

Плата за подключение как фактор обеспечения финансовой доступности коммунальных услуг для потребителей
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-38-54
Аннотация
Коммунальные услуги как вид смешанного общественного блага обладают характеристикой неконкурентности, они должны быть доступны всем без исключения, то есть все домохозяйства должны иметь возможность за них заплатить. Как правило, такая финансовая доступность достигается путем оказания адресной помощи семьям с низкими доходами. Например, в России эту задачу решает программа субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Проанализирован вариант снижения финансового бремени для потребителей коммунальных услуг, который получил распространение во многих странах. Он заключается в перекладывании части расходов по развитию инженерной инфраструктуры на будущих потребителей через плату за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства. С позиций теории ценообразования показано, что плата за подключение позволяет сократить средние издержки коммунального предприятия, перекладываемые на потребителей услуг, графически иллюстрируется, как она повышает доступность коммунальных услуг и сокращает затраты бюджета на субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг для домохозяйств с низкими доходами.
Об авторах
С. Б. СиваевНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Сиваев Сергей Борисович - кандидат технических наук, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Москва
О. О. Смирнов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Смирнов Олег Олегович - аспирант НИУ ВШЭ.
Москва
А. М. Абдуллаев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Абдуллаев Александр Максимович - аспирант НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Москва
Список литературы
1. Аскеров Э. Н. (2009). Кто должен платить за рост городов? Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры // Российский экономический интернет-журнал. № 1. С. 1—19.
2. Гительман Л. Д., Добродей В. В., Кожевников М. В. (2020). Инструменты устойчивого развития региональной энергетики // Экономика региона. № 4. С. 1208—1223. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-14
3. Долматов И. А., Золотова И. Ю., Маскаев И. В. (2017). Новый тарифный режим для естественных монополий в России: каким он должен быть? // Эффективное антикризисное управление. № 4—5. С. 30—37. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-4-5-30-37
4. ИПЕМ (2022). Рост тарифов ЖКУ в регионах России 2022 год. Аналитический доклад. М.: Институт проблем естественных монополий.
5. Каменева Е. А. (2010). Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ // Финансы и кредит. № 22. С. 7—14.
6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. (1999). Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Инфра-М. [McConnell K. R., Brue S. L., Flynn S. M. (1999). Economics: Principles, problems and policies. M.: Infra-M. (In Russian).] Найден С. Н. (2017). Расходы населения и бюджетов: некоторые итоги коммунальной реформы // Власть и управление на Востоке России. № 4. С. 39—48. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2017-81-4-39-48
7. Павлова Н. С. (2017). Негативные последствия монополистической деятельности. Экономический аспект // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. № 9. С. 74—80. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2017.37.9.074-080
8. Репетюк С. В., Мозговая О. О., Файн Б. И. (2016). Регулирование деятельности по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям: российский и мировой опыт // Экономическая политика. № 1. С. 61—78. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-1-05
9. Сиваев С. Б., Смирнов О. О. (2023). Подходы к регулированию тарифов на подключение объектов капитального строительства к коммунальной инфраструктуре // Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 150—175. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-1-150-175
10. Сиваев С. Б., Пузанов А. С., Аскеров Э. Н. (2007). Общественное благосостояние и коммунальная инфраструктура: вопросы роста и развития // Экономическая теория и история / Под ред. А. П. Заостровцева. СПб.: Леонтьевский центр. С. 182—196.
11. Стенников В. А., Пеньковский А. В. (2019). Теплоснабжение потребителей в условиях рынка: современное состояние и тенденции развития // ЭКО. Т. 49, № 3. С. 8—20. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-3-8-20
12. Шарыгина Ю. А., Сиваев С. Б. (2015). Сравнительный анализ доступности жилищно-коммунальных услуг для населения Российской Федерации и зарубежных стран // Вопросы экономики. № 6. С. 63—80. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-6-63-80
13. Якобсон Л. И., Колосницына М. Г. (ред.) (2017). Экономика общественного сектора. М.: Юрайт.
14. Altshuler A., Gómez-Ibáñez J. (1993). Regulation for revenue: The political economy of land use exactions. Washington, DC; Cambridge: Brookings; Lincoln Institute of Land Policy.
15. Been V. (2005). Impact fees and housing affordability. Cityscape, No. 1, pp. 139—185. Brueckner J. K. (1997). Infrastructure financing in urban development: The economics of impact fees. Journal of Public Economics, Vol. 66, No. 3, pp. 383—407. https://doi.org/10.1016/S0047-2727(97)00036-4
16. Burge G., Ihlanfeldt K. (2006). Impact fees and housing affordability. Journal of Urban Economics, Vol. 60, No. 2, pp. 284—306. https://doi.org/10.1016/j.jue.2006.03.002
17. Carrión C., Libby L. W. (2001). Development impact fees: A рrimer. Columbus, OH: Ohio State University.
18. Cournot A. A. (1897). Researches into the mathematical principles of the theory of wealth. London: Macmillan.
19. Dol K., Haffner M. (eds.) (2010). Housing statistics in the European Union, 2010. The Hague: Ministry of the Interior and Kingdom Relations.
20. Farrer T. H. (1902). The state in its relation to trade. London and New York: Macmillan. Inchauste G., Karver J., Kim Y. S., Jelil M. A. (2018). Living and leaving: Housing, mobility and welfare in the European Union. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/30898
21. Komives K. (2005). Water, electricity, and the poor: Who benefits from utility subsidies? Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-6342-3
22. LOC (2020). System development charges survey report. Salem, OR: League of Oregon Cities.
23. Marshall A. (1930). Principles of еconomics. London: Macmillan.
24. Mathur S., Waddell P., Blanco H. (2004). The effect of impact fees on the price of new single-family housing. Urban Studies, Vol. 41, No. 7, pp. 1303—1312. https://doi.org/10.1080/0042098042000214806
25. Nelson A. C., Moody M. (2003). Paying for рrosperity: Impact fees and job growth. The Brookings Institution.
26. Nicholas J. C., Nelson A. C., Julian C. J. (1991). A practitioner’s guide to development impact fees. Chicago, Illinois; Washington, DC: Planners Pres, American Planning Association.
27. Peterson G. E. (2009). Unlocking land values to finance urban infrastructure. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-7709-3
28. Pigou A. C. (1932). The economic of welfare. 4th ed. London: Macmillan.
29. Ryu Y. (2023). Theoretical reflections on the calculation of development impact fees. Journal of the Economic Geographical Society of Korea, No. 1, pp. 55—71. https://doi.org/10.23841/egsk.2023.26.1.55
30. Slack E. (2002). Municipal finance and the pattern of urban growth. Toronto: C.D. Howe Institute.
31. Slack E., Bird R. M. (1991). Financing urban growth through development charges. Canadian Tax Journal, No. 5, pp. 1288—1304.
32. Smith A. (1776). An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. London: Methuen & Co.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Сиваев С.Б., Смирнов О.О., Абдуллаев А.М. Плата за подключение как фактор обеспечения финансовой доступности коммунальных услуг для потребителей. Вопросы экономики. 2024;(5):38-54. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-38-54
For citation:
Sivaev S.B., Smirnov O.O., Abdullaev A.M. Connection fee as a factor to ensure financial affordability of utility services for consumers. Voprosy Ekonomiki. 2024;(5):38-54. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-5-38-54