

Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-5-31
Аннотация
В последнее время растет интерес экономистов к изучению влияния личностных черт на экономическое поведение индивидов. Для такого анализа необходимы массивы эмпирических данных, которые связывают «психологию» с «экономикой». «Психология» в данном случае может быть представленаконцепциями «локуса контроля» и «Большой пятерки» личностных черт. В настоящей работе предпринята попытка систематизировать показатели, соответствующие этим концепциям, которые содержатся в разных волнах РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2000—2016 гг., и проведен их дескриптивный анализ. Некогнитивные навыки рассматриваются в разрезе различных социально-демографических параметров, характеристик занятости, а также во взаимосвязи с показателями жизненного успеха. Высокие уровни некогнитивных навыков характерны для имеющих высшее образование, занятых, руководителей и специалистов высшего уровня квалификации. Полученные оценки согласуются с основными выводами зарубежных исследований по данной тематике.
Об авторах
В. Е. ГимпельсонРоссия
Гимпельсон Владимир Ефимович, к. э. н., директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, вед. н. с.
Москва
А. А. Зудина
Россия
Зудина Анна Алексеевна, к. соц. н., н. с. ЦеТИ НИУ ВШЭ
Москва
Р. И. Капелюшников
Россия
Капелюшников Ростислав Исаакович, д. э. н., чл.‑корр. РАН, гл. н. с. ИМЭМО РАН, замдиректора ЦеТИ НИУ ВШЭ
Москва
Список литературы
1. Звоновский В., Мацкевич М. (2009). Локализация ответственности как фактор социального поведения // Социологические исследования. № 3. Март. C. 45—57. [Zvonovskiy V., Matskevich M. (2009). Localization of responsibility as a factor in social behavior. Sotsiologicheskie Issledovaniya, No. 3, pp. 45—57. (In Russian).]
2. Рожкова К. В. (2019). Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда // Вопросы экономики. № 11. С. 81—107. [Rozhkova K. V. (2019). The return to noncognitive characteristics in the Russian labor market. Voprosy Ekonomiki, No. 11, pp. 81—107. (In Russian).] https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-11-81-107
3. Almagor M., Tellegen A., Waller N. G. (1995). The Big Seven model: A cross-cultural replication and further exploration of the basic dimensions of natural language trait descriptors. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 69, No. 2, pp. 300—307. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.2.300
4. Almlund M., Duckworth A. L., Heckman J., Kautz T. (2011). Personality psychology and economics. In: E. A. Hanushek (ed.). Handbook of the economics of education, Vol. 4. Amsterdam: Elsevier, pp. 1—181. https://doi.org/10.3386/w16822
5. Andrisani P. J., Nestel G. (1976). Internal-external control as contributors to and outcomes of work experience. Journal of Applied Psychology, Vol. 61, No. 2, pp. 156—165. https://doi.org/10.1037/0021-9010.61.2.156
6. Avtgis T. A. (1998). Locus of control and persuasion, social influence, and conformity: A metaanalytic review. Psychological Reports, Vol. 83, No. 3, pp. 899—903. http://dx.doi.org/10.2466/pr0.1998.83.3.899
7. Ayhan S. H., Gatskova K., Lehmann H. (2020). The impact of non-cognitive skills and risk preferences on rural-to-urban migration in Ukraine. Journal of Comparative Economics, Vol. 48, No. 1, рр. 144—162. https://doi.org/10.1016/j.jce.2019.09.001
8. Barrick M. R., Mount M. K. (1991). The Big Five personality dimensions and job performance: A meta-analysis. Personnel Psychology, Vol. 44, No. 1, pp. 1—26. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x
9. Becker B. E., Krzystoftak F. J. (1982). The influence of labor market discrimination on locus of control. Journal of Vocational Behavior, Vol. 21, pp. 60—70. https://doi.org/10.1016/0001-8791(82)90053-7
10. Borghans L., Meijers H., ter Weel B. (2006). The role of noncognitive skills in explaining cognitive test scores. IZA Discussion Papers, No. 2429.
