

Каким фирмам государство оказывает поддержку: анализ изменения приоритетов в кризисных условиях
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62
Аннотация
В статье рассматривается изменение приоритетов государственной поддержки для крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности на фоне кризисов 2008—2009 и 2014—2015 гг. На данных трех опросов, проведенных в 2009, 2014 и 2018 гг., с помощью logit-регрессий выделяются факторы получения предприятиями финансовой и организационной поддержки от государства на разных уровнях власти. Анализ показывает, что по сравнению с 2007—2008 гг. в 2012—2013 гг. в промышленности заметно сократилась доля фирм, получавших господдержку, при ее одновременной концентрации на предприятиях, имеющих лоббистский ресурс (участие государства в собственности и членство фирм в бизнес-ассоциациях). В 2016—2017 гг. масштабы господдержки начали восстанавливаться. При этом на всех властных уровнях поддержка оказывалась фирмам, которые осуществляли инвестиции и помогали властям в социальном развитии региона, а фактор участия государства в собственности стал незначимым. В статье предлагается возможное объяснение выявленных сдвигов в критериях предоставления господдержки.
Ключевые слова
JEL: D22, H25, H71, O25
Об авторах
А. А. ЯковлевРоссия
Яковлев Андрей Александрович, к. э. н., проф., директор Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ
Москва
Н. В. Ершова
Россия
Ершова Нина Владимировна, к. э. н., н. с. ИАПР НИУ ВШЭ
Москва
О. М. Уварова
Россия
Уварова Ольга Михайловна, ведущий эксперт ИАПР НИУ ВШЭ
Москва
Список литературы
1. Кислицын Д. (2013). Политика господдержки предприятий в период кризиса 2008— 2009 гг.: критерии отнесения к «системообразующим» // Вопросы экономики. № 6. С. 84—99. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-6-84-99
2. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. (2014). Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 22. С. 152—179.
3. Кузык М. Г., Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. (2010). Оценка воздействия различных антикризисных мер на предприятия обрабатывающей промышленности // Экономическая политика. № 1. С. 122—134.
4. Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Зудин Н. Н. (2017). Результаты налоговой и финансовой поддержки российских компаний: проверка на дополнительность // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 59—93. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2017-34-2-3
5. Яковлев А. А. (2010). Предоставление государственной поддержки предприятиям на разных уровнях власти: различия в приоритетах // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 5—22.
6. Яковлев А. А., Говорун А. В. (2011). Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа // Журнал Новой экономической ассоциации. № 9. С. 98—127.
7. Amsden A. (1989). Asia’s next giant. New York: Oxford University Press.
8. Doner R. F., Schneider B. R. (2016). The middle-income trap: More politics than economics. World Politics, Vol. 68, No. 4, pp. 608—644. https://doi.org/10.1017/S0043887116000095
9. Duvanova D. (2011). Firm lobbying versus sectoral organization: The analysis of business-state relations in post-communist Russia. Post-Soviet Affairs, Vol. 27, No. 4, pp. 387—409. https://doi.org/10.2747/1060-586X.27.4.387
10. Faccio M. (2006). Politically connected firms. American Economic Review, Vol. 96, No. 1, pp. 369—386. https://doi.org/10.1257/000282806776157704
11. Fisman R. (2001). Estimating the value of political connections. American Economic Review, Vol. 91, No. 4, pp. 1095—1102. https://doi.org/10.1257/aer.91.4.1095
12. Frye T. (2002). Capture or exchange? Business lobbying in Russia. Europe-Asia Studies, Vol. 54, No. 8, pp. 1017—1036. https://doi.org/10.1080/0966813022000017113
13. Frye T., Shleifer A. (1997). The invisible hand and the grabbing hand. American Economic Review Papers and Proceedings, Vol. 87, No. 2, pp. 354—358. https://doi.org/10.3386/w5856
14. Frye T., Yakovlev A., Yasin Y. (2009). The “other” Russian economy: How everyday firms view the rules of the game in Russia. Social Research: An International Quarterly, Vol. 76, No. 1, pp. 29—54
15. Guriev S., Rachinsky A. (2005). The role of oligarchs in Russian capitalism. Journal of Economic Perspectives, Vol. 19, No. 1, pp. 131—150. https://doi.org/10.1257/0895330053147994
16. Haaparanta P., Juurikkala T., Lazareva O., Pirttila J., Solanko L., Zhuravskaya E. (2003). Firms and public service provision in Russia. BOFIT Discussion Paper, No. 16/2003.
17. Hausmann R., Hidalgo C. A., Bustos S., Coscia M., Chung S., Jimenez J., Simoes A., Yildirim M. A. (2014). The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. MIT Press.
