

Факторы жесткости цен онлайн-ретейлеров и структурные сдвиги
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-28-49
Аннотация
Современные информационные технологии позволяют агрегировать и исследовать значительные массивы данных о ценах онлайн-ретейлеров. Онлайн-данные обладают такими преимуществами, как высокая частотность и возможность наблюдения в режиме реального времени. На ежедневных детализированных микроданных о ценах с сентября 2020 по май 2023 г. (включительно) протестированы теоретические и эмпирические факторы ценовой жесткости посредством логистической регрессии. Неоднородность данных определяет необходимость оценок для периодов до и после февраля 2022 г. Для первого подпериода обнаружено, что использование онлайнретейлерами привлекательных цен способствовало повышению их жесткости, при этом вероятность изменения цены была тем выше, чем больше цен товаров-конкурентов было скорректировано. Цены изменялись с периодичностью от одной до четырех недель. Во втором подпериоде для ценообразования онлайн-ретейлеров факторы размера рынка и привлекательной цены перестали быть значимыми. Изменение цен по-прежнему носило периодический характер и зависело от поведения конкурентов, но в меньшей степени, чем в 2020—2021 гг.
Ключевые слова
JEL: C33, C55, D21, D22, D46, E31, E37
Об авторах
Е. Д. ДжаохадзеРоссия
Джаохадзе Елена Джурховна , м. н. с. лаборатории анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС
Е. В. Синельникова-Мурылева
Россия
Синельникова-Мурылева Елена Владимировна, к. э. н., с. н. с. Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС
Список литературы
1. Божечкова А., Евсеев А. (2020). Анализ жесткости цен в розничной онлайн-торговле Москвы // Экономическая политика. Т. 15, № 5. С. 32—59. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2020-5-32-59
2. Дьячкова Н., Синельникова-Мурылева Е. (2024). Особенности построения и использования высокочастотных показателей для макроэкономического прогнозирования. Препринт.
3. Евсеев А., Исхакова Ф. (2021). Ценовое поведение фирм в России: исследование результатов опроса // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 25, № 3. С. 478—503. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2021-25-3-478-503
4. Евсеев А., Латыпов Р., Постолит Е., Синельникова-Мурылева Е. (2022). Технические и методологические проблемы сбора данных о ценах онлайн-ритейлеров // Экономическое развитие России. Т. 29, № 11. С. 36—45.
5. Исаков А., Латыпов Р., Репин А., Постолит Е., Евсеев А., Синельникова-Мурылева Е. (2021). Твердые цифры: открытые микроданные о потребительских ценах // Деньги и кредит. T. 80, № 1. С. 104—119. https://doi.org/10.31477/rjmf.202101.104
6. Карлова Н., Богачева И., Пузанова Е. (2017). Факторы ценовой инерции: результаты опроса предприятий // Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования Банка России.
7. Карлова Н., Богачева И., Пузанова Е. (2020). Инфляционные ожидания и бизнес-решения: результаты опроса предприятий // Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования Банка России.
8. Плескачев Ю., Пономарев Ю. (2017). Валюта контракта и жесткость цен на импортные товары в России // Экономическая политика. Т. 12, № 3. С. 80—99. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-3-03
9. Aucremanne E., Dhyne L. (2005). Time-dependent versus state-dependent pricing: A panel data approach to the determinants of Belgian consumer price changes. ECB Working Paper, No. 462. https://doi.org/10.2139/ssrn.683152
10. Ball L. M., Romer D. H. (1987). Sticky prices as coordination failure. NBER Working Paper, No. 2327. https://doi.org/10.3386/w2327
11. Barros R., Bonomo M., Carvalho C., Matos S. (2009). Price setting in a variable macroeconomic environment: Evidence from Brazilian CPI. Unpublished manuscript, Federal Reserve Bank of New York.
