Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Каким фирмам государство оказывает поддержку: анализ изменения приоритетов в кризисных условиях

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается изменение приоритетов государственной поддержки для крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности на фоне кризисов 2008—2009 и 2014—2015 гг. На данных трех опросов, проведенных в 2009, 2014 и 2018 гг., с помощью logit-регрессий выделяются факторы получения предприятиями финансовой и организационной поддержки от государства на разных уровнях власти. Анализ показывает, что по сравнению с 2007—2008 гг. в 2012—2013 гг. в промышленности заметно сократилась доля фирм, получавших господдержку, при ее одновременной концентрации на предприятиях, имеющих лоббистский ресурс (участие государства в собственности и членство фирм в бизнес-ассоциациях). В 2016—2017 гг. масштабы господдержки начали восстанавливаться. При этом на всех властных уровнях поддержка оказывалась фирмам, которые осуществляли инвестиции и помогали властям в социальном развитии региона, а фактор участия государства в собственности стал незначимым. В статье предлагается возможное объяснение выявленных сдвигов в критериях предоставления господдержки.

Об авторах

А. А. Яковлев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Яковлев Андрей Александрович, к. э. н., проф., директор Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ

Москва



Н. В. Ершова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ершова Нина Владимировна, к. э. н., н. с. ИАПР НИУ ВШЭ

Москва



О. М. Уварова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Уварова Ольга Михайловна, ведущий эксперт ИАПР НИУ ВШЭ

Москва



Список литературы

1. Кислицын Д. (2013). Политика господдержки предприятий в период кризиса 2008— 2009 гг.: критерии отнесения к «системообразующим» // Вопросы экономики. № 6. С. 84—99. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-6-84-99

2. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. (2014). Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 22. С. 152—179.

3. Кузык М. Г., Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. (2010). Оценка воздействия различных антикризисных мер на предприятия обрабатывающей промышленности // Экономическая политика. № 1. С. 122—134.

4. Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Зудин Н. Н. (2017). Результаты налоговой и финансовой поддержки российских компаний: проверка на дополнительность // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 59—93. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2017-34-2-3

5. Яковлев А. А. (2010). Предоставление государственной поддержки предприятиям на разных уровнях власти: различия в приоритетах // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 5—22.

6. Яковлев А. А., Говорун А. В. (2011). Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа // Журнал Новой экономической ассоциации. № 9. С. 98—127.

7. Amsden A. (1989). Asia’s next giant. New York: Oxford University Press.

8. Doner R. F., Schneider B. R. (2016). The middle-income trap: More politics than economics. World Politics, Vol. 68, No. 4, pp. 608—644. https://doi.org/10.1017/S0043887116000095

9. Duvanova D. (2011). Firm lobbying versus sectoral organization: The analysis of business-state relations in post-communist Russia. Post-Soviet Affairs, Vol. 27, No. 4, pp. 387—409. https://doi.org/10.2747/1060-586X.27.4.387

10. Faccio M. (2006). Politically connected firms. American Economic Review, Vol. 96, No. 1, pp. 369—386. https://doi.org/10.1257/000282806776157704

11. Fisman R. (2001). Estimating the value of political connections. American Economic Review, Vol. 91, No. 4, pp. 1095—1102. https://doi.org/10.1257/aer.91.4.1095

12. Frye T. (2002). Capture or exchange? Business lobbying in Russia. Europe-Asia Studies, Vol. 54, No. 8, pp. 1017—1036. https://doi.org/10.1080/0966813022000017113

13. Frye T., Shleifer A. (1997). The invisible hand and the grabbing hand. American Economic Review Papers and Proceedings, Vol. 87, No. 2, pp. 354—358. https://doi.org/10.3386/w5856

14. Frye T., Yakovlev A., Yasin Y. (2009). The “other” Russian economy: How everyday firms view the rules of the game in Russia. Social Research: An International Quarterly, Vol. 76, No. 1, pp. 29—54

15. Guriev S., Rachinsky A. (2005). The role of oligarchs in Russian capitalism. Journal of Economic Perspectives, Vol. 19, No. 1, pp. 131—150. https://doi.org/10.1257/0895330053147994

16. Haaparanta P., Juurikkala T., Lazareva O., Pirttila J., Solanko L., Zhuravskaya E. (2003). Firms and public service provision in Russia. BOFIT Discussion Paper, No. 16/2003.

17. Hausmann R., Hidalgo C. A., Bustos S., Coscia M., Chung S., Jimenez J., Simoes A., Yildirim M. A. (2014). The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. MIT Press.

