

Эффект колеи в объяснительных моделях экономического мышления: практика публикаций в деловых изданиях
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-35-52
Аннотация
На примере публикаций в федеральных периодических деловых изданиях за период с 2000 по 2024 г. рассматривается специфика используемых в информационном дискурсе объяснительных моделей, применяемых для характеристики экономических процессов. Контент-анализ и дискурс-анализ показывают, что применяемые в медиа объяснительные модели полностью соответствуют эффекту колеи, то есть фиксируют зависимость текущего и будущего развития от прошлого опыта, а также апеллируют к этому опыту вне зависимости от его соответствия реальной экономической картине. Обозначены перспективы использования объяснительных моделей в информационном дискурсе российской прессы, включающие инерцию использования устаревших экономических подходов, сосуществование противоречащих друг другу стереотипов, а также укрепление семантически опустошенных конструкций, фиксирующих только внешнюю форму объяснительной модели без актуального эмпирического содержания. Сделан вывод об усилении эффекта колеи в объяснительных моделях средств массовой информации, а следовательно, и об усиливающейся субъективности при подаче экономической информации
Ключевые слова
JEL: A12, D82, G01
Об авторе
Д. Э. КоноплевРоссия
Коноплев Дмитрий Эдуардович, д. филол. н., проф. кафедры медиапроизводства факультета журналистики
Челябинск
Список литературы
1. Аузан А. (2017). Развитие и «колея» зависимости // Мировая экономика и международные отношения. Т. 61, № 10. С. 96—105. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-10-96-105
2. Мовчан А., Митров А. (2020). Проклятые экономики. М.: АСТ.
3. Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала».
4. Распопова С. С., Павлова А. Н. (2018). Медиаэффекты прайминга и фрейминга в региональной повестке федеральных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 3. С. 73—82.
5. Сарна А. Я. (2020). Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13, № 2. С. 218—235. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207
6. Allen T., Donaldson D. (2022). Persistence and path dependence: A primer. Regional Science and Urban Economics, Vol. 94, article 103724. https://doi.org/10.1016/j.regsciurbeco.2021.103724
7. Apajalahti E., Kungl G. (2022). Path dependence and path break-out in the electricity sector. Environmental Innovation and Societal Transitions, Vol. 43, pp. 220—236. https://doi.org/10.1016/j.eist.2022.03.010
8. Arendt F. (2013). News stereotypes, time, and fading priming effects. Journalism & Mass Communication Quarterly, Vol. 90, No. 2, pp. 347—362. https://doi.org/10.1177/1077699013482907
9. Arthur W. (1989). Competing technologies, increasing returns, and lock-in by historicalevents. Economic Journal, Vol. 99, No. 394, pp. 116—131. https://doi.org/10.2307/2234208
10. Baglieri D., Cinici M., Mangematin V. (2012). Rejuvenating clusters with sleeping anchors: The case of nanoclusters. Technovation, Vol. 32, No. 3—4, pp. 245—256. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2011.09.003
11. Bolt J., van Zanden J. (2014). The Maddison Project: Collaborative research on historical national accounts. Economic History Review, Vol. 67, No. 3, pp. 627—651. https://doi.org/10.1111/1468-0289.12032
12. Bohnsack R., Kurtz H., Hanelt A. (2021). Re-examining path dependence in the digital age: The evolution of connected car business models. Research Policy, Vol. 50, No. 9, article 104328. https://doi.org/10.1016/j.respol.2021.104328
13. Boydstun A. (2013). Making the news: Politics, the media, and agenda setting. Chicago: University of Chicago Press. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226065601.001.0001
14. Brase G., Wesely A., Brandner J. (2023). Priming and personality predictors of social reasoning: Contrasting theory of mind, trust, HEXACO, and emotional intelligence. Personality and Individual Differences, Vol. 200, article 111911. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.111911
15. Carolan M. (2022). Acting like an algorithm: Digital farming platforms and the trajectories they (need not) lock-in. In: G. Desa, X. Jia (eds.). Social innovation and sustainability transition. Cham: Springer, pp. pp 107—119. https://doi.org/10.1007/978-3-031-18560-1_8
16. Carpentier F. (2014). Agenda setting and priming effects based on information presentation: Revisiting accessibility as a mechanism explaining agenda setting and priming. Mass Communication & Society, Vol. 17, No. 4, pp. 531—552. https://doi.org/10.1080/15205436.2013.816744
17. Cesario J. (2014). Priming, replication, and the hardest science. Perspectives on Psychological Science, Vol. 9, No. 1, pp. 40—48. https://doi.org/10.1177/1745691613513470