11. Bowles S., Gintis H., Osborne M. (2001). The determinants of earnings: A behavioral approach. Journal of Economic Literature, Vol. 39, No. 4, pp. 1137—1176. https://doi.org/10.1257/jel.39.4.1137
12. Caliendo M., Cobb-Clark D. A., Hennecke J., Uhlendor A. (2016). Job search, locus of control, and internal migration. SOEPpapers on Multidisciplinary Panel Data Research, No. 818. DIW Berlin, The German Socio-Economic Panel (SOEP).
13. Caliendo M., Cobb-Clark D. A., Uhlendorff A. (2015). Locus of control and job search strategies. Review of Economics and Statistics, Vol. 97, No. 1, pp. 88—103. https://doi.org/10.1162/REST_a_00459
14. Caliendo M., Fossen F., Kritikos A. (2014). Personality characteristics and the decision to become and stay self-employed. Small Business Economics, Vol. 42, pp. 787—814. https://doi.org/10.1007/s11187-013-9514-8
15. Cattell R. B., Mead A. D. (1949). The sixteen personality factor questionnaire (16PF). Champaign: IPAT.
16. Cobb-Clark D. A. (2014). Locus of control and the labor market. Melbourne Institute Working Paper, No. 25/14. https://doi.org/10.2139/ssrn.2532764
17. Cobb-Clark D. A., Kassenboehmer S. C., Schurer S. (2014). Healthy habits: The connection between diet, exercise, and the locus of control. Journal of Economic Behavior and Organization, Vol. 98, pp. 1—28. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2013.10.011
18. Cobb-Clark D. A., Schurer S. (2013). Two economists’ musing on the stability of locus of control. Economic Journal, Vol. 123, No. 570, pp. F358—F400. https://doi.org/10.1111/ecoj.12069
19. Cobb-Clark D. A., Tan M. (2011). Noncognitive skills, occupational attainment, and relative wages. Labour Economics, Vol. 18, No. 1, pp. 1—13. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2010.07.003
20. Coleman M., DeLeire T. (2003). An economic model of locus of control and the human capital investment decision. Journal of Human Resources, Vol. 38, No. 3, pp. 701—721. https://doi.org/10.3368/jhr.XXXVIII.3.701
21. Costa P. T. Jr., McCrae R. R. (1992). NEO PI-R professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources.
22. Cunha F., Heckman J. (2007). The technology of skill formation. American Economic Review, Vol. 97, No. 2, pp. 31—47. https://doi.org/10.3386/w12840
23. Cunha F., Heckman J. (2008). Formulating, identifying and estimating the technology of cognitive and noncognitive skill formation. Journal of Human Resources, Vol. 43, No. 4, pp. 738—782. https://doi.org/10.1353/jhr.2008.0019
24. Della Porta D., Keating M. J. (eds.) (2008). Approaches and methodologies in the social sciences: A pluralist perspective. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511801938
25. Dohmen T., Falk A., Golsteyn B. H. H., Huffman D., Sunde U. (2017). Risk attitudes across the life course. Economic Journal, Vol. 127, pp. F95—F116. https://doi.org/10.1111/ecoj.12322
26. Eysenck H. J., Eysenck S. B. G. (1994). Manual for the Eysenck personality questionnaire. San Diego, CA: EdITS.
27. Fletcher J. M. (2013). The effects of personality traits on adult labor market outcomes: Evidence from siblings. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 89, pp. 122—135. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2013.02.004
28. Garcia M. (2015). Inequalities at the starting gate. Cognitive and noncognitive skills gaps between 2010—2011 kindergarten classmates. Economic Policy Institute Report. Washington, DC.
29. Heckman J., Carneiro P. (2005). Human capital policy. In: J. Heckman, A. Krueger (eds.). Inequality in America. What role for human capital policies? Cambridge, MA: MIT Press.
