Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Анализ взаимосвязи доходов и расходов российских региональных бюджетов

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-2-5-29

Аннотация

В работе исследуется характер связи между шоками доходов и расходов региональных бюджетов. Показано, что между ними существует значимая причинно-следственная связь, направленная от доходов к расходам. Такое направление связи («доминирование доходов») соответствует выдвинутой М. Фридменом гипотезе о механизмах взаимной зависимости параметров бюджетной политики. На основе панельных данных за 18 лет (2000—2017 гг.) по 80 субъектам РФ построены коэффициенты реакции, отражающие эластичность изменения расходов региональных бюджетов по доходам. Полученные оценки лежат (в зависимости от эконометрической модели) в диапазоне от 0,72 до 0,78, что в два с лишним раза превышает индивидуальный коэффициент реакции для федерального бюджета. Это свидетельствует о том, что политика бюджетных расходов на региональном уровне (в отличие от федерального) носит выраженный проциклический характер. Кроме того, наиболее чувствительна к шокам доходов статья «национальная экономика», что определяет значительные негативные последствия для экономического роста. Предлагается смягчить остроту данной проблемы за счет модификации бюджетных правил для субфедеральных бюджетов, которые в настоящее время направлены на соблюдение бюджетной дисциплины, однако не ориентируют регионы на проведение контрциклической политики, защищающей экономику от шоков.

Об авторах

Е. Т. Гурвич
Экономическая экспертная группа; Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Россия

Гурвич Евсей Томович, к. ф.-м. н., руководитель ЭЭГ, руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ

Москва


Н. А. Краснопеева
Экономическая экспертная группа; Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Россия

Краснопеева Наталия Александровна, эксперт ЭЭГ, м. н. с. Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ

Москва



Список литературы

1. Акиндинова Н., Чернявский А., Чепель А. (2016). Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? // Вопросы экономики. № 10. С. 31—48. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-10-31-48

2. Балаев А. (2017). Факторный анализ доходов российской бюджетной системы // Экономическая политика. № 3. С. 8—37. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-3-01

3. Божечкова А. В., Мамедов А. А., Синельников-Мурылев С. Г. и др. (2018). Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета // Журнал Новой экономической ассоциации. № 4 (40). С. 61—83. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-40-4-3

4. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. (2009). Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. № 2. С. 51—70. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-2-51-70

5. Крейндель В. (2008). Диагностика доминирующего режима бюджетной политики субъектов Российской Федерации // Экономическая политика. № 1. С. 141—151.

6. Кудрин А., Дерюгин А. (2018). Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и роccийcкий опыт // Экономическая политика. № 1. С. 8—35. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2018-1-01

7. Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Трунин И. и др. (2006). Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей. М.: ИЭПП.

8. Силуанов А. Г., Назаров В. С. (2009). Адаптация системы межбюджетных отношений и субнациональных финансов к колебаниям экономической конъюнктуры // Экономическая политика. № 4. С. 171—189.

9. Aizenman J., Jinjarak Y., Nguyen H., Park D. (2019). Fiscal space and government-spending & tax-rate cyclicality patterns: A cross-country comparison, 1960—2016. Journal of Macroeconomics, Vol. 60, pp. 229—252. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2019.02.006

10. Alesina A., Perotti R. (1995). Fiscal expansions and fiscal adjustments in OECD countries. NBER Working Paper, No. 5214. https://doi.org/10.3386/w5214

11. Alesina A., Favero C., Giavazzi F. (2019). Effects of austerity: Expenditureand tax-based approaches. Journal of Economic Perspectives, Vol. 33, No. 2, pp. 141—162. https://doi.org/10.1257/jep.33.2.141

12. Arellano M., Bover O. (1995). Another look at the instrumental variable estimation of error-components models. Journal of Econometrics, Vol. 68, No. 1, pp. 29—51. https://doi.org/10.1016/0304-4076(94)01642-D

13. Arezki R., Ismail K. (2010). Boom-bust cycle, asymmetrical fiscal response and the Dutch disease . IMF Working Papers, No. 10/94. https://doi.org/10.5089/9781451982718.001

14. Baghestani H., McNown R. (1994). Do revenues or expenditures respond to budgetary disequilibria? Southern Economic Journal, Vol. 61, No. 2, pp. 311—322. https://doi.org/10.2307/1059979

15. Bohn H. (2008). The sustainability of fiscal policy in the United States. In: R. Neck, J.-E. Sturm (eds.). Sustainability of public debt. Cambridge, MA: The MIT Press, pp. 15—49.

16. Chang T., Chang G. (2009). Revisiting the government revenue-expenditure nexus: Evidence from 15 OECD countries based on the panel data approach. Czech Journal of Economics and Finance, Vol. 59, pp. 165—172.

