Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Современный университет как драйвер экономическогороста: модели и миссии

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется современный университет как драйвер экономического роста в рамках концепции университета 3.0 (образование, научные исследования, коммерциализация знаний). Показано, каким образом университет 3.0 становится основой глобальной конкурентоспособности национальных экономик и наднациональных объединений, а его предпринимательская экосистема формирует новые, быстрорастущие отрасли, перспективные технологические рынки, лидирующие административно-территориальные пространства.

Об авторе

А. О. Карпов
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Россия
д.филос. н., к.ф.-м. н., главный научный сотрудник Московского государственного технического университета имени Н.  Э. Баумана (Москва)


Список литературы

1. Платова И., Жабенко И. (2016). Время торопит: В городе на Неве развивают Университет 4.0. В чем его отличие от других вузов // Поиск. № 30-31. С. 8-9

2. Ицковиц Г. (2010). На пути к Сколково // Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та управления и радиоэлектроники. С. 17-24

3. Карпов А. (2012a). Инжиниринговая платформа для трансфера технологий // Вопросы экономики. № 7. С. 47-65

4. Карпов А. О. (2012b). Локус научной одаренности: программа «Шаг в будущее» // Вестник Российской академии наук. Т. 82. № 8. С. 725-731

5. Карпов А. О. (2013a). Открытые инновации и высшее образование // Высшее образование в России. № 3. С. 37-44

6. Карпов А. О. (2013b). Социальные парадигмы и парадигмально-дифференцированная система образования // Вопросы философии. № 3. С. 22-32

7. Карпов А. О. (2014a). «Товаризация» образования против общества знаний // Вестник Российской академии наук. Т. 84. № 5. С. 434-440

8. Карпов А. О. (2014b). Современный университет: среда, партнерства, инновации // Alma Mater. Вестник Высшей школы. № 8. С. 8-12

9. Карпов А. О. (2015а). Образование для общества знаний: генезис и социальные вызовы // Общественные науки и современность. № 5. С. 86-101

10. Карпов А. О. (2015b). Основные теоретические понятия общества знаний // Вестник Российской академии наук. № 9. С. 812-820

11. Мониторинг (2016). Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России. СПб.: Университет ИТМО; РВК

12. Национальный доклад (2015). Национальный доклад об инновациях в России 2015. М.: Минэкономразвития России; Открытое правительство; РВК

13. Скотт Р. (2009). Инновационная стратегия Великобритании // Форсайт. Т. 3. № 4. С. 16-21

14. Соснова А. (2013). На своей поляне. В России есть место для инноваций // Поиск. № 26. С. 5

15. Титов В. В. (1999). Трансфер технологий: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ

16. Троу М. (1972). Социология образования // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред Г. В. Осипова. М.: Прогресс. С. 174-187

17. Чесбро Г. (2007). Открытые инновации. М.: Поколение

18. Anderson R. (2010). The ‘Idea of a University’ today. History & Policy: [online serial], March 1, http://www.historyandpolicy.org/policy-papers/papers/the-idea-of-a- university-today

19. Andrew J. P., De Rocco E. S., Taylor A. (2009). The innovation imperative in manufacturing: How the United States can restore its edge. Boston: BCG. Bell D. (2008). The axial age of technology foreword: 1999 // Bell D. (ed.). The coming of postindustrial society: A venture of social forecasting. N. Y.: Basic Books, pp. ix-lxxxvi.

20. Carayannis E. G., Campbell D. F. J. (2009). “Mode 3” and “Quadruple Helix”: Toward a 21st century fractal innovation ecosystem. International Journal of Technology Management, Vol. 46, No. 3/4, pp. 201-234.

21. Carayannis E. G., Campbell D. F. J. (2010). Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and how do knowledge, innovation and the environment relate to each other? A proposed framework for a trans-disciplinary analysis of sustainable development and social ecology. International Journal of Social Ecology and Sustainable Development, Vol. 1, No. 1, pp. 41-69.

22. Cole J.R. (2010). The great American university: Its rise to preeminence, its indispensable nation role, why it must be protected. N. Y.: Public Affairs.

23. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. (eds.) (2016). The Global Innovation Index 2016: Winning with global innovation. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO.