30. Heckman J., Stixrud J., Urzua S. (2006). The effects of cognitive and noncognitive abilities on labor market outcomes and social behavior. Journal of Labor Economics, Vol. 24, No. 3, pp. 411—482. https://doi.org/10.1086/504455
31. Heywood J. S., Jirjahn U., Struewing C. (2016). Locus of control and performance appraisal. University of Trier Research Papers in Economics, No. 3/16.
32. John O. P., Srivastava S. (1999). The Big-Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives. In: L. A. Pervin, O. P. John (eds.). Handbook of personality: Theory and research, Vol. 2. New York: Guilford Press, pp. 102—138.
33. Kautz T., Heckman J. J., Diris R., ter Weel B., Borghans L. (2014). Fostering and measuring skills: Improving cognitive and non-cognitive skills to promote lifetime success. Paris: OECD, Directorate for Education and Skills, Centre for Educational Research and Innovation (CERI).
34. Linz S. J., Semykina A. (2005). Attitudes and performance: An analysis of Russian workers. William Davidson Institute Working Paper, No. 758. https://doi.org/10.2139/ssrn.729246
35. Linz S. J., Semykina A. (2007). Gender differences in personality and earnings: Evidence from Russia. Journal of Economic Psychology, Vol. 28, No. 3, pp. 387—410. https://doi.org/10.1016/j.joep.2006.05.004
36. Linz S. J., Semykina A. (2008). Attitudes and performance: An analysis of Russian workers. Journal of Socio Economics, Vol. 37, No. 2, pp. 694—717. https://doi.org/10.1016/j.socec.2006.12.047
37. Linz S. J., Semykina A. (2010). Analyzing the gender pay gap in transition economies: How much does personality matter? Human Relations, Vol. 63, No. 4, pp. 447—469. https://doi.org/10.1177/0018726709339094
38. Maksimova M. A. (2019). The return to non-cognitive skills on the Russian labor market. Applied Econometrics, Vol. 53, pp. 55—72.
39. McCrae R. R. (2002). NEO-PI-R data from 36 cultures: Further intercultural comparisons. In: R. R. McCrae, J. Allik (eds.). The five-factor model of personality across cultures. New York: Kluwer Academic Publisher, pp. 105—125. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-0763-5_6
40. Mendolia S., Walker I. (2014). The effect of non-cognitive traits on subject choice and performance in high school: Evidence from an English cohort. Economics of Education Review, Vol. 43, pp. 47—65. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2014.09.004
41. Mount M. K., Barrick M. R., Stewart G. L. (1998). Five-factor model of personality and performance in jobs involving interpersonal interactions. Human Performance, Vol. 11, pp. 145—165. https://doi.org/10.1207/s15327043hup1102&3_3
42. Nikolaou D. (2012). Direct and indirect effects of noncognitive skills on the gender wage gap. The Ohio State University Working Paper, No. 2012/10.
43. Novikova I. A., Vorobyeva A. A. (2017). Big Five factors and academic achievement in Russian students. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 10, No. 4, pp. 93—106. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0409
44. Pierre G., Sanchez-Puerta M.-L., Valerio A., Rajadel T. (2014). STEP skills measurement surveys: Innovative tools for assessing skills. Washington, DC: World Bank.
45. Schmitt D. P., Allik J., McCrae R. R., Benet-Martínez V. (2007). The geographic distribution of Big Five personality traits patterns and profiles of human selfdescription across 56 nations. Journal of Cross-Cultural Psychology, Vol. 38, No. 2, pp. 173—212. https://doi.org/10.1177/0022022106297299
46. WEF (2020). Jobs of tomorrow. Mapping opportunity in the new economy. World Economic Forum.
Рецензия
Для цитирования:
Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные. Вопросы экономики. 2020;(11):5-31. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-5-31
For citation:
Gimpelson V.E., Zudina A.A., Kapeliushnikov R.I. Non-cognitive components of human capital: Evidence from Russian data. Voprosy Ekonomiki. 2020;(11):5-31. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-5-31