

Туристский потенциал российских территорий: позиция муниципальных органов власти
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-125-138
Аннотация
В работе рассматривается развитие туристского потенциала российских территорий как комплекса туристских ресурсов, обеспечивающих формирование и удовлетворение потребностей потенциальных туристов. Ключевым методом исследования выступил опрос руководителей муниципалитетов РФ. Анализ позволил выявить противоречие между уверенностью руководителей муниципалитетов в наличии туристского потенциала их территории и отсутствием базовых туристских ресурсов в их оценках. В региональном разрезе для большинства территорий характерна нехватка финансовых средств, частных инвестиций и поддержки со стороны спонсоров и меценатов. При этом власть видит проблемы формирования туристского потенциала в моделях поведения населения: недостатке предпринимательской активности и низком платежеспособном спросе на продукты внутреннего туризма. Результаты исследования показали существование устойчивой зависимости между поддержкой властных инициатив со стороны местного сообщества и наличием у органов власти ресурсов для повышения туристической привлекательности российских территорий.
Об авторах
О. В. РогачРоссия
Рогач Ольга Владимировна, к. соц. н., доцент кафедры информационных технологий в государственном управлении
Москва
Е. В. Фролова
Россия
Фролова Елена Викторовна, д. соц. н., проф. департамента социологии
Москва
Н. В. Медведева
Россия
Медведева Наталия Владимировна, к. соц. н., доцент факультета управления
Москва
Список литературы
1. Болокова М. А. (2020). Местное самоуправление как фактор формирования общественной практики в сохранении культурного наследия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. № 3. С. 88—94. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13010
2. Максимов Д. В. (2020). Оценка эффективности туристской деятельности в регионах России // Географический вестник. T. 4, № 55. С. 166—180. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2020-4-166-180
3. Мандыч И. А., Быкова А. В. (2021). Трудности и перспективы развития высокотехнологичных проектов в эпоху цифровой трансформации экономики // Российский технологический журнал. Т. 9, № 2. С. 88—95. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-2-88-95
4. Медведева Н. В., Фролова Е. В., Рогач О. В. (2021). Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной властью // Социологические исследования. № 10. С. 72—82. https://doi.org/10.31857/S013216250015275-5
5. Морошкина М. В., Кондратьева С. В. (2021). Региональная доступность как фактор развития туристского направления // Регионология. Т. 29, № 1. С. 60—81. https://doi.org/10.15507/2413-1407.114.029.202101.060-081
6. Рузиев Ш. Р. (2018). Оценка туристического потенциала историко-культурного туризма Республики Узбекистан // Региональные проблемы преобразования экономики. T. 4, № 90. С. 76—83.
7. Сарян А. А. (2021). Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений // Регионология. Т. 29, № 3. С. 562—587. https://doi.org/10.15507/2413-1407.116.029.202103.562-587
8. Тулиганова И. В. (2020). Туристический потенциал социокультурного пространства города // Манускрипт. T. 13, № 4. С. 123—127. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.4.25
9. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. (2020). Деятельность муниципальных органов власти по развитию культурно-познавательного туризма: проблемы, ресурсы и новые возможности // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С. 210—228.
10. Юдина Т. А., Григорян Ц. А. (2019). Туристический потенциал региона: оценка и эффективное управление // Теоретическая экономика. Т. 1, № 49. С. 78—83.