18. David P. (1985). Clio and the economics of QWERTY. American Economic Review, Vol. 75, No. 2, pp. 332—337.
19. David P. (1993). Path-dependence and predictability in dynamic systems with local network externalities: A paradigm for historical economics. In: D. Foray, C. Freeman (eds.). Technology and the wealth of nations: The dynamics of constructed advantage. London: Printer Publishers, рр. 208—231.
20. Doyle E., Lee Y. (2016). Context, context, context: Priming theory and attitudes towards corporations in social media. Public Relations Review, Vol. 42, No. 5, pp. 913—919. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2016.09.005
21. Ewoldsen D., Hoewe J., Grady S. (2022). A cognitive processing framework for media interpretation. Journal of Media Psychology, Vol. 34, No. 2, pp. 65—76. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000326
22. Flaxman S., Goel S., Rao J. (2016). Filter bubbles, echo chambers, and online news consumption. Public Opinion Quarterly, Vol. 80, No. 1, pp. 298—320. https://doi.org/10.1093/poq/nfw006
23. Geels F. (2019). Socio-technical transitions to sustainability: A review of criticisms and elaborations of the Multi-Level Perspective. Current Оpinion in Environmental Sustainability, Vol. 39, pp. 187—201. https://doi.org/10.1016/j.cosust.2019.06.009
24. Gilardi F., Gessler T., Kubli M., Müller S. (2022). Social media and political agenda setting. Political Communication, Vol. 39, No. 1, pp. 39—60, https://doi.org/10.1080/10584609.2021.1910390
25. Goel R., Saunoris J. (2016). Institutional path dependence and international research intensity. Economic Modelling, Vol. 52, pp. 851—858. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2015.10.021
26. Goldstein J., Neimark B., Garvey B., Phelps J. (2023). Unlocking lock-in and path dependency: A review across disciplines and socio-environmental contexts. World Development, Vol. 161, article 106116. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2022.106116
27. Grabher G. (1993). The weakness of strong ties; the lock-in of regional development in Ruhr area. In: G. Grabher (ed.). The embedded firm; on the socioeconomics of industrial networks. Routledge, pp. 255—277.
28. Heger S., Slonim R. (2022). Giving begets giving: Positive path dependence as moral consistency. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 204, pp. 699—718. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2022.10.044
29. Hunt N., Curtis M., Rixom J. (2022). Financial priming, psychological distance, and recognizing financial misreporting as an ethical issue: The role of financial reporting responsibility. Accounting, Organizations and Society, Vol. 102, article 101349. https://doi.org/10.1016/j.aos.2022.101349
30. Ibrus I. (2013). Path dependencies in media design: Evolutionary dynamics of early mobile web and its textual forms. Social Semiotics, Vol. 24, No. 2, pp. 191—208. https://doi.org/10.1080/10350330.2013.859479
31. Janiszewski C. (2014). Content and process priming: A review. Journal of Consumer Psychology, Vol. 24, No. 1, pp. 96—118. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2013.05.006
32. Jungherr A., Posegga O., An J. (2019). Discursive power in contemporary media systems: A comparative framework. International Journal of Press/Politics, Vol. 24, No. 4, pp. 404—425. https://doi.org/10.1177/1940161219841543
33. Kahneman D. (2011). Thinking, fast and slow. Farrar, Straus and Giroux. King G., Schneer B., White A. (2017). How the news media activate public expression and influence national agendas. Science, Vol. 358, No. 6364, pp. 776—780. https://doi.org/10.1126/science.aao1100
34. Koch J. (2008). Strategic paths and media management — A path dependency analysis of the German newspaper branch of high-quality journalism. Schmalenbach Bus Rev, Vol. 60, pp. 50—73. https://doi.org/10.1007/BF03396759
35. Lahtinen T., Hämäläinen R. (2016). Path dependence and biases in the even swaps decision analysis method. European Journal of Operational Research, Vol. 249, No. 3, pp. 890—898. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2015.09.056
