Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Национализировать нельзя оставить

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-4-133-145

Аннотация

Предлагается упорядочить структурные альтернативы реакции российских органов государственной власти на решение иностранных компаний о сворачивании бизнеса в России. Использованы подходы новой институциональной экономической теории (особенно в части сравнительного анализа дискретных структурных альтернатив), а также элементы оценки регулирующего воздействия для объяснения последствий принудительной национализации и введения внешней администрации. Сделан вывод об ограниченной возможности эффективно заместить мощностями отечественных производителей продукцию уходящих с российского рынка компаний в ряде отраслей в связи с недостаточной реализацией стратегии импортозамещения. Объясняется необходимость дифференцированно подходить к выбору регуляторного ответа, в том числе с учетом различных моделей поведения участников рынка.

Об авторах

А. Е. Шаститко
МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Шаститко Андрей Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС

Москва

 



А. И. Мелешкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Мелешкина Анна Игоревна, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования

Москва

 



Список литературы

1. Арзамасов Ю. Г. (2019). Оценка регулирующего воздействия и риски в праве: опыт России и континентальной Европы // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 5. С. 4—31. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.5.4.31

2. Григорьев Л. Э., Лучина Ю. В., Плаксин С. М., Самсонов В. Л., Шаньгина Е. С., Шаститко А. Е. (2002). Механизмы купли и продажи бизнеса. М.: Теис.

3. Ениколопов Р. C. (2020). Доказательная экономика развития: Нобелевская премия по экономике 2019 года // Вопросы экономики. № 1. С. 5—17. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-1-5-17

4. Зиберт Х. (2003). Эффект кобры. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

5. Шаститко А. Е. (2013). Экономические эффекты ошибок в правоприменении и правоустановлении. М.: Дело.

6. Шаститко А. Е. (2022). Несовершенные институты и реформы (О книге Трауинна Эггертссона «Несовершенные институты. Возможности и границы реформ») // Вопросы экономики. № 2. С. 147—157. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-2-147-157

7. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. (2022). Коузианство против пигувианства: идеи, ценности, перспективы // Вопросы экономики. № 1. С. 23—46. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-1-23-46

8. Шаулова Т. В. (2017). Оценка регулирующего воздействия: очередное увлечение или инструмент развития? // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. № 1. С. 139—143. https://doi.org/10.2139/ssrn.3826436

9. Эггертссон Т. (2022). Несовершенные институты. Возможности и границы реформ. М.: Институт Гайдара.

10. Beacham A. (1950). Nationalization in theory and practice. Quarterly Journal of Economics, No. 4, pp. 550—558. https://doi.org/10.2307/1884387

11. De Vita G., Tekaya A., Wang C. (2011). The many faces of asset specificity: A critical review of key theoretical perspectives. International Journal of Management Reviews, Vol. 13, pp. 329—348. https://doi.org/10.1111/j.1468-2370.2010.00294.x

12. Genova A. (2010). Nigeria’s nationalization of British Petroleum. International Journal of African Historical Studies, No. 1, pp. 115—136.

13. Gonzalez-Perez M., Sosa S. (2015). Governments as owners: Nationalization of international business and social responsibility. Advances in Sustainability and Environment, Vol. 17, pp. 219—232. https://doi.org/10.1108/S2051-503020150000017018

14. Honore A. (1961). Ownership. In: A. G. Guest (ed.). Oxford essays in jurisprudence. London; New York: Oxford University Press, pp. 107—147.

15. Moran T. (1973). Transnational strategies of protection and defense by multinational corporations: Spreading the risk and raising the cost for nationalization in natural resources. International Organization, Vol. 27, No. 2, pp. 273—287. https://doi. org/10.1017/S0020818300003489

16. Re E. (1952). The nationalization of foreign-owned property. Minnesota Law Review, Vol. 1212, pp. 323—342.

17. Rosa J., Perard E. (2010). When to privatize? When to nationalize? A competition for ownership approach. Kyklos, No. 1, pp. 110—132. https://doi.org/10.1111/j.1467-6435.2010.00465.x


Рецензия

Для цитирования:


Шаститко А.Е., Мелешкина А.И. Национализировать нельзя оставить. Вопросы экономики. 2022;(4):133-145. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-4-133-145

For citation:


Shastitko A.E., Meleshkina A.I. Nationalization: To be or not to be. Voprosy Ekonomiki. 2022;(4):133-145. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-4-133-145

Просмотров: 961


ISSN 0042-8736 (Print)