17. Chowdhury A. (2011). State government revenue and expenditures: A boot-strap panel analysis. Unpublished manuscript, Marquette University, Wisconsin.

18. Darrat A. (2002). Budget balance through spending cuts or tax adjustments? Contemporary Economic Policy, Vol. 20, No. 3, pp. 221—230. https://doi.org/10.1093/cep/20.3.221

19. De Castro F., González-Páramo J., De Cos P. (2004). Fiscal consolidation in Spain: Dynamic interdependence of public spending and revenues. Investigaciones Econуmicas, Vol. 28, No. 1, pp. 193—207.

20. Dumitrescu E., Hurlin C. (2012). Testing for Granger non-causality in heterogeneous panels. Economic Modelling, Vol. 29, pp. 1450—1460. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2012.02.014

21. Erbil N. (2011). Is fiscal policy procyclical in developing oil-producing countries? IMF Working Papers, No. 11/171. https://doi.org/10.5089/9781462314324.001

22. Ewing B., Payne J., Thompson M., Al-Zoubi O. M. (2006). Government expenditures and revenues: Evidence from asymmetric modeling. Southern Economic Journal, Vol. 73, No. 1, pp. 190—200. https://doi.org/10.2307/20111882

23. Eyraud L., Debrun X., Hodge A., Lledo V., Pattillo C. (2018). Second-generation fiscal rules: Balancing simplicity, flexibility, and enforceability. IMF Staff Discussion Note, No. 2018/04. https://doi.org/10.5089/9781484350683.006

24. Fasano U., Wang Q. (2002). Testing the relationship between government spending and revenue: Evidence from GCC countries. IMF Working Papers, No. 02/201. https://doi.org/10.5089/9781451874365.001

25. Fatás A., Mihov I. (2013). Policy volatility, institutions and economic growth. Review of Economics and Statistics, Vol. 95, No. 2, pp. 362—376. https://doi.org/10.1162/REST_a_00265

26. Frankel J. (2011). A solution to fiscal procyclicality: The structural budget institutions pioneered by Chile. NBER Working Paper, No. 16945. https://doi.org/10.3386/w16945

27. Frankel J., Vegh C., Vuletin G. (2013). On graduation from fiscal procyclicality. Journal of Development Economics, Vol. 100, No. 1, pp. 32—47. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2012.07.001

28. Friedman M. (1978). The limitations of tax limitation. Policy Review, Vol. 5, Summer, pp. 7—14.

29. Furceri D., Jalles J. (2018). Determinants and effects of fiscal counter-cyclicality. Ensayos Sobre Politica Economica, Vol. 36, No. 85, pp. 137—151. https://doi.org/10.32468/Espe.8508

30. Guerguil M., Mandon P., Tapsoba R. (2016). Flexible fiscal rules and countercyclical fiscal policy. IMF Working Papers, No. 16/8. https://doi.org/10.5089/9781513581460.001

31. Hansen B. E. (2019). Econometrics [draft graduate textbook]. Unpublished manuscript, University of Wisconsin. Revised: August. https://www.ssc.wisc.edu/~bhansen/econometrics/Econometrics.pdf

32. Ho Y., Huang C. (2009). Tax-spend, spend-tax, or fiscal synchronization: A panel analysis of the Chinese provincial real data. Journal of Economics and Management, Vol. 5, No. 2, pp. 257—272.

33. Husain A., Tazhibayeva K., Ter-Martirosyan A. (2008). Fiscal policy and economic cycles in oil-exporting countries. IMF Working Papers, No. 08/253. https://doi.org/10.5089/9781451871111.001

34. Ilzetzki E., Vegh C. (2009). Procyclical fiscal policy in developing countries: Truth or fiction? NBER Working Paper, No. 14191. https://doi.org/10.3386/w14191

35. Karakas M., Turan T. (2019). The government spending-revenue nexus in CEE countries: Some evidence for asymmetric effects. Prague Economic Papers, Vol. 28, No. 6, pp. 633—647. https://doi.org/10.18267/j.pep.697

36. Kollias C., Paleologou S.-M. (2006). Fiscal policy in the European Union: Tax and spend, spend and tax, fiscal synchronisation or institutional separation ? Journal of Economic Studies, Vol. 33, No. 2, pp. 108—120. https://doi.org/10.1108/01443580610666064

37. Konstantinou P. (2004). Balancing the budget through revenue or spending adjustments? The case of Greece. Journal of Economic Development, Vol. 29, No. 2, pp. 81—105.

38. Konukcu-Ӧnal D., Tosun A. (2008). Government revenue-expenditure nexus: Evidence from several transitional economies. Economic Annals, Vol. 53, pp. 145—156. https://doi.org/10.2298/EKA0879145K

39. Meltzer A., Richard S. (1981). A rational theory of the size of government. Journal of Political Economy, Vol. 89, No. 5, pp. 914—927. https://doi.org/10.1086/261013

40. Musgrave R. (1966). Principles of budget determination. In: H. Cameron, W. Henderson (eds.). Public finance: Selected readings. New York: Random House, pp. 15—27.

