Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Общегосударственные финансовые ресурсы: роль территорий (пример России)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-109-124

Аннотация

В статье определены соотношение валовых и чистых поступлений в федеральный бюджет и самообеспеченность территорий налоговыми ресурсами. Предлагаемый подход позволяет оценить характер пространственного (горизонтального) перераспределения федеральной части налоговых перечислений, администрируемых ФНС. Применительно к федеральным округам в 2006— 2020 гг. значения чистых поступлений в федеральный бюджет оказались отрицательными в большинстве регионов Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО. В контексте рассматриваемого подхода они выступают реципиентами федерального бюджета; часть федеральной поддержки при определенных предположениях финансируется налоговыми поступлениями других территорий. Как правило, 40—50% всех субъектов РФ имеют отрицательное значение чистых поступлений. Однако в большинстве случаев они небольшие, подчас меняют знак. Число реципиентов федерального бюджета, свидетельствуя о смене государственных приоритетов в распределении налоговых ресурсов по бюджетной вертикали, последовательно возрастало до кризиса 2008—2009 гг. и уменьшалось после него (за исключением 2018—2020 гг.).

Об авторах

Б. Л. Лавровский
Новосибирский государственный технический университет; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия

Лавровский Борис Леонидович, д. э. н., проф., проф. НГТУ, вед.  н.  с. ИЭОПП СО РАН

Новосибирск



Е. А. Горюшкина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский государственный университет
Россия

Горюшкина Екатерина Алексеевна, к. э. н., доцент НГУ, с. н. с. ИЭОПП СО РАН.

Новосибирск



Список литературы

1. Бухвальд Е. М., Кольчугина А. В. (2019). Стратегия пространственного развития и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации // Экономика региона. Т. 15, Вып. 3. С. 631—643. https://doi.org/10.17059/2019-3-1

2. Всемирный банк (2018). Новая география регионального развития. Оценка экономического потенциала российских регионов и возможностей его эффективного использования. Вашингтон; М.: Группа Всемирного банка.

3. Зубаревич Н. (2012). Рента столичного статуса // Pro et Contra. № 6. С. 6—18.

4. Климанов В. (2020). Неожиданный подарок из центра: смогут ли регионы кредитовать друг друга? // РБК. 24 апр. https://www.rbc.ru/opinions/finances/24/04/2020/5ea161069a7947069908789e

5. Климанов В. В., Дерюгин А. Н., Михайлова А. А., Яговкина В. А. (2019). Бюджетный федерализм: финансовое участие регионов в достижении национальных целей развития. М.: Дело.

6. Климанов В. В., Казакова С. М., Cафина А. И. (2020). Бюджеты регионов России накануне кризиса: итоги первого квартала 2020 года. Аналитический доклад. М.: ИРОФ.

7. Колодина Е. А. (2019). Исследование результативности выравнивающей региональной политики в Российской Федерации // Региональная экономика и управление. № 4, ст. 6007. https://eee-region.ru/article/6007/

8. Котляков В. М., Швецов А. Н., Глезер О. Б. (ред.) (2020). Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке. М.: Товарищество научных изданий КМК.

9. Крюков В. А. (ред.) (2019). Региональный менеджмент: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ.

10. Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. (ред.) (2015). Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. М.: ИМЭМО РАН.

11. Кузнецова О. В. (2015). Региональная политика России. 20 лет реформ и новые возможности. М.: Либроком.

12. Лавров А. (1997). Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России // Становление рыночной экономики в России. Вып. 10. М.: МОНФ. С. 5—39.

13. Лавров А. М. (2019). Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998—2019 гг.). М.: Изд. дом ВШЭ.

14. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А. (2021). Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? // Вопросы экономики. № 1. С. 143—160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-143-160

15. Михеева Н. Н. (2021). Пространственные аспекты разработки экономических прогнозов. М.: Артик Принт.

16. Суглобов А. Е., Петренко В. А., Черкасова Ю. И. (2016). Межбюджетные отношения в Российской Федерации. М.: Юнити-Дана.

17. Счетная палата РФ (2020). Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 4: Дотационность регионов. Москва.

18. Швецов А. Н. (2021). Становление новой организации экономического пространства России: опыт государственного регулирования и научных исследований пространственных преобразований. М.: Ленанд.

19. Bachtler J., Berkowitz P., Hardy S., Muravska T. (eds.) (2017). EU cohesion policy: Reassessing performance and direction. New York: Routledge.

20. Barrios S., Martínez-López D. (2016). Fiscal federalism. Fiscal equalization schemes and subcentral government borrowing. ADBI Working Paper, No. 595. Tokyo: Asian Development Bank Institute.

21. Dougherty S., Forman K. (2021). Evaluating fiscal equalisation: Finding the right balance. OECD Working Papers, No. 36. https://doi.org/10.1787/253da2b8-en

22. Henkel M., Seidel T., Suedekum J. (2018). Fiscal transfers in the spatial economy. CESifo Working Paper, No. 7012. https://doi.org/10.2139/ssrn.3198488


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Общегосударственные финансовые ресурсы: роль территорий (пример России). Вопросы экономики. 2022;(9):109-124. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-109-124

For citation:


Lavrovsky B.L., Goryushkina E.A. Public financial resources: The role of territories (The case of Russia). Voprosy Ekonomiki. 2022;(9):109-124. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-109-124

Просмотров: 598


ISSN 0042-8736 (Print)