулирования в целом.

Об авторе

Е. Н. Тимушев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
Россия

Тимушев Евгений Николаевич – к. э. н., с. н. с. Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС; с. н. с. ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН

Москва; Сыктывкар



Список литературы

1. Арлашкин И. Ю. (2020). Сравнительная оценка подходов к расчету налогового потенциала регионов // Финансовый журнал. Т. 12, № 1. С. 58—67. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-1-58-67

2. Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н., Гулидов Р. В., Леонов С. Н. (2019). «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации // Пространственная экономика. Т. 15, № 1. С. 132—156. https://doi.org/10.14530/se.2019.1.132-156

3. Бухарский В. В., Лавров А. М. (2017). Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Финансовый журнал. № 1. С. 9—21.

4. Валиева Д. Г. (2011). Межбюджетные трансферты и политика региональных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. № 4. С. 50—62. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2011-0-4- 50-62

5. Дерюгин А. Н. (2016). Выравнивание регионов: сохраняются ли стимулы к развитию? // Экономическая политика. № 6. С. 170—191. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-6-08

6. Дерюгин А. Н., Соколов И. А. (2019). Перспективы использования в России «модельного бюджета» при распределении выравнивающих дотаций // Вопросы экономики. № 4. С. 21—38. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-21-38

7. Землянский Д. Ю., Медведникова Д. М., Калиновский Л. В., Прусихин О. Е. (2024). Распределение дотаций на выравнивание по субъектам Российской Федерации и их роль в изменении межрегионального бюджетного неравенства // Региональные исследования. № 2. С. 4—17. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2024-2-1

8. Золотарева А. Б. (2020). Проблемы заключения соглашений о предоставлении дотаций субъектам РФ // Экономическая политика. Т. 15, № 5. С. 90—111. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2020-5-90-111

9. Климанов В., Лавров А. (2004). Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. № 11. С. 111—125. https://doi.org/10.32609/0042- 8736-2004-11-111-125

10. Климанов В. В., Сафина А. И., Тимушев Е. Н. (2018). Влияние внедрения «модельного» бюджета на бюджетную обеспеченность регионов Дальнего Востока // Экономика Востока России. № 2. С. 5—18. https://doi.org/10.25801/SRC.2019.10.2.001

11. Климанов В. В., Тимушев Е. Н. (2024). Возможности сокращения разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы. № 10. С. 8—17.

12. Лавров А. М. (2019). Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998— 2019 гг.). М.: Издат. дом НИУ ВШЭ. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1992-9

13. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А. (2021). Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? // Вопросы экономики. № 1. С. 143—160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160

14. Мамедов А. А. и др. (2012). Проблемы межбюджетных отношений в России. М.: Изд-во Института Гайдара.

15. Мильчаков М. В. (2017). Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки // Финансовый журнал. № 1. С. 22—38.

16. Мильчаков М. В. (2024). Бюджетно-финансовое положение субъектов Российской Федерации: среднесрочные тенденции в региональном разрезе // Финансовый журнал. Т. 16, № 2. С. 104—125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-2-104-125

17. Мысляева И. Н., Науменко Т. В. (2017). Межбюджетные отношения в системе мер государственной региональной политики // Регион: экономика и социология. № 4. С. 62—76. https://doi.org/10.15372/REG20170403

18. Назаров В. (2013). Международный опыт эволюции методик распределения выравнивающих трансфертов. М.: РАНХиГС. https://doi.org/10.2139/ssrn.2264208

19. Назаров В., Трунин И. (2006). Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2005 году: Тенденции и перспективы. Вып. 27. М.: ИЭПП. С. 120—153.

20. Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Потравная Е. В. (2023). Оценка бюджетной обеспеченности арктических регионов в целях выравнивания доходов и повышения благосостояния населения // Проблемы прогнозирования. № 5. С. 136—149. https://doi.org/10.47711/0868-6351-200-136-149

21. Силуанов А. Г. (2023). Бюджетный кодекс своевременно адаптируется к системным изменениям экономики // Бюджет. № 7. С. 14—19.

22. Сумская Т. В. (2024). Анализ федеральной трансфертной политики в России // Проблемы прогнозирования. № 5. С. 176—190. https://doi.org/10.47711/0868-6351-206-176-190

23. Таштамиров М. Р. (2022). Эффективность межбюджетного регулирования высокодотационных бюджетов субнационального уровня // Финансы: теория и практика. Т. 26, № 2. С. 136—159. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-136-159

24. Тимушев Е. Н. (2024). Распределение федеральных выравнивающих дотаций: оценка последствий основных изменений // Финансовый журнал. Т. 16, № 5. С. 78—96. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-78-96

25. Figuieres C., Hindriks J., Myles G. D. (2004). Revenue sharing versus expenditure sharing in a federal system. International Tax and Public Finance, Vol. 11, No. 2, pp. 155—174. https://doi.org/10.1023/B:ITAX.0000011398.14064.c4

26. Shah A. (2007). A practitioner’s guide to intergovernmental fiscal transfers. In: R. W. Boadway, A. M. Shah (eds.). Intergovernmental fiscal transfers: Principles and practice. Public Sector Governance and Accountability Series. Washington, DC: World Bank, pp. 1—53.

27. Spahn P. B. (2007). Equity and efficiency aspects of interagency transfers in a multigovernment framework. In: R. W. Boadway, A. M. Shah (eds.). Intergovernmental fiscal transfers: Principles and practice. Public Sector Governance and Accountability Series. Washington, DC: World Bank, pp. 75—106.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Тимушев Е.Н. Федеральная политика выравнивания доходов региональных бюджетов: направления совершенствования. Вопросы экономики. 2025;(12):134-153. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-134-153

For citation:


Timushev E.N. Federal policy of equalizing regional budget revenues: Areas for improvement. Voprosy Ekonomiki. 2025;(12):134-153. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2025-12-134-153

Просмотров: 16


ISSN 0042-8736 (Print)