Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Кто и почему покупает поддельные товары в России

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-18-34

Аннотация

Уход международных брендов с российского рынка стал беспрецедентным событием, последствия которого требуют тщательного осмысления, особенно в контексте поведения потребителей в отношении неоригинальных товаров. Проанализированы динамика покупок подделок в России в 2021—2023 гг. и социально-экономические факторы, объясняющие покупку подделок, учитывая, что последние отличаются от стандартных экономических благ с высокой символической ценностью. Использованы количественные данные, репрезентирующие интернет-аудиторию России в возрасте от 18 лет. Были проведены три волны онлайн-опроса: в 2021 г. (N = 4978 человек), 2022 г. (N = 6000) и 2023 г. (N = 6000 человек). Согласно полученным результатам, около половины респондентов с той или иной степенью уверенности утверждают, что приобретали подделки за последний год. Россияне приобретают неоригинальные товары преимущественно непреднамеренно, хотя в последние два года опроса наблюдаются структурные сдвиги в сторону намеренного потребления. С помощью мультиномиальной регрессии определены факторы покупок подделок: доступность последних в интернете и финансовые ограничения способствуют расширению аудитории потребителей неоригинальных товаров, а ориентация на высокое качество при выборе товаров сокращает число покупателей подделок. Роль известных брендов в потреблении контрафактной продукции остается амбивалентной

Об авторе

З. В. Котельникова
https://www.hse.ru/org/persons/3509425
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Россия

Котельникова Зоя Владиславовна, к. социол. н., с. н. с., замзавлабораторией экономико-социологических исследований факультета социальных наук

Москва



Список литературы

1. Барсукова С. Ю. (2008). Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы // Экономическая социология. Т. 9, № 4. С. 14—29. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2008-4-14-29

2. Котельникова З. В. (2008). Товар с чужим лицом, или Почему правообладатели торговых марок попустительствуют контрафакту? // Экономическая социология. Т. 9, № 4. С. 30—48. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2008-4-30-48

3. Радаев В. В., Барсукова С. Ю., Котельникова З. В. (2008). Рынки контрафактной продукции в России. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ.

4. Радаев В. В., Барсукова С. Ю., Котельникова З. В., Куракин А. А. (2010). Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Таможенного союза. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ.

5. Радаев В. В., Бердышева Е. А., Конрой Н. В., Котельникова З. В. (2017). Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия. М.: Издат. дом ВШЭ.

6. Храмова Е. (2012). Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной про- дукции // Экономическая социология. Т. 13, № 4. С. 116—154. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2012-4-116-153

7. Akerlof G. A. (1970). The market for “lemons”: Quality uncertainty and the market mechanism. Quarterly Journal of Economics, Vol. 84, No. 3, pp. 488—500. https://doi.org/10.2307/1879431

8. Albers-Miller N. D. (1999). Consumer misbehaviour: Why people buy illicit goods. Journal of Consumer Marketing, Vol. 16, No. 3, pp. 273—287. https://doi.org/10.1108/07363769910271504

9. Bian X. (2006). An examination of factors influencing the formation of the consideration set and consumer purchase intention in the context of nondeceptive counterfeiting. PhD Dissertation. University of Glasgow.

10. Bian X., Moutinho L. (2009). An investigation of determinants of counterfeit purchase consideration. Journal of Business Research, No. 62, No. 3, pp. 368—378. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2008.05.012

11. Bian X., Veloutsou C. (2007). Consumers’ attitudes regarding non-deceptive counterfeit brands in the UK and China. Journal of Brand Management, Vol. 14, pp. 211—222. https://doi.org/10.1057/palgrave.bm.2550046

12. Bloch P. H., Bush R. F., Campbell L. (1993). Consumer “accomplices” in product counterfeiting: A demand side investigation. Journal of Consumer Marketing, Vol. 10, No. 4, pp. 27—36. https://doi.org/10.1108/07363769310047374

13. Chapa S., Minor M. S., Maldonado C. (2006). Product category and original effects on consumer responses to counterfeits: Comparing Mexico and the US. Journal of International Consumer Marketing, Vol. 18, No. 4, pp. 79—99. https://doi.org/10.1300/J046v18n04_05

14. Cheung W.-L., Prendergast G. (2004). Profiling buyers of pirated products in China: The case of Wuhan. BRC Working Paper, No. 200404. Hong Kong Baptist University.

15. Cheung W.-L., Prendergast G. (2006). Exploring the materialism and conformity motivations of Chinese pirated product buyers. Journal of International Consumer Marketing, Vol. 18, No. 3, pp. 7—31. https://doi.org/10.1300/j046v18n03_02

16. Cordell V. V., Wongtada N., Kieschnick Jr. R. L. (1996). Counterfeit purchase intentions: Role of lawfulness attitudes and product traits as determinants. Journal of Business Research, Vol. 35, No. 1, pp. 41—53. https://doi.org/10.1016/0148-2963(95)00009-7

17. Crăciun M. (2012). Rethinking fakes, authenticating selves. Journal of the Royal Anthropological Institute, Vol. 18, No. 4, pp. 846—863. https://doi.org/10.1111/j.1467-9655.2012.01795.x

18. Devigne L. (2008). An urgent need to better respond to the global problem of counterfeiting and piracy: The EU answer. 4th Global Congress: Combating Counterfeiting and Piracy, Dubai, 3 February.