24. EUA (2003). Response to the communication from the Commission “The role of the universities in the Europe of knowledge”. Brussels: European University Association.

25. EUA (2007). Creativity in higher education: Report on the EUA Creative Project 2006-2007. Brussels: European University Association.

26. Curley M., Formica P. (2013a). University ecosystems design creative spaces for idea generation and start-up experimentation. In: M. Curley, P. Formica (eds.). The experimental nature of new venture creation: Capitalizing on open innovation 2.0. N. Y.: Springer, pp. 13-23.

27. Curley M., Formica Р. (2013b). Introduction. In: M. Curley, P. Formica (eds.). The experimental nature of new venture creation: Capitalizing on open innovation 2.0. N. Y.: Springer, pp. 1-12.

28. CEC (2003). The role of the universities in the Europe of knowledge. Brussels: Commission of the European Communities.

29. CEC (2006). Delivering on the modernisation agenda for universities: Education, research and innovation. Brussels: Commission of the European Communities.

30. Drucker P. F. (2008). Concept of the corporation. New Brunswick, NJ, and London: Transaction Publ.

31. Drucker P. F. (1969). The age of discontinuity: guidelines to our changing society. L.: Heinemann.

32. Etzkowitz H. (2008). The Triple Helix: University-industry-government innovation in action. N.Y. and London: Routledge.

33. Etzkowitz H., Leydesdorff L. (1995). The Triple Helix: University-industry-govern-ment relations: A laboratory for knowledge based economic development. EASST Review, Vol. 14, No. 1. Р. 14-19.

34. Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2000). The dynamics of innovation: From national systems and “Mode 2” to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, Vol. 29, No. 2. P. 109-123.

35. Ferlie E., Musselin C., Andresani G. (2009). The governance of higher education systems: A public management perspective. In: C. Paradeise, E. Reale, I. Bleiklie, E. Ferlie (eds.). University governance: Western European comparative perspectives. Dordrecht: Springer, pp. 1-20.

36. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. (1994). The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage.

37. Greenaway D., Haynes M. (2003). Funding higher education in the UK: The role of fees and loans. Economic Journal, Vol. 113, No. 485, pp. 150-166.

38. Hammershoj L. G. (2009). Creativity as a question of Bildung. Journal of Philosophy of Education, Vol. 43, No. 4, pp. 545-557.

39. Lane J. E. (2013). Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions. In: J. E. Lane, D. B. Johnstone (eds.). Higher education system 3.0: Harnessing systemness, delivering performance. Albany, NY: SUNY Press, pp. 3-26.

40. Machlup F. (2014). Knowledge: Its creation, distribution and economic significance. Vol. I: Knowledge and knowledge production. Princeton: Princeton University Press.

41. Machlup F., Kronwinkler T. (1975). Workers who produce knowledge: A steady increase, 1900 to 1970. Review of World Economics, Vol. 111, No. 4, pp. 752-759.

42. Martin P., Morris R., Rogers A., Kilgallon S. (2010). What are creative spaces? In: P. Martin (ed.). Making space for creativity. Brighton: University of Brighton, pp. 23-26.

43. Paradeise C., Reale E., Goastellec G. A. (2009a). Comporative approach to higher educations reform in Western European countries. In: C. Paradeise, E. Reale, I. Bleiklie, E. Ferlie (eds.). University governance: Western European comparative perspectives. Dordrecht: Springer, pp. 197-226.

44. Paradeise C., Reale E., Goastellec G., Bleiklie I. (2009b). Universities Steering between Stories and History. In: C. Paradeise, E. Reale, I. Bleiklie, E. Ferlie (eds.). University governance: Western European comparative perspectives. Dordrecht: Springer, pp. 227-290.

45. Pollеt C., Bouckaert G. (2004). Public management reform: A comparative analysis. Oxford: Oxford University Press.

46. Thursby J., Kemp S. (2002). Growth and productive efficiency of university intellectual property licensing. Research Policy, Vol. 31, No. 1, pp. 109-124.


Для цитирования:


Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономическогороста: модели и миссии. Вопросы экономики. 2017;(3):58-76. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76

For citation:


Karpov A. Modern university as an economic growth driver: Models & missions. Voprosy Ekonomiki. 2017;(3):58-76. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76

Просмотров: 93


ISSN 0042-8736 (Print)