18. Hellman J. S., Jones G., Kaufman D. (2003). Seize the state, seize the day: State capture and influence in transition economies. Journal of Comparative Economics, Vol. 31, No. 4, pp. 751—773. https://doi.org/10.1016/j.jce.2003.09.006
19. Jensen N. M. (2002). Economic reform, state capture, and international investment in transition economies. Journal of International Development, Vol. 14, No. 7, pp. 973—977. https://doi.org/10.1002/jid.937
20. Johnson C. (1982). MITI and the Japanese miracle: The growth of industrial policy, 1925—75. Stanford: Stanford University Press.
21. Juurikkala T., Lazareva O. (2006). Lobbying at the local level: Social assets in Russian firms. BOFIT Discussion Paper, No. 1/2006.
22. Krueger A. (1974). The political economy of the rent-seeking society. American Economic Review, Vol. 64, No. 3, pp. 291—303. https://doi.org/10.1007/BF02685118
23. Kuznetsov B., Dolgopyatova T. G., Golikova V., Gonchar K. R., Yakovlev A. A., Yasin E. (2011). Russian manufacturing revisited: Industrial enterprises at the start of the crisis. Post-Soviet Affairs, Vol. 27, No. 4, pp. 1—37. https://doi.org/10.2747/1060-586X.27.4.366
24. Murphy K. M., Shleifer A., Vishny R. W. (1993). Why is rent-seeking so costly to growth? American Economic Review, Vol. 83, No. 2, pp. 409—414.
25. Nikulin A. M., Trotsuk I., Wegren S. K. (2017). The importance of strong regional leadership in Russia: The Belgorod miracle in agriculture. Eurasian Geography and Economics, Vol. 58, No. 3, pp. 316—339. https://doi.org/10.1080/15387216.2017.1355250
26. Olson M. (1965). The logic of collective action: Public goods and the theory of groups. Cambridge, MA: Harvard University Press.
27. Rodrik D. (2004). Industrial policy for the twenty-first century. KSG Working Paper, No. RWP04-047.
28. Rodrik D. (2005). Growth strategies. In: P. Aghion, S. N. Durlauf (eds.). Handbook of economic growth, Vol. 1, Part A. Elsevier, pp. 967—1014. https://doi.org/10.1016/S1574-0684(05)01014-2
29. Rodrik D. (2008). Normalizing industrial policy. Commission on growth and development Working Paper, No. 3. Washington, DC: World Bank.
30. Shleifer A., Vishny R. W. (2002). The grabbing hand: Government pathologies and their cures. Harvard University Press.
31. Slinko I., Yakovlev E., Zhuravskaya E. (2005). Laws for sale: Evidence from Russia. American Law and Economics Review, Vol. 7, No. 1, pp. 284—318. https://doi.org/10.1093/aler/ahi010
32. Solanko L. (2006). Coping with missing public infrastructure: An analysis of Russian industrial enterprises. BOFIT Discussion Paper, No. 2/2006.
33. Stigler G. J. (1971). The theory of economic regulation. The Bell Journal of Economics and Management Science, Vol. 2, No. 1, pp. 3—21. https://doi.org/10.2307/3003160
34. Szakonyi D. (2018). Businesspeople in elected office: Identifying private benefits from firmlevel returns. American Political Science Review, Vol. 112, No. 2, pp. 322—338. https://doi.org/10.1017/S0003055417000600
35. Yakovlev A. (2014). Russian modernization: Between the need for new players and the fear of losing control of rent sources. Journal of Eurasian Studies, Vol. 5, No. 1, pp. 10—20. https://doi.org/10.1016/j.euras.2013.09.004
36. Yakovlev A. (2016). What is Russia trying to defend? Russian Journal of Economics, No. 2, pp. 146—161. https://doi.org/10.1016/j.ruje.2016.06.003
37. Zimin D. (2010). Promoting investment in Russia’s regions. Eurasian Geography and Economics, Vol. 51, No. 5, pp. 653—668. https://doi.org/10.2747/1539-7216.51.5.653
Рецензия
Для цитирования:
Яковлев А.А., Ершова Н.В., Уварова О.М. Каким фирмам государство оказывает поддержку: анализ изменения приоритетов в кризисных условиях. Вопросы экономики. 2020;(3):47-62. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62
For citation:
Yakovlev A.A., Ershova N.V., Uvarova O.M. What kind of Russian firms get state support? The analysis of changes in priorities under crisis conditions. Voprosy Ekonomiki. 2020;(3):47-62. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-47-62