Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Формирование структуры расходов региональных бюджетов

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-1-5-32

Аннотация

В работе по данным за 2011—2019 гг. построены модели формирования структуры бюджетных расходов российских регионов. Согласно полученным результатам, расходы на социальную политику, здравоохранение и образование имеют сравнительно низкую эластичность по бюджетным доходам (0,6—0,7), максимально эластичны расходы на национальную экономику и ЖКХ (1,3—1,7), а расходы на культуру и общегосударственные вопросы занимают промежуточное положение с эластичностью 0,8—0,9. В качестве основного инструмента эконометрического анализа используются модели с квантильными регрессиями, позволяющие выявить неоднородность зависимости расходов от основных факторов. Зависимость от бюджетных доходов однородна только для расходов на социальную политику, здравоохранение и ЖКХ, для остальных видов расходов применительно к группам регионов с низкими и высокими расходами эффект был различным. Предложен способ оценки индивидуальных расходных предпочтений регионов, на его основе проведена их классификация в зависимости от основного приоритета. К числу наиболее распространенных приоритетов среди более крупных по величине ВРП регионов относятся образование и социальная политика, среди остальных — национальная экономика.

Об авторах

Е. Т. Гурвич
Экономическая экспертная группа; Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Россия

Гурвич Евсей Томович, к. ф.-м. н., научный руководитель, с. н. с. 

Москва



Н. А. Краснопеева
Фонд «Центр стратегических разработок»
Россия

Краснопеева Наталия Александровна, замруководителя направления «Бюджетная политика»

Москва



Список литературы

1. Балаев А. (2018). Влияние структуры бюджетных расходов на экономический рост в России // Экономическая политика. Т. 13, № 6. С. 8—35. [Balaev A. (2018). The impact of public expenditure structure on economic growth in Russia. Ekonomicheskaya Politika, Vol. 13, No. 6, pp. 8—35. (In Russian).] https://doi.org/10.18288/1994-5124-2018-6-8-35

2. Зубаревич Н. В., Сафронов С. Г. (2023). Налогово-бюджетная дифференциация регионов России: масштабы и динамика // Региональные исследования. № 1. C. 31—41. [Zubarevich N. V., Safronov S. G. (2023). Regional inequality and its changes: Budget projection. Regionalnye Issledovaniya, No. 1, pp. 31—41. (In Russian).] https://doi.org/10.5922/1994-5280-2023-1-3

3. Иванова Н., Каменских М. (2011). Эффективность государственных расходовв России // Экономическая политика. № 1. С. 176—192. [Ivanova N., Kamenskikh M. (2011). Budget expenditures effectiveness in Russia. Ekonomicheskaya Politika, No. 1, pp. 176—192. (In Russian).]

4. Лавров А. М. (2019). Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках« оптимальной децентрализации». М.: Изд. дом ВШЭ. [Lavrov A. M. (2019). Logic and prospects of fiscal reforms in Russia: In search of ‘optimal decentralization’. Moscow: HSE Publ. (In Russian).]

5. Alegre J. (2010). Decentralization and the composition of public expenditure in Spain. Regional Studies, Vol. 44, No. 8, pp. 1067—1083. https://doi.org/10.1080/00343400903365151

6. Barro R. (1990). Government spending in a simple model of endogenous growth. Journal of Political Economy, Vol. 98, No. 5, pp. 103—124. https://doi.org/10.1086/261726

7. Barro R., Sala-i-Martin X. (1992). Public finance in models of economic growth. Review of Economic Studies, Vol. 59, No. 4, pp. 645—661. https://doi.org/10.2307/2297991

8. Behera D. K., Dash U. (2018). Examining the state level heterogeneity of public health expenditure in India: An empirical evidence from panel data. International Journal of Healthcare Technology and Management, Vol. 17, No. 1, pp. 75—95. https://doi.org/10.1504/IJHTM.2018.091851

9. Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S. (2022). Quantifying heterogeneity in the relationship between R&D intensity and growth at innovative Japanese firms: A quantile regression approach. Applied Econometrics, Vol. 67, pp. 27—45. https://doi.org/10.22394/1993-7601-2022-67-27-45

10. Besstremyannaya G., Golovan S. (2021). Measuring heterogeneity with fixed effect quantile regression: Long panels and short panels. Applied Econometrics, Vol. 64, pp. 70—82. https://doi.org/10.22394/1993-7601-2021-64-70-82

11. Blöchliger H., Kantorowicz J. (2015). Fiscal constitutions: An empirical assessment. OECD Economics Department Working Papers, No. 1248.

12. Chernozhukov V. (2005). Extremal quantile regression. Annals of Statistics, Vol. 33, No. 2, pp. 806—839. https://doi.org/10.1214/009053604000001165

13. Chen B. (2006). Economic growth with an optimal public spending composition. Oxford Economic Papers, Vol. 58, No. 1, pp. 123—136. https://doi.org/10.1093/oep/gpi045

14. Cordis A. (2014). Corruption and the composition of public spending in the United States. Public Finance Review, Vol. 42, No. 6, pp. 745—773. https://doi.org/10.1177/1091142114531320

15. Delavallade C. (2006). Corruption and distribution of public spending in developingcountries. Journal of Economics and Finance, Vol. 30, No. 2, pp. 222—239. https://doi.org/10.1007/BF02761488

16. del Granado F., Martinez-Vazquez J., McNab R. (2018). Decentralized governance, expenditure composition, and preferences for public goods. Public Finance Review, Vol. 46, No. 3, pp. 359—388. https://doi.org/10.1177/1091142116639127