19. Dewey M. (2020). Making it at any cost: Aspirations and politics in a counterfeit clothing marketplace. Austin: University of Texas Press.

20. Eisend M., Schuchert-Güler P. (2006). Explaining counterfeit purchases: A review and preview. Academy of Marketing Science Review, Vol. 6, No. 12, pp. 1—25.

21. Eisend M., Hartmann P., Apaolaza V. (2017). Who buys counterfeit luxury brands? A meta-analytic synthesis of consumers in developing and developed markets. Journal of International Marketing, Vol. 25, No. 4, pp. 89—111. https://doi.org/10.1509/jim.16.0133

22. Grossman G. M., Shapiro C. (1986). Counterfeit-product trade. NBER Working Paper, No. 1876. https://doi.org/10.3386/w1876

23. Grossman G. M., Shapiro C. (1988). Foreign counterfeiting of status goods. Quarterly Journal of Economics, Vol. 103, No. 1, pp. 79—100. https://doi.org/10.2307/1882643

24. Kotelnikova Z. (2017). Explaining counterfeit alcohol purchases in Russia. Alcoholism: Clinical and Experimental Research, Vol. 41, No. 4, pp. 810—819. https://doi.org/10.1111/acer.13340

25. Kotelnikova Z. (2022). How brand holders have deprived counterfeiting of legitimacy in Russia since the early 2000s. In: V. Radaev, Z. Kotelnikova (eds.). The ambivalence of power in the twenty-first century economy: Cases from Russia and beyond. London: University College London Press, рр. 217—236. https://doi.org/10.2307/j.ctv280b65x

26. Lai K. K. Y., Zaichkowsky J. L. (1999). Brand imitation: Do the Chinese have different views? Asia Pacific Journal of Management, Vol. 16, pp. 179—192. https://doi.org/10.1023/A:1015482707900

27. OECD (2007). The economic impact of counterfeiting and piracy: Executive summary. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264037274-en

28. Penz E., Schlegelmilch B. B., Stöttinger B. (2008). Voluntary purchase of counterfeit products: Empirical evidence from four countries. Journal of International Consumer Marketing, Vol. 21, No. 1, pp. 67—84. https://doi.org/10.1080/08961530802125456

29. Perez M. E., Castano R., Quintanilla C. (2010). Constructing identity through the consumption of counterfeit luxury goods. Qualitative Market Research, Vol. 13, No. 3, pp. 219—235. https://doi.org/10.1108/13522751011053608

30. Phau I., Prendergast G., Hing Chuen L. (2001). Profiling brand-piracy-prone consumers: An exploratory study in Hong Kong’s clothing industry. Journal of Fashion Marketing and Management, Vol. 5, No. 1, pp. 45—55. https://doi.org/10.1108/eum0000000007278

31. Radaev V. V. (2017). Crooked mirror: The evolution of illegal alcohol markets in Russia since the late socialist period. In: J. Beckert, M. Dewey (eds.). The architecture of illegal markets. Towards an economic sociology of illegality in the economy. Oxford: Oxford University Press, pp. 218—241.

32. Tom G., Garibaldi B., Zeng Y., Pilcher J. (1998). Consumer demand for counterfeit goods. Psychology and Marketing, Vol. 15, No. 5, pp. 405—421. https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6793(199808)15:5<405:AID-MAR1>3.0.CO;2-B

33. Wee C., Ta S., Cheok K. (1995). Non-price determinants of intention to purchase counterfeit goods: An exploratory study. International Marketing Review, Vol. 12, No. 6, pp. 19—46. https://doi.org/10.1108/02651339510102949

34. Wehinger F. (2013). Fake qualities: Assessing the value of counterfeit goods. In: J. Beckert, C. Musselin (eds.). Constructing quality: The classification of goods in markets. Oxford: Oxford University Press, pp. 268—287. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199677573.003.0012

35. Wilcox K., Kim H. M., Sen S. (2009). Why do consumers buy counterfeit luxury brands? Journal of Marketing Research, Vol. 46, No. 2, pp. 247—259. https://doi.org/10.1509/jmkr.46.2.247


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Котельникова З.В. Кто и почему покупает поддельные товары в России. Вопросы экономики. 2024;(11):18-34. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-18-34

For citation:


Kotelnikova Z.V. Who buys fakes in Russia and why? Voprosy Ekonomiki. 2024;(11):18-34. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-11-18-34

Просмотров: 627


ISSN 0042-8736 (Print)