Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

Аннотация

Рассматривается проблема работы по профилю полученной в вузе специальности с точки зрения детерминант заработной платы и удовлетворенности работой недавних выпускников вузов. Исследование проводится на данных выборочного наблюдения трудоустройства выпускников (ВТР Росстата). Использованы различные измерители соответствия работы выпускников профилю полученной специальности: самооценка респондентов и объективная мера соответствия на основе сопоставления классификатора специальности обучения (ОКСО) и профессий (ОКЗ). Анализ показал, что вероятность работать в соответствии с полученным образованием выше для специальностей в сфере медицинских, компьютерных и юридических наук. Наблюдается «штраф» за работу не по специальности в диапазоне от 6 до 13% по сравнению с работающими по специальности. Размер «штрафа» зависит от самой специальности, от степени ее соответствия работе, а также от используемого измерителя такого соответствия. Выявлено негативное влияние работы не по специальности на удовлетворенность работой, то есть работа не по специальности носит, вероятно, вынужденный характер.

Об авторах

А. И. Колосова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Колосова Анна Игоревна, стажер-исследователь Института институциональных исследований (ИНИИ)

Москва



В. Н. Рудаков
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рудаков Виктор Николаевич, факультет экономических наук, доцент, Лаборатория исследований рынка труда, старший научный сотрудник, Институт институциональных исследований, научный сотрудник

Москва



С. Ю. Рощин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рощин Сергей Юрьевич, к. э. н., заведующий ЛИРТ НИУ

Москва



Список литературы

1. Апокин А., Юдкевич М. (2008). Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. № 6. С. 98—110. [Apokin A., Yudkevich M. (2008). Analysis of student employment in the context of Russian labor market. Voprosy Ekonomiki, No. 6, pp. 98—100. (In Russian)]. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-6-98-110

2. Варшавская Е. Я., Котырло Е. С. (2019). Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением // Вопросы образования. № 2. С. 98—128. [Varshavskaya E. Y., Kotyrlo E. S. (2019). Graduates in engineering and economics: Between demand and supply. Educational Studies, No. 2, pp. 98—128. (In Russian).] https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-98-128

3. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Карабчук Т. С., Рыжикова З. А., Биляк Т. А. (2009). Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал ВШЭ. № 2. С. 172—216. [Gimpelson V. E., Kapeliushnikov R. I., Karabchuk T. S., Ryzhikova Z. A., Bilyak T. A. (2009). Occupational choice: What we learn and where we work. HSE Economic Journal, No. 2, pp. 172—216. (In Russian).]

4. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. (2010). Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный (Препринт № WP3/2010/09). М.: НИУ ВШЭ. [Gimpelson V. E., Kapeliushnikov R. I., Lukyanova A. L. (2010). Education level of Russian employees: Optimal, excessive, insufficient (Preprint No. WP3/2010/09). Moscow: Higher School of Economics. (In Russian).]

5. Денисова И. А., Карцева М. А (2007). Отдача на уровни, типы и качество образо- вания // Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ. [Denisova I. A., Kartseva M. A. (2007). Assessing the return on education against its levels, types, and quality. In: V. E. Gimpelson, R. I. Kapeliushnikov (eds.). Salary in Russia: Evolution and differentiation. Moscow: HSE Publ. (In Russian).]

6. Кантер Д. С. (2018). Влияние образовательно-профессиональных несоответствий на доход и удовлетворенность работой: анализ данных 18-й волны РМЭЗ НИУ ВШЭ // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Вып. 8. C 172—188. [Kanter D. S. (2018). Does educational and skill mismatch lead to wage penalties and lower job satisfaction: The analysis of the 18th round of RLMS-HSE. Vestnik RLMS-HSE, No. 8, pp. 172—188. (In Russian).]

7. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. (2015). Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. № 1. С. 137—181. [Roshchin S. Y., Rudakov V. N. (2015). Do starting salaries of graduates measure the quality of education? A reviewof studies by Russian and foreign authors. Voprosy Obrazovaniya, No. 1, pp. 137—181. (In Russian).] https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-137-181

8. Рощин С., Рудаков В. (2016). Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. № 8. С. 74—95. [Roshchin S., Rudakov V. (2016). The effect of university quality on graduates’ wages. Voprosy Ekonomiki, No. 8, pp. 74—95. (In Russian).] https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-8-74-95

9. Becker G. (1964). Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. New York: Columbia University Press.

10. Beduwe C., Giret J. F. (2011). Mismatch of vocational graduates: What penalty on French labour market? Journal of Vocational Behavior, Vol. 78, No. 1, pp. 68—79. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2010.09.003

11. Bender K. A., Roche K. (2013). Educational mismatch and self-employment. Economics of Education Review, Vol. 34, pp. 85—95. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.01.010

12. Boudarbat B., Chernoff V. (2012). Education—job match among recent Canadian universitygraduates. Applied Economics Letters, Vol. 19, No. 18, pp. 1923—1926. https://doi.org/10.1080/13504851.2012.676730

13. Сaroleo F. E., Pastore F. (2018). Overeducation at a glance. Determinants and wage effects of the educational mismatch based on AlmaLaurea data. Social Indicators Research, Vol. 137, No. 3, pp. 999—1032. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1641-1

14. Hartog J. (2000). Over-education and earnings: Where are we, where should we go? Economics of Education Review, Vol. 19, No. 2, pp. 131—147. https://doi.org/10.1016/S0272-7757(99)00050-3

15. Heckman J. J. (1979). Sample selection bias as a specification error. Econometrica, Vol. 47, No. 1, pp. 153—161. https://doi.org/10.2307/1912352

16. Heijke H., Meng C., Ramaekers G. (2003). An investigation into the role of human capital competences and their pay-off. International Journal of Manpower, Vol. 24, No. 7, pp. 750—773. https://doi.org/10.1108/01437720310502113

17. Katz-Gerro T., Yaish M. (2003). Higher education: Is more better? Gender differences in labor market returns to tertiary education in Israel. Oxford Review of Education, Vol. 29, No. 4, pp. 571—592. https://doi.org/10.1080/0305498032000153089

18. Kelly E., O’Connell P. J., Smyth E. (2010). The economic returns to field of study and competencies among higher education graduates in Ireland. Economics of Education Review, Vol. 29, No. 4, pp. 650—657. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2009.11.001

19. Leuven E., Oosterbeek H. (2011). Overeducation and mismatch in the labor market. In: Handbook of the economics of education, Vol. 4. Elsevier, pp. 283—326. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-53444-6.00003-1

20. Mahuteau S., Mavromaras K., Sloane P., Wei Z. (2014). Horizontal and vertical educational mismatch and wages. Paper presented at 25th Australian Labour Market Research, Melbourne.

21. Marginson S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education, Vol. 72, No. 4, pp. 413—434. https://doi.org/10.1007/s10734-016-0016-x

22. Maynard D. C., Joseph T. A., Maynard A. M. (2006). Underemployment, job attitudes, and turnover intentions. Journal of Organizational Behavior, Vol. 27, No. 4, pp. 509—536. https://doi.org/10.1002/job.389

23. McGuinness S. (2006). Overeducation in the labour market. Journal of Economic Surveys, Vol. 20, No. 3, pp. 387—418. https://doi.org/10.1111/j.0950-0804.2006.00284.x

24. McGuinness S., Sloane P. J. (2011). Labour market mismatch among UK graduates: An analysis using REFLEX data. Economics of Education Review, Vol. 30, No. 1, pp. 130—145. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2010.07.006

25. McGuinness S., Bergin A., Whelan A. (2018a). Overeducation in Europe: Trends, convergence, and drivers. Oxford Economic Papers, Vol. 70, No. 4, pp. 994—1015. https://doi.org/10.1093/oep/gpy022

26. McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. (2018b). Skills mismatch: Concepts, measurement and policy approaches. Journal of Economic Surveys, Vol. 32, No. 4, pp. 985—1015. https://doi.org/10.1111/joes.12254

27. Mincer J. (1974). Schooling, experience and earnings. New York: Columbia University Press. Montt G. (2015). The causes and consequences of field-of-study mismatch: An analysis using PIAAC. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, No. 167. Paris: OECD Publ. https://doi.org/10.1787/5jrxm4dhv9r2-en

28. Nordin M., Persson I., Rooth D. O. (2010). Education—occupation mismatch: Is there an income penalty? Economics of Education Review, Vol. 29, No. 6, pp. 1047—1059. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2010.05.005

29. Reis M. (2018). Measuring the mismatch between field of study and occupation using a task-based approach. Journal for Labour Market Research, Vol. 52, Article 9. https://doi.org/10.1186/s12651-018-0243-y

30. Robst J. (2007). Education and job match: The relatedness of college major and work. Economics of Education Review, Vol. 26, No. 4, pp. 397—407. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2006.08.003

31. Rudakov V., Roshchin S. (2019). The impact of student academic achievement on graduatesalaries: The case of a leading Russian university. Journal of Education and Work, Vol. 32, No. 2, pp. 156—180. https://doi.org/10.1080/13639080.2019.1617839

32. Rudakov V., Figueiredo H., Teixeira P., Roshchin S. (2019). The impact of horizontaljob-education mismatches on the earnings of recent university graduates in Russia. IZA Discussion Paper, No. 12407. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3408305

33. Ryan P. (2001). The school-to-work transition: A cross-national perspective. Journal of Economic Literature, Vol. 39, No. 1, pp. 34—92. https://doi.org/10.1257/jel.39.1.34

34. Sellami S., Verhaest D., Nonneman W., Van Trier W. (2017). The impact of educational mismatches on wages: The influence of measurement error and unobserved heterogeneity. The BE Journal of Economic Analysis Policy, Vol. 17, No. 1. https://doi.org/10.1515/bejeap-2016-0055

35. Sellami S., Verhaest D., Van Trier W. (2018). How to measure field-of-study mismatch? A comparative analysis of the different methods. Labour, Vol. 32, No. 4, pp. 141—173. https://doi.org/10.1111/labr.12129

36. Schomburg H., Teichler U. (2007). Higher education and graduate employment in Europe: Results from graduates surveys from twelve countries. New York: Springer.

37. Støren L.A., Arnesen C.Å. (2011) Winners and losers. In: J. Allen, R. van der Velden (eds.). The flexible professional in the knowledge society. Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-1353-6_8

38. Walker I., Zhu Y. (2008). The college wage premium and the expansion of higher education in the UK. Scandinavian Journal of Economics, Vol. 110, No. 4, pp. 695—709. https://doi.org/10.1111/j.1467-9442.2008.00557.x

39. Wolbers M. H. (2003). Job mismatches and their labour-market effects among schoolleavers in Europe. European Sociological Review, Vol. 19, No. 3, pp. 249—266. https://doi.org/10.1093/esr/19.3.249

40. Wolniak G. C., Pascarella E. T. (2005). The effects of college major and job field congruence on job satisfaction. Journal of Vocational Behaviour, Vol. 67, No. 2, pp. 233—251. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.08.010


Рецензия

Для цитирования:


Колосова А.И., Рудаков В.Н., Рощин С.Ю. Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов. Вопросы экономики. 2020;(11):113-132. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

For citation:


Kolosova A.I., Rudakov V.N., Roshchin S.Y. The impact of job–education match on graduate salaries and job satisfaction. Voprosy Ekonomiki. 2020;(11):113-132. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

Просмотров: 2838


ISSN 0042-8736 (Print)