Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Федеральные трансферты: фактор роста долга регионов?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-23-49

Аннотация

Исследуется влияние замещения собственных доходов субъектов РФ федеральными межбюджетными трансфертами на размер государственного долга с помощью концепции вертикальной фискальной несбалансированности (vertical fiscal imbalance, VFI). Вертикальная несбалансированность представляет собой превышение  расходных  полномочий  над  доходными на нижних уровнях бюджетной системы. Образующийся недостаток собственных доходов для исполнения расходов означает несбалансированность параметров бюджета и создает риски наращивания долга и снижения долговой  устойчивости.   Вертикальная   несбалансированность   рассматривается в целом и в разрезе основных компонентов — дефицита бюджета субъекта РФ и вертикального баланса межбюджетных трансфертов по их видам. Поступления по нормативам отчислений в местные бюджеты от налоговых доходов бюджетов субъектов РФ считаются видом региональных межбюджетных трансфертов. Количественный анализ осуществляется методом панельной регрессии с фиксированными эффектами регионов и периодом наблюдения по данным за 2011—2020 гг. Установлено, что вертикальная несбалансированность в целом не оказывает значимого воздействия на размер долга, а федеральные межбюджетные трансферты компенсируют дефицит бюджета и тем самым благоприятно влияют на долговую устойчивость. Они не сдерживают увеличение налоговой базы или рост эффективности расходов, как диктует теория. Малый риск реализации негативных последствий связан с низким объемом полномочий регионов при формировании доходов и высокими первоочередными обязательствами в сфере расходов.

Об авторах

Е. Н. Тимушев
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера, Коми научный центр Уральского отделения РАН; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Тимушев Евгений Николаевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории финансово-экономических проблем ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Сыктывкар, Москва

eLibrary SPIN-код: 2445-0220



А. А. Михайлова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Институт реформирования общественных финансов
Россия

Михайлова Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС, начальник отдела прикладных экономических исследований ИРОФ

Москва



Список литературы

1. Акиндинова Н., Чернявский А., Чепель А. (2016). Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? // Вопросы экономики. № 10. С. 31—48. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-10-31-48

2. Арлашкин И. Ю. (2020). Сравнительная оценка подходов к расчету налогового потенциала регионов // Финансовый журнал. Т. 12, № 1. С. 58—67. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-1-58-67

3. Букина И. С. (2015). Налоговая система и налоговый федерализм в Германии // Федерализм. № 2. С. 181—196.

4. Буклемишев О. В. (2021). Российская экономика в зеркале глобальных трендов // Кабели и провода. № 3. С. 3—9. https://doi.org/10.52350/2072215X_2021_3_3

5. Бухарский В. В., Лавров А. М. (2020). Жесткие бюджетные ограничения: теоретические основы и проблематика российских городов // Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 7—40.

6. Вякина И. В., Анисимова Е. С. (2022). Региональный аспект проявления угроз экономической безопасности Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. Т. 20, № 5. С. 951—971. https://doi.org/10.24891/re.20.5.951

7. Голованова Н. В., Домбровский Е. А. (2016). Федеральный центр и регионы: изменение разграничения полномочий в 2005—2015 годах // Финансовый журнал. № 2. С. 41—51.

8. Дерюгин А., Филиппова И., Арлашкин И. (2021). Влияние внутрирегиональной налоговой децентрализации на развитие доходной базы регионов // Экономическая политика. № 2. С. 8—33.

9. Зубаревич Н. В. (2021). Возможности децентрализации в год пандемии: что показывает бюджетный анализ? // Региональные исследования. № 1. С. 46—57. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2021-1-4

10. Климанов В. В., Михайлова А. А. (2021). Бюджетная децентрализация в пандемию и постпандемийных условиях // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3. С. 218—226. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2021-51-3-11

11. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А. (2021). Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? // Вопросы экономики. № 1. С. 143—160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160

12. Левина В. В. (2018). Местные финансы в новой ситуации // ЭКО. № 10. С. 153—170.