12. Blanchard O. J. (1982). Price asynchronization and price level inertia. NBER Working Paper, No. 0900. https://doi.org/10.3386/w0900
13. Blinder A. S. (1981). Inventories and sticky prices: More on the microfoundations of macroeconomics. NBER Working Paper, No. 0620. https://doi.org/10.3386/w0620
14. Blinder A. S. (1991). Why are prices sticky? Preliminary results from an interview study. American Economic Review, Vol. 81, No. 2, pp. 89—96. https://doi.org/10.3386/w3646
15. Calvo G. A. (1983). Staggered prices in a utility-maximizing framework. Journal of Monetary Economics, Vol. 12, No. 3, pp. 383—398. https://doi.org/10.1016/0304-3932(83)90060-0
16. Campbell J. R., Eden B. (2014). Rigid prices: Evidence from US scanner data. International Economic Review, Vol. 55, No. 2, pp. 423—442. https://doi.org/10.1111/iere.12055
17. Caplin A. S., Spulber D. F. (1987). Menu costs and the neutrality of money. Quarterly Journal of Economics, Vol. 102, No. 4, pp. 703—725. https://doi.org/10.2307/1884277
18. Carlton D. W. (1989). The theory and the facts of how markets clear: Is industrial organization valuable for understanding macroeconomics? In: R. Schmalensee, R. Willig (eds.). Handbook of industrial organization, Vol. 1. Amsterdam: North Holland, pp. 909—946. https://doi.org/10.1016/S1573-448X(89)01018-6
19. Cooper R., John A. (1988). Coordinating coordination failures in Keynesian models. Quarterly Journal of Economics, Vol. 103, No. 3, pp. 441—463. https://doi.org/10.2307/1885539
20. Dotsey M., King R. G., Wolman A. L. (1999). State-dependent pricing and the general equilibrium dynamics of money and output. Quarterly Journal of Economics, Vol. 114, No. 2, pp. 655—690. https://doi.org/10.1162/003355399556106
21. Gautier E. (2008). The behaviour of producer prices: Evidence from French PPI micro data. Empirical Еconomics, Vol. 35, No. 2, pp. 301—332. https://doi.org/10.1007/s00181-007-0160-3
22. Gordon R. J. (1981). Output fluctuations and gradual price adjustment. NBER Working Paper, No. 0621. https://doi.org/10.3386/w0621
23. Gorodnichenko Y., Sheremirov V., Talavera O. (2018). Price setting in online markets: Does IT click? Journal of the European Economic Association, Vol. 16, No. 6, pp. 1764—1811. https://doi.org/10.1093/jeea/jvx050
24. Hall R. E., Blanchard O. J., Hubbard R. G. (1986). Market structure and macroeconomic fluctuations. Brookings Papers on Economic Activity, Vol. 17, No. 2, pp. 285—338. https://doi.org/10.2307/2534476
25. Hillen J., Fedoseeva S. (2021). E-commerce and the end of price rigidity? Journal of Business Research, Vol. 125, pp. 63—73. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.11.052
26. Kashyap A. K. (1995). Sticky prices: New evidence from retail catalogs. Quarterly Journal of Economics, Vol. 110, No. 1, pp. 245—274. https://doi.org/10.2307/2118517
27. Lee D., Chen H., Levy D., Kauffman R., Bergen M. (2007). Price points and price rigidity. Review of Economics and Statistics, Vol. 93, No. 4, pp. 1417—1431. https://doi.org/10.1162/REST_a_00178
28. Lunnemann P., Wintr L. (2006). Are internet prices sticky? ECB Working Paper, No. 645. https://doi.org/10.2139/ssrn.907314
29. Okun A. M. (2011). Prices and quantities: A macroeconomic analysis. Brookings Institution Press.
30. Rotemberg J. J. (1982). Sticky prices in the United States. Journal of Political Economy, Vol. 90, No. 6, pp. 1187—1211. https://doi.org/10.1086/261117
31. Shapiro M. D. (1988). The cyclical behavior of price—cost margins: Demand elasticity and marginal cost. Unpublished manuscript.
32. Sheshinski E., Weiss Y. (1977). Inflation and cost of price adjustment. Review of Economic Studies, Vol. 44, No. 2, pp. 287—303. https://doi.org/10.2307/2297067
33. Snir A., Chen H. A., Levy D. (2022). Zero-ending prices, cognitive convenience, and price rigidity. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 203, pp. 519—542. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2022.09.018
34. Taylor J. B. (1979). Staggered wage setting in a macro model. American Economic Review, Vol. 69, No. 2, pp. 108—113.
35. Taylor J. B. (1980). Aggregate dynamics and staggered contracts. Journal of Political Economy, Vol. 88, No. 1, pp. 1—23. https://doi.org/10.1086/260845
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Джаохадзе Е.Д., Синельникова-Мурылева Е.В. Факторы жесткости цен онлайн-ретейлеров и структурные сдвиги. Вопросы экономики. 2024;(9):28-49. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-28-49
For citation:
Dzhaokhadze E.D., Sinelnikova-Muryleva E.V. Online retailers’ price rigidity factors and structural breaks. Voprosy Ekonomiki. 2024;(9):28-49. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-9-28-49