ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 
В последнее время растет интерес экономистов к изучению влияния личностных черт на экономическое поведение индивидов. Для такого анализа необходимы массивы эмпирических данных, которые связывают «психологию» с «экономикой». «Психология» в данном случае может быть представленаконцепциями «локуса контроля» и «Большой пятерки» личностных черт. В настоящей работе предпринята попытка систематизировать показатели, соответствующие этим концепциям, которые содержатся в разных волнах РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2000—2016 гг., и проведен их дескриптивный анализ. Некогнитивные навыки рассматриваются в разрезе различных социально-демографических параметров, характеристик занятости, а также во взаимосвязи с показателями жизненного успеха. Высокие уровни некогнитивных навыков характерны для имеющих высшее образование, занятых, руководителей и специалистов высшего уровня квалификации. Полученные оценки согласуются с основными выводами зарубежных исследований по данной тематике.
Термин «средний класс» часто используют в экономических исследованиях, но статистическое описание этой группы очень различается, и выбор правильной методологии ее определения представляет собой отдельную задачу. Согласно нашим оценкам по состоянию на 2018 г., к среднему классу можно было отнести 32% населения РФ, что значительно ниже пикового уровня 38% по итогам 2015 г. За последние пять лет не только сократилась численность среднего класса, но и изменилось его поведение. Так, для этой группы населения характерна слабая вовлеченность в новый кредитный цикл после 2016 г., то есть низкая склонность к использованию финансового плеча для поддержания своего потребления. Изменился и «портрет» среднего класса: все чаще его представители работают на государство и все реже получают свои доходы от предпринимательской деятельности.
На основании результатов эмпирического исследования подтверждается гипотеза о снижении индивидуальных ставок дисконтирования для социальнозначимых доходных вложений по отношению к социально нейтральным доходным вложениям. Обосновывается существование специфического вида капитала - общественно легитимной надбавки к авансированной стоимости инвестиционных проектов, возникающей для социально значимых проектов ввиду того, что часть населения готова голосовать за их финансирование по более низкой ставке. Сделаны выводы о величине рассматриваемого вида капитала для мериторных и общественных благ разных типов и о социальной базе, на основе которой он может быть извлечен в рамках общественно ориентированного («просоциального») инвестиционного мышления населения. Исследование проведено на базе общероссийской квотной выборки.
Тема среднего класса вновь стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью найти драйверы экономического роста и обеспечить социальную стабильность общества. Ожидания, которые возлагают на средний класс, нередко представляются избыточными и противоречивыми, однако по ряду параметров этот слой российского общества действительно отличается от других. В статье исследуется роль среднего класса как провайдера изменений и новых стандартов потребления через практики инвестирования в человеческий капитал. Анализировалось потребление платных услуг в сфере образования и здравоохранения как в динамике за почти 20-летний период, так и на данных тематического исследования российского среднего класса, проведенного в 2018 г. Оценки показывают, что он активно наращивает инвестиции в человеческий капитал в благоприятных экономических условиях и пытается сохранить уровень потребления в периоды кризиса, оставаясь лидером потребления указанныхуслуг. Построена факторная модель инвестиционного поведения среднего класса, выявляющая дифференциацию поведения различных групп в его составе.
В статье рассматриваются различия в уровнях оплаты труда между российскими регионами. Проанализирована роль двух долгосрочных факторов их формирования - различий в структуре региональных экономик и в условиях жизни - с использованием микроданных единовременных выборочных обследований организаций, проведенных Росстатом в 2005-2015 гг. Оценивая на этих данных уравнения минцеровского типа, расширенные за счет включения переменных регионального уровня, мы определяем вклад долгосрочных факторов в межрегиональную дифференциацию заработков в России. Результаты показывают, что структурный фактор – различия в региональной структуре занятости — способен объяснить не более 1/3 всей дифференциации. При этом существует устойчивая значимая связь заработной платы с уровнем цен, средней температурой воздуха и степенью загрязнения окружающей среды в регионе. Учет зарплатных компенсаций за менее благоприятный уровень этих характеристик позволяет объяснить примерно половину остающихся различий. В результате оба долгосрочных фактора вместе в состоянии объяснить около 60% наблюдаемой дифференциации в средней заработной плате между российскими регионами. Полученные результаты дают возможность лучше понять природу существующих различий и имеют ряд важных следствий.
Рассматривается проблема работы по профилю полученной в вузе специальности с точки зрения детерминант заработной платы и удовлетворенности работой недавних выпускников вузов. Исследование проводится на данных выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (ВТР Росстата). Использованы различные измерители соответствия работы выпускников профилю полученной специальности: самооценка респондентов и объективная мера соответствия на основе сопоставления классификатора специальности обучения (ОКСО) и профессий (ОКЗ). Анализ показал, что вероятность работать в соответствии с полученным образованием выше для специальностей в сфере медицинских, компьютерных и юридических наук. Наблюдается «штраф» за работу не по специальности в диапазоне от 6 до 13% по сравнению с работающими по специальности. Размер «штрафа» зависит от самой специальности, от степени ее соответствия работе, а также от используемого измерителя такого соответствия. Выявлено негативное влияние работы не по специальности на удовлетворенность работой, то есть работа не по специальности носит, вероятно, вынужденный характер.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ 
Равномерность распределения населения по территории страны имеет важное социально-экономическое и стратегическое значение. Особенно это актуально для России с ее плотно заселенным западом и пустынным востоком. В данной работе рассматриваются изменения плотности населения в российских регионах, произошедшие с 1897 по 2017 г. А нализируется, происходила ли конвергенция плотности населения и какие факторы на нее влияли. Для этого используются данные как на уровне уездов, так и на уровне областей, приведенные к единым границам с целью сопоставимости. Оценены модели безусловной и условной β-конвергенции с учетом пространственной зависимости. Сделан вывод, что выравнивание плотности населения происходило в 1897-2017 гг. на уровне уездов и в 1926-1970 гг. на уровне областей, а на прирост плотности населения влияют не только пространственные эффекты, но и такие политико-географические факторы, как климат, количество лагерей ГУЛАГа и удаленность от столицы.