13. Малкина М. Ю. (2016). Оценка факторов конвергенции/дивергенции российских регионов по уровню бюджетной обеспеченности на основе декомпозиции индексов Тейла—Бернулли // Пространственная экономика. № 3. С. 16—37. https://doi.org/10.14530/se.2016.3.016-037

14. Малкина М. Ю. (2022). Устойчивость экономик российских регионов к пандемии 2020 // Пространственная экономика. № 1. С. 101—124. https://doi.org/10.14530/se.2022.1.101-124

15. Медведникова Д. М. (2021). Факторы дифференциации долговой ситуации в городских округах России с населением более 100 тыс. чел. в 2015—2020 гг. // Региональные исследования. № 4. С. 29—45. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2021-4-3

16. Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. (2020). Бюджетная система России: насколько устойчива? // Экономический журнал ВШЭ. № 4. С. 572—597. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2020-24-4-572-597

17. Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. (2021). Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне // Финансовый журнал. № 6. С. 98—116. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-98-116

18. Печенская М. А., Ускова Т. В. (2016). Межбюджетное распределение налогов в России: концентрация полномочий или децентрализация управления // Экономика региона. Т. 12, № 3. С. 875—886. https://doi.org/10.17059/2016-3-22

19. Пинская М. Р. (2009). Усиление налоговых методов формирования субфедеральных бюджетов // Федерализм. № 3. С. 109—116.

20. Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Трунин И., Четвериков С., Виньо М. (2006). Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей. М.: ИЭПП.

21. Силуанов А. (2011). Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России // Экономическая политика. № 3. С. 70—80.

22. Соколов И. А., Белев С. Г., Сучкова О. В. (2021). Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 66—76.

23. Тимушев Е. Н. (2019). Внутрирегиональная бюджетная децентрализация: показатели и динамика // Финансы. № 8. С. 19—26.

24. Фрейнкман Л., Плеханов А. (2008). Децентрализация бюджетной системы в регионахрентополучателях // Экономическая политика. № 1. С. 103—123.

25. Швецов А. Н. (2015). Роль государства в преобразовании социоэкономического пространства // Пространственная экономика. № 1. С. 38—61. https://doi.org/10.14530/se.2015.1.038-061

26. Широв А. А., Михеева Н. Н., Гусев М. С., Савчишина К. Е. (2019). Макроэкономическая стабилизация и пространственное развитие экономики // Проблемы прогнозирования. № 5. С. 3—15.

27. Юшков А. О., Алексеев М. В. (2021). Фискальное воздействие пандемии COVID-19 на регионы России: обзор федеральных мер поддержки // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3. С. 232—242. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2021-51-3-13

28. Akin J. S. (1973). Fiscal capacity and the estimation method of the advisory commission on intergovernmental relations. National Тax Journal, Vol. 26, No. 2, pp. 275—291. https://doi.org/10.1086/NTJ41791879

29. Aldasoro I., Seiferling M. (2014). Vertical fiscal imbalances and the accumulation of government debt. IMF Working Paper, No. 14/209. https://doi.org/10.5089/9781484357552.001

30. Alexeev M., Avxentyev N., Mamedov A., Sinelnikov-Murylev S. (2019). Fiscal decentralization, budget discipline, and local finance reform in Russia’s regions. Public Finance Review, Vol. 47, No. 4, pp. 679—717. https://doi.org/10.1177/1091142118804245

31. Bird R. M., Tarasov A. V. (2004). Closing the gap: Fiscal imbalances and intergovernmental transfers in developed federations. Environment and Planning C: Government and Policy, Vol. 22, No. 1, pp. 77—102. https://doi.org/10.1068/c0328

32. Cevik S. (2017). Size matters: Fragmentation and vertical fiscal imbalances in Moldova. Empirica, Vol. 44, No. 2, pp. 367—381. https://doi.org/10.1007/s10663-016-9325-7

33. Di Liddo G., Longobardi E., Porcelli F. (2016). Measuring horizontal fiscal imbalance: The case of Italian municipalities. Local Government Studies, Vol. 42, No. 3, pp. 385—419. https://doi.org/10.1080/03003930.2016.1150836

34. Eyraud L., Lusinyan L. (2013). Vertical fiscal imbalances and fiscal performance in advanced economies. Journal of Monetary Economics, Vol. 60, No. 5, pp. 571—587. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2013.04.012

35. Gervasoni C. (2010). A rentier theory of subnational regimes: Fiscal federalism, democracy, and authoritarianism in the Argentine provinces. World Politics, Vol. 62, No. 2, pp. 302—340. https://doi.org/10.1017/S0043887110000067

36. Grigorian D. A., Davoodi H. R. (2007). Tax potential vs. tax effort: A cross-country analysis of Armenia’s stubbornly low tax collection. IMF Working Paper, Vol. 2007, No. 106. https://doi.org/10.5089/9781451866704.001

37. Jia J., Guo Q., Zhang J. (2014). Fiscal decentralization and local expenditure policy in China. China Economic Review, Vol. 28, pp. 107—122. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2014.01.002