17. Devarajan S., Swaroop V., Zou H. (1997). The composition of public expenditure and economic growth. Journal of Monetary Economics, Vol. 37, pp. 313—344. https://doi.org/10.1016/S0304-3932(96)90039-2

18. Di Bella G., Dynnikova O., Grigoli F. (2018). Fiscal federalism and regional performance in Russia. Russian Journal of Economics, No. 4, pp. 108—132. https://doi.org/10.3897/j.ruje.4.27741

19. Ferreiro J., del Valle M., Gomez C. (2012). Similarities and differences in the composition of public expenditures in the European Union. Journal of Economic Issues, Vol. 46, No. 3, pp. 633—659. https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624460303

20. Hagemann A. (2017). Cluster-robust bootstrap inference in quantile regression models. Journal of the American Statistical Association, Vol. 112, No. 517, article 446456. https://doi.org/10.1080/01621459.2016.1148610

21. Hessami Z. (2014). Political corruption, public procurement, and budget composition: Theory and evidence from OECD countries. European Journal of Political Economy, Vol. 34, No. C, pp. 372—389. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2014.02.005

22. Hendricks W., Koenker R. (1992). Hierarchical spline models for conditional quantiles and the demand for electricity. Journal of the American Statistical Association, Vol. 87, No. 417, pp. 58—68. https://doi.org/10.1080/01621459.1992.10475175

23. Kisunko G., Knack S., Islam R., Ponamariov B. (2013). Russian Federation: National and regional trends in regulatory burden and corruption. Washington, DC: World Bank.

24. Koenker R. W. (2005). Quantile regression. New York: Cambridge University Press.

25. Koenker R. W., Bassett Jr. G. S. (1978). Regression quantiles. Econometrica, Vol. 46, No. 1, pp. 33—50. https://doi.org/10.2307/1913643

26. Kotera G., Okada K. (2017). How does democratization affect the composition of government expenditure? Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 137, pp. 145—159. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2017.03.004

27. Liu C., Mikesell J. (2014). The impact of public officials’ corruption on the size and allocation of U.S. state spending. Public Administration Review, Vol. 74, No. 3, pp. 346—359. https://doi.org/10.1111/puar.12212

28. Liu Q., Ren D. (2015). Research on the structure of public fiscal expenditure based on the cluster analysis methods. Modern Economy, Vol. 6, No. 6, pp. 700—706. https://doi.org/10.4236/me.2015.66066

29. Martinez-Vazquez J., Lago-Peñas S., Sacchi A. (2017). The impact of fiscal decentralization: A survey. Journal of Economic Surveys, Vol. 31, No. 4, pp. 1095—1129. https://doi.org/10.1111/joes.12182

30. Moschovis G. (2010). Public spending allocation, fiscal performance and corruption. Economic Papers, Vol. 29, No. 1, pp. 64—79. https://doi.org/10.1111/j.1759-3441.2010.00048.x

31. Oates W. (2005). Toward a second-generation theory of fiscal federalism. International Tax and Public Finance, Vol. 12, No. 4, pp. 349—373. https://doi.org/10.1007/s10797-005-1619-9

32. Obeng S. (2022). On the determinants and interrelationship of components of government spending. Review of Development Economics, Vol. 26, No. 4, pp. 2414—2435. https://doi.org/10.1111/rode.12921

33. Parente P., Santos Silva J. (2016). Quantile regression with clustered data. Journal of Econometric Methods, Vol. 5, No. 1, pp. 1—15. https://doi.org/10.1515/jem-2014-0011

34. Rahman T. (2008). Determinants of public health expenditure: Some evidence from Indian states. Applied Economics Letters, Vol. 15, No. 11, pp. 853—857. https://doi.org/10.1080/13504850600770970

35. Rodden J. (2004). Comparative federalism and decentralization: On meaning and measurement. Comparative Politics, Vol. 36, No. 4, pp. 481—500. https://doi.org/10.2307/4150172

36. Sanz I., Velázquez F. (2002). Determinants of the composition of government expenditure by functions. European Economy Group Working Paper, No. 13/2002.

37. Shao Q., Tao R., Luca M. M. (2022). The effect of urbanization on health care expenditure: Evidence from China. Frontiers in Public Health, Vol. 10, article 850872. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.850872

38. Shelton C. (2007). The size and composition of government expenditure. Journal of Public Economics, Vol. 91, No. 11—12, pp. 2230—2260. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2007.01.003

39. Sousa K., Monte P. (2021). Public expenditure composition and fiscal decentralization in Brazilian local governments: An analysis through unconditional quantile regression with longitudinal data. Revista de Administração Pública, Vol. 55, No. 6, pp. 1333—1354. https://doi.org/10.1590/0034-761220200864

40. Tridimas G. (2001). The economics and politics of the structure of public expenditure. Public Choice, Vol. 106, pp. 299—316. https://doi.org/10.1023/A:1005250716104

41. Wang K. M. (2011). Health care expenditure and economic growth: Quantile paneltype analysis. Economic Modelling, Vol. 28, No. 4, pp. 1536—1549. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2011.02.008

42. Yu B., Fan S., Magalhaes E. (2015). Trends and composition of public expenditures: A global and regional perspective. European Journal of Development Research, Vol. 27, No. 3, pp. 353—370. https://doi.org/10.1057/ejdr.2015.26


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Гурвич Е.Т., Краснопеева Н.А. Формирование структуры расходов региональных бюджетов. Вопросы экономики. 2024;(1):5-32. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-1-5-32

For citation:


Gurvich E.T., Krasnopeeva N.A. Determinants of public spending composition in the Russian regions. Voprosy Ekonomiki. 2024;(1):5-32. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-1-5-32

Просмотров: 879


ISSN 0042-8736 (Print)