41. McManus R., Ozkan G. (2015). On the consequences of procyclical fiscal policy. Fiscal Studies, Vol. 36, No. 1, pp. 29—50. https://doi.org/10.1111/j.1475-5890.2015.12044.x

42. Misra S., Ranjan R. (2018). Fiscal rules and procyclicality: An empirical analysis. Indian Economic Review, Vol. 53, No. 1, pp. 207—228. https://doi.org/10.1007/s41775-018-0033-z

43. Narayan P. (2005). The saving and investment nexus for China: Evidence from co-integration tests. Applied Economics, Vol. 37, No. 17, pp. 1979—1990. https://doi.org/10.1080/00036840500278103

44. Owoye O., Onafovora O. (2011). The relationship between tax revenues and government expenditures in European Union and non-European Union OECD countries. Public Finance Review, Vol. 39, No. 3, pp. 429—461. https://doi.org/10.1177/1091142110386211

45. Payne J. (2003). A survey of the international empirical evidence on the tax-spend debate. Public Finance Review, Vol. 31, No. 3, pp. 302—323. https://doi.org/10.1177/1091142103031003005

46. Peacock A., Wiseman J. (1961). The growth of public expenditures in the United Kingdom. Princeton, NJ: Princeton University Press.

47. Peacock A., Wiseman J. (1979). Approaches to the analysis of government expenditure growth. Public Finance Quarterly, Vol. 7, No. 1, pp. 3—23. https://doi.org/10.1177/109114217900700101

48. Poterba J. (1994). State responses to fiscal crisis: The effects of budgetary institutions and politics. Journal of Political Economy, Vol. 102, No. 4, pp. 799—821. https://doi.org/10.1086/261955

49. Rattso J. (2004). Fiscal adjustment under centralized federalism: Empirical evaluation of the response to budgetary shocks. FinanzArchiv, Vol. 60, No. 2, pp. 240—261. https://doi.org/10.1628/0015221041525750

50. Roubini N., Sachs J. (1989). Government spending and budget deficits in the industrial countries. Economic Policy, Vol. 4, No. 8, pp. 100—132. https://doi.org/10.2307/1344465

51. Saunoris J. (2015). The dynamics of revenue-expenditure nexus: Evidence from the US state government finances. Public Finance Review, Vol. 43, No. 1, pp. 108—134. https://doi.org/10.1177/1091142113515051

52. Snoddon T. (2004). Budgetary shocks and revenue adjustment: How governments respond to unexpected fiscal shocks. Economics of Governance, Vol. 5, No. 2, pp. 149—166. https://doi.org/10.1007/s10101-003-0070-6

53. Snudden S. (2016). Cyclical fiscal rules for oil-exporting countries. Economic Modelling, Vol. 59, No. C, pp. 473—483. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2016.08.009

54. Sole-Olle A., Sorribas P. (2012). The dynamic adjustment of local government budgets: Does Spain behave differently? Applied Economics, Vol. 44, No. 25, pp. 3203—3213. https://doi.org/10.1080/00036846.2011.570723

55. Strawczynski M., Zeira J. (2013). Procyclicality of fiscal policy in emerging countries: The cycle is the trend. In: L. F. Céspedes, J. Galí (eds.). Fiscal policy and macroeconomic performance, Vol. 17. Central Bank of Chile, pp. 427—466.

56. Sutherland D., Hoeller P., Egert B., Roehn O. (2010). Counter-cyclical economic policy. OECD Economics Department Working Paper, No. 760. https://doi.org/10.2139/ssrn.1604410

57. Sutherland D., Hoeller P., Merola R. (2012). Fiscal consolidation: How much, how fast, and by what means? OECD Economic Policy Papers, No. 1. https://doi.org/10.2139/ssrn.2060104

58. Vamvoukas G. (2011). The tax-spend debate with an application to the EU. Economic Issues, Vol. 16, Part 1, pp. 65—88.

59. Wildavsky A. (1975). The politics of the budgetary process. Boston: Little, Brown & Company.

60. Woodridge J. M. (2010). Econometric analysis of cross section and panel data. Cambridge: MIT Press.


Рецензия

Для цитирования:


Гурвич Е.Т., Краснопеева Н.А. Анализ взаимосвязи доходов и расходов российских региональных бюджетов. Вопросы экономики. 2020;(2):5-29. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-2-5-29

For citation:


Gurvich E.T., Krasnopeeva N.A. Analysis of tax-spend nexus for Russian regional budgets. Voprosy Ekonomiki. 2020;(2):5-29. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-2-5-29

Просмотров: 2107


ISSN 0042-8736 (Print)