38. Jia J., Liu Y., Martinez-Vazquez J., Zhang K. (2021). Vertical fiscal imbalance and local fiscal indiscipline: Empirical evidence from China. European Journal of Political Economy, Vol. 68, article 101992. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2020.101992

39. Johnson C. L., Yushkov A. (2022). On the determinants of regional government debt in Russia. Eurasian Geography and Economics. https://doi.org/10.1080/15387216.2022.2042350

40. Kantorowicz J., Köppl-Turyna M. (2019). Disentangling the fiscal effects of local constitutions. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 163, pp. 63—87. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2019.05.013

41. Klimanov V. et al. (2021). Fiscal resilience of Russia’s regions in the face of COVID-19. Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management, Vol. 33, No. 1, pp. 87—94. https://doi.org/10.1108/JPBAFM-07-2020-0123

42. Kolomak E. (2020). Economic effects of pandemic-related restrictions in Russia and their spatial heterogeneity. R-Economy, Vol. 6, No. 3, pp. 154—161. https://doi.org/10.15826/recon.2020.6.3.013

43. Lago-Peñas S., Martinez-Vazquez J., Sacchi A. (2020). Fiscal stability during the Great Recession: Putting decentralization design to the test. Regional Studies, Vol. 54, No. 7, pp. 919—930. https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1637836

44. Maličká L. (2019). Formal dimension of fiscal decentralization in the context of vertical fiscal imbalance and financial autonomy of municipalities in Slovakia. Politická Еkonomie, Vol. 67, No. 3, pp. 273—290. https://doi.org/10.18267/j.polek.1240

45. Mclean I. (2015). Spending too much, taxing too little? Parliaments in fiscal federalism. European Political Science, Vol. 14, No. 1, pp. 15—27. https://doi.org/10.1057/eps.2014.44

46. Meloni O. (2016). Electoral opportunism and vertical fiscal imbalance. Journal of Applied Economics, Vol. 19, No. 1, pp. 145—167. https://doi.org/10.1016/S15140326(16)30006-X

47. Mitra A., Chymis A. (2021). Federalism, but how? The impact of vertical fiscal imbalance on economic growth. Evidence from Belgium. Economics & Politics, Vol. 34, No. 2, pp. 322—350. https://doi.org/10.1111/ecpo.12200

48. Naumov I. V., Barybina A. Z. (2020). The role of interregional relationships in research talent development. R-Economy, Vol. 6, No. 1, pp. 14—27. https://doi.org/10.15826/recon.2020.6.1.002

49. Rodden J. (2003). Reviving Leviathan: Fiscal federalism and the growth of government. International Organization, Vol. 57, No. 4, pp. 695—729. https://doi.org/10.1017/S0020818303574021

50. Ruggeri G. C., Van Wart D., Robertson G. K., Howard R. (1993). Vertical fiscal imbalance and the reallocation of tax fields in Canada. Canadian Public Policy, Vol. 19, No. 2, pp. 194—215. https://doi.org/10.2307/3551682

51. Sharma C. K. (2012). Beyond gaps and imbalances: Re-structuring the debate on intergovernmental fiscal relations. Public Administration, Vol. 90, No. 1, pp. 99—128. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.2011.01947.x

52. Tan E., Avshalom-Uster A. (2021). How does asymmetric decentralization affect local fiscal performance? Regional Studies, Vol. 55, No. 6, pp. 1071—1083. https://doi.org/10.1080/00343404.2020.1861241

53. Tombe T., Winter J. (2021). Fiscal integration with internal trade: Quantifying the effects of federal transfers in Canada. Canadian Journal of Economics, Vol. 54, No. 2, pp. 522—556. https://doi.org/10.1111/caje.12491

54. Turgel I. D., Chernova O. A., Usoltceva A. A. (2021). Resilience, robustness and adaptivity: Large urban Russian Federation regions during the COVID-19 crisis. Area Development and Policy, Vol. 7, No. 2, pp. 222—244. https://doi.org/10.1080/23792949.2021.1973522

55. Wooldridge J. M. (2008). Introductory econometrics: A modern approach. 4th ed. Mason, OH: South-Western, Cengage Learning.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Тимушев Е.Н., Михайлова А.А. Федеральные трансферты: фактор роста долга регионов? Вопросы экономики. 2023;(5):23-49. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-23-49

For citation:


Timushev E.N., Mikhaylova A.A. Federal transfers: Leeway to higher regional debt? Voprosy Ekonomiki. 2023;(5):23-49. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-5-23-49

Просмотров: 803


ISSN 0042-8736 (Print)