11. Chen H. L., Huang X., Li Z. Y. (2020). A content analysis of Chinese news coverage on COVID-19 and tourism. Current Issues in Tourism, Vol. 25, No. 2, pp. 198—205. https://doi.org/10.1080/13683500.2020.1763269
12. Dogru T., Suess C., Sirakaya-Turk E. (2021). Why do some countries prosper more in tourism than others? Global competitiveness of tourism development. Journal of Hospitality & Tourism Research, Vol. 45, No. 1, pp. 215—256. https://doi.org/10.1177/1096348020911706
13. Everingham P., Chassagne N. (2020). Post COVID-19 ecological and social reset: Moving away from capitalist growth models towards tourism as Buen Vivir. Tourism Geographies, Vol. 22, No. 3, pp. 555—566. https://doi.org/10.1080/14616688.2020.1762119
14. Evstratova T. A., Kabanova E. E., Vetrova E. A., Kataeva V. I. (2019). Designing the tourist and recreational image of the territory. The example of the Zaryadye park. Journal of Environmental Management and Tourism, Vol. 10, No. 7, pp. 1609—1616. https://doi.org/10.14505/jemt.v10.7(39).18
15. Higgins-Desbiolles F. (2020). Socialising tourism for social and ecological justice after COVID-19. Tourism Geographies, Vol. 22, No. 3, pp. 610—623. https://doi.org/10.1080/14616688.2020.1757748
16. Hyun S. S. (2010). Predictors of relationship quality and loyalty in the chain restaurant industry. Cornell Hospitality Quarterly, Vol. 51, No. 2, pp. 251—267. https://doi.org/10.1177/1938965510363264
17. Ibrahim A. O., Baqawy G. A., Mohamed M. A. S. (2021). Tourism attraction sites: Boasting the booming tourism of Saudi Arabia. International Journal of Advanced and Applied Sciences, Vol. 8, No. 4, pp. 1—11. https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.04.001
18. Ismail H. H. (2021). The contribution of tourism revenues to economic development during the terrorism crisis. International Journal of Advanced and Applied Sciences, Vol. 8, No. 2, pp. 35—43. https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.02.005
19. Kernshi A. S., Waheed R. (2021). COVID-19 and tourism sector: A perspective of Saudi Arabia. International Journal of Advanced and Applied Sciences, Vol. 8, No. 9, pp. 58—62. https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.09.008
20. Kour P., Jasrotia A., Gupta S. (2020). COVID-19: A pandemic to tourism guesthost relationship in India. International Journal of Tourism Cities, Vol. 7, No. 3, pp. 725—740. https://doi.org/10.1108/IJTC-06-2020-0131
21. Lo Y. T., Awang S. R., Jusoh A. (2018). The role of patron dining experience and emotions on relationship quality in chain restaurant industry. Intangible Capital, Vol. 14, No. 3, pp. 357—369. https://doi.org/10.3926/ic.1120
22. Nguyen T. N., Nguyen H. X., Pham H. H. et al. (2021). Influence of some climatic factors on tourism activities on Co To Island, Vietnam. International Journal of Advanced and Applied Sciences, Vol. 8, No. 9, pp. 50—57. https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.09.007
23. Nguyen C. P., Su T. D. (2020). Economic policy uncertainty and demand for international tourism: An empirical study. Tourism Economics, Vol. 26, No. 8, pp. 1415—1430. https://doi.org/10.1177/1354816619900584
24. Pérez N. Y., Carrascal M. P., Duarte J. A. (2021). Preliminary diagnostic of the tourist potential of a heritage town in Colombia. Tourism Planning & Development, Vol. 18, No. 6, pp. 595—613. https://doi.org/10.1080/21568316.2020.1837227
25. Rogerson C. M. (2007). Tourism routes as vehicles for local economic development in South Africa: The example of the Magaliesberg Meander. Urban Forum, Vol. 18, No. 2, pp. 49—68. https://doi.org/10.1007/s12132-007-9006-5
26. Tovmasyan G. (2016). Trends in the development of tourism in the world. European Journal of Economic Research, Vol. 17, No. 3, pp. 429—434. https://doi.org/10.13187/es.2016.17.429
27. Ukabi E., Akçay A. Ö. (2021). Historic squares’ identity expression: Namik Kemal Square, Famagusta-Cyprus. International Journal of Advanced and Applied Sciences, Vol. 8, No. 4, pp. 61—74. https://doi.org/10.21833/ijaas.2021.04.008
28. Ushakov D., Vinichenko M., Frolova Е. (2018). Environmental capital in national economy stimulation: Limitations of rationality. Journal of Computational and Theoretical Nanoscience, Vol. 24, No. 9, pp. 6290—6292. https://doi.org/10.1166/asl.2018.13032
29. Vinichenko M. V., Rybakova M. V., Сhulanova O. L., Makushkin S. A. (2020a). The social environment change under the influence of artificial intelligence: The views of orthodox clergy and parishioners. European Journal of Science and Theology, Vol. 16, No. 5, pp. 57—68.
30. Vinichenko M. V., Chulanova O. L., Vinogradova M. V., Amozova L. N. (2020b). The impact of artificial intelligence on society: Views of Islamic religious leaders. European Journal of Science and Theology, Vol. 16, No. 3, pp. 67—77.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Рогач О.В., Фролова Е.В., Медведева Н.В. Туристский потенциал российских территорий: позиция муниципальных органов власти. Вопросы экономики. 2022;(9):125-138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-125-138
For citation:
Rogach O.V., Frolova E.V., Medvedeva N.V. The tourist potential of Russian territories: View from the municipal level. Voprosy Ekonomiki. 2022;(9):125-138. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-125-138