18. Hellman J. S., Jones G., Kaufman D. (2003). Seize the state, seize the day: State capture and influence in transition economies. Journal of Comparative Economics, Vol. 31, No. 4, pp. 751—773. https://doi.org/10.1016/j.jce.2003.09.006

19. Jensen N. M. (2002). Economic reform, state capture, and international investment in transition economies. Journal of International Development, Vol. 14, No. 7, pp. 973—977. https://doi.org/10.1002/jid.937

20. Johnson C. (1982). MITI and the Japanese miracle: The growth of industrial policy, 1925—75. Stanford: Stanford University Press.

21. Juurikkala T., Lazareva O. (2006). Lobbying at the local level: Social assets in Russian firms. BOFIT Discussion Paper, No. 1/2006.

22. Krueger A. (1974). The political economy of the rent-seeking society. American Economic Review, Vol. 64, No. 3, pp. 291—303. https://doi.org/10.1007/BF02685118

23. Kuznetsov B., Dolgopyatova T. G., Golikova V., Gonchar K. R., Yakovlev A. A., Yasin E. (2011). Russian manufacturing revisited: Industrial enterprises at the start of the crisis. Post-Soviet Affairs, Vol. 27, No. 4, pp. 1—37. https://doi.org/10.2747/1060-586X.27.4.366

24. Murphy K. M., Shleifer A., Vishny R. W. (1993). Why is rent-seeking so costly to growth? American Economic Review, Vol. 83, No. 2, pp. 409—414.

25. Nikulin A. M., Trotsuk I., Wegren S. K. (2017). The importance of strong regional leadership in Russia: The Belgorod miracle in agriculture. Eurasian Geography and Economics, Vol. 58, No. 3, pp. 316—339. https://doi.org/10.1080/15387216.2017.1355250

26. Olson M. (1965). The logic of collective action: Public goods and the theory of groups. Cambridge, MA: Harvard University Press.

27. Rodrik D. (2004). Industrial policy for the twenty-first century. KSG Working Paper, No. RWP04-047.

28. Rodrik D. (2005). Growth strategies. In: P. Aghion, S. N. Durlauf (eds.). Handbook of economic growth, Vol. 1, Part A. Elsevier, pp. 967—1014. https://doi.org/10.1016/S1574-0684(05)01014-2

29. Rodrik D. (2008). Normalizing industrial policy. Commission on growth and development Working Paper, No. 3. Washington, DC: World Bank.

30. Shleifer A., Vishny R. W. (2002). The grabbing hand: Government pathologies and their cures. Harvard University Press.

31. Slinko I., Yakovlev E., Zhuravskaya E. (2005). Laws for sale: Evidence from Russia. American Law and Economics Review, Vol. 7, No. 1, pp. 284—318. https://doi.org/10.1093/aler/ahi010

32. Solanko L. (2006). Coping with missing public infrastructure: An analysis of Russian industrial enterprises. BOFIT Discussion Paper, No. 2/2006.

33. Stigler G. J. (1971). The theory of economic regulation. The Bell Journal of Economics and Management Science, Vol. 2, No. 1, pp. 3—21. https://doi.org/10.2307/3003160

34. Szakonyi D. (2018). Businesspeople in elected office: Identifying private benefits from firmlevel returns. American Political Science Review, Vol. 112, No. 2, pp. 322—338. https://doi.org/10.1017/S0003055417000600

35. Yakovlev A. (2014). Russian modernization: Between the need for new players and the fear of losing control of rent sources. Journal of Eurasian Studies, Vol. 5, No. 1, pp. 10—20. https://doi.org/10.1016/j.euras.2013.09.004

36. Yakovlev A. (2016). What is Russia trying to defend? Russian Journal of Economics, No. 2, pp. 146—161. https://doi.org/10.1016/j.ruje.2016.06.003

37. Zimin D. (2010). Promoting investment in Russia’s regions. Eurasian Geography and Economics, Vol. 51, No. 5, pp. 653—668. https://doi.org/10.2747/1539-7216.51.5.653


Для цитирования:


Яковлев А.А., Ершова Н.В., Уварова О.М. Каким фирмам государство оказывает поддержку: анализ изменения приоритетов в кризисных условиях. Вопросы экономики. 2020;(3):47-62. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62

For citation:


Yakovlev A.A., Ershova N.V., Uvarova O.M. What kind of Russian firms get state support? The analysis of changes in priorities under crisis conditions. Voprosy Ekonomiki. 2020;(3):47-62. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62

Просмотров: 459


ISSN 0042-8736 (Print)