36. Langer A., Gruber J. (2021). Political agenda setting in the hybrid media system: Why legacy media still matter a great deal. International Journal of Press/Politics, Vol. 26, No. 2, pp. 313—340. https://doi.org/10.1177/1940161220925023
37. Lenz G. (2009). Learning and opinion change, not priming: Reconsidering the priming hypothesis. American Journal of Political Science, Vol. 53, No. 4, pp. 821—837. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2009.00403.x
38. Maddison A. (1995). Monitoring the world economy 1820—1992. Paris: OECD. Maddison A. (2007). Contours of the world economy, 1—2030 AD: Essays in macroeconomic history. Oxford; New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780199227211.001.0001
39. Mahoney J., Schensul D. (2009). Historical context and path dependence. In: R. Goodin, C. Tilly (ed.). The Oxford handbook of contextual political analysis. New York: Oxford University Press, pp. 454—471. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199270439.003.0024
40. Markard, J., Geels F., Raven R. (2020). Challenges in the acceleration of sustainabilitytransitions. Environmental Research Letters, Vol. 15, No. 8, article 081001. https://doi.org/10.1088/1748-9326/ab9468
41. Martin R., Sunley P. (2006). Path dependence and regional economic evolution. Journal of Economic Geography, Vol. 6, No. 4, pp. 395—437. https://doi.org/10.1093/jeg/lbl012
42. McGregor S. (2019). Social media as public opinion: How journalists use social media to represent public opinion. Journalism, Vol. 20, No. 8, pp. 1070—1086. https://doi.org/10.1177/1464884919845458
43. Mossig I., Schieber L. (2016). Driving forces of cluster evolution — Growth and lock‑inof two German packaging machinery clusters. European Urban and Regional Studies,Vol. 23, No. 4, pp. 594—611. https://doi.org/10.1177/0969776414536061
44. Nimark K., Pitschner S. (2019). News media and delegated information choice.Journal of Economic Theory, Vol. 181, pp. 160—196. https://doi.org/10.1016/j.jet.2019.02.001
45. Ottati V., Wilson C., Lambert A. (2016). Accessibility, priming, and political judgment. Current Opinion in Psychology, Vol. 12, pp. 1—5. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2016.04.010
46. Pace-Sigge M. (2018). Spreading activation, lexical priming and the semantic web: Early psycholinguistic theories, corpus linguistics and AI applications. London: Palgrave. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90719-2
47. Palley T. (2022). Theorizing varieties of capitalism: Economics and the fallacy that ‘there is no alternative (TINA)’. Review of Keynesian Economics, Vol. 10, No. 2, pp. 129—166. https://doi.org/10.4337/roke.2022.02.01
48. Sciarini P., Tresch A. (2019). The political agenda-setting power of the media: The Europeanization nexus. Journal of European Public Policy, Vol. 26, No. 5, pp. 734—751. https://doi.org/10.1080/13501763.2018.1458890
49. Thelen K. (1999). Historical institutionalism in comparative politics. Annual Review of Political Science, Vol. 2, No. 1, pp. 369—404. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.2.1.369
50. Turnheim B. (2022). Destabilisation, decline and phase-out in transitions research. In: Z. Koretsky, P. Stegmaier, B. Turnheim, H. van Lente (eds.). Technologies in decline:
51. Socio-technical approaches to discontinuation and destabilisation. Routledge, pp. 43—77. https://doi.org/10.4324/9781003213642-3
52. Unruh G. (2000). Understanding carbon lock-in. Energy Рolicy, Vol. 28, No. 12, pp. 817—830. https://doi.org/10.1016/S0301-4215(00)00070-7
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Коноплев Д.Э. Эффект колеи в объяснительных моделях экономического мышления: практика публикаций в деловых изданиях. Вопросы экономики. 2024;(11):35-52. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-35-52
For citation:
Konoplev D.E. Path dependence in explanatory models of economic thinking: Practice of publications in business media. Voprosy Ekonomiki. 2024;(11):35-52. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-35-52