Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Бюджетные полномочия муниципалитетов ресурсообеспеченных регионов России и внебюджетные инвестиции

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-4-129-146

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются характер и количественные границы влияния местной бюджетной децентрализации на внебюджетные (исключая средства федерального, региональных и местных бюджетов) инвестиции в основной капитал в регионах России с развитой добывающей промышленностью. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, потенциалом экономического роста при наличии достаточных полномочий на местном уровне, во-вторых, тем, что зависимость инвестиций от местной бюджетной децентрализации в России исследована недостаточно. Проведенное исследование подтвердило существование перевернутой U-образной зависимости инвестиций от децентрализации, а также превосходство доходной децентрализации над расходной с точки зрения влияния на экономическое развитие. По данным за 2009—2016 гг. стимулы к осуществлению инвестиций были максимальными, когда местная бюджетная децентрализация составляла 46—47 и 43—51% в расходном и доходном аспектах соответственно (для России в целом — 35—36 и 33—34%). Непосредственно налоговые доходы в структуре оптимальных значений не превышают 30 п. п., остальную часть занимают субсидии и, особенно, дотации. Превышение оптимального уровня доходной децентрализации над расходной в ресурсообеспеченных регионах объясняется относительно большими местными полномочиями и меньшей зависимостью от федеральных трансфертов, низкой региональной налоговой нагрузкой и большей эластичностью региональной бюджетной политики к внешним изменениям. Общее превышение оптимальных уровней по сравнению с Россией в целом можно объяснить потребностью в дифференциации местных бюджетных расходов и значительными различиями по уровню местной бюджетной обеспеченности. Снижение бюджетной децентрализации за 2008—2018 гг. сопровождалось сокращением инвестиций. Наибольшие потери были связаны с ограниченностью доходных полномочий в ресурсообеспеченных регионах, которые могли превышать 80% медианной величины инвестиций.

Об авторе

Е. Н. Тимушев
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера, Коми научный центр Уральского отделения РАН
Россия

Тимушев Евгений Николаевич, м. н. с. ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН; eLibrary SPIN-код: 2445-0220

Сыктывкар



Список литературы

1. Дерюгин А. Н., Алексеев М. В., Мамедов А. А., Фомина Е. Г. (2017). Влияние основных характеристик межбюджетных отношений на показатели экономического развития субъектов Российской Федерации. М.: РАНХиГС. https://doi.org/10.2139/ssrn.2945347

2. Голованова Н. В., Домбровский Е. А. (2016). Федеральный центр и регионы: изменение разграничения полномочий в 2005—2015 годах // Финансовый журнал. № 2. С. 41—51.

3. Кудрин А., Кнобель А. (2017). Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. № 10. С. 5—26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

4. Лавров А. М. (2019). Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998— 2019 гг.). М.: Издат. дом НИУ ВШЭ.

5. Тимушев Е. Н. (2018). Доходы, гранты и фискальные стимулы: оценка и причины эффектов децентрализации бюджетной системы РФ // Вопросы экономики . № 1. С. 71—90. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-1-71-90

6. Alexeev M., Mamedov A. (2017). Factors determining intra-regional fiscal decentralization in Russia and the US. Russian Journal of Economics, Vol. 3, No. 4, pp. 425—444. https://doi.org/10.1016/j.ruje.2017.12.007

7. Aslim E. G., Neyapti B. (2017). Optimal fiscal decentralization: Redistribution and welfare implications. Economic Modelling, Vol. 61, Supplement C, pp. 224—234. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2016.12.008

8. Baskaran T., Feld L. P., Schnellenbach J. (2016). Fiscal federalism, decentralization, and economic growth: A meta-analysis. Economic Inquiry, Vol. 54, No. 3, pp. 1445—1463. https://doi.org/10.1111/ecin.12331

9. Diaz-Serrano L., Rodríguez-Pose A. (2015). Decentralization and the Welfare State: What Do Citizens Perceive? Social Indicators Research, Vol. 120, No. 2, pp. 411—435. https://doi.org/10.1007/s11205-014-0599-5

10. Dong B., Torgler B. (2013). Causes of corruption: Evidence from China. China Economic Review, Vol. 26, No. 1, pp. 152—169. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2012.09.005

11. Escaleras M., Calcagno P. T. (2018). Does Fiscal Decentralization Affect Infrastructure Quality? An Examination of U.S. States. Contemporary Economic Policy, Vol. 36, No. 2, pp. 410—422. https://doi.org/10.1111/coep.12258

12. Freinkman L., Kholodilin K. A., Thiessen U. (2011). Incentive effects of fiscal equalization: Has Russian style improved? Eastern European Economics, Vol. 49, No. 2, pp. 5—29. https://doi.org/10.2753/EEE0012-8775490201

13. Gao S. et al. (2019). Fiscal decentralization and corporate investment: Empirical evidence from China. Journal of Economic Policy Reform, Vol. 22, No. 1, pp. 51—68. https://doi.org/10.1080/17487870.2017.1310042

14. Gemmell N., Kneller R., Sanz I. (2013). Fiscal decentralization and economic growth: Spending versus revenue decentralization. Economic Inquiry, Vol. 51, No. 4, pp. 1915—1931. https://doi.org/10.1111/j.1465-7295.2012.00508.x

15. Jin J., Zou H. F. (2002). How does fiscal decentralization affect aggregate, national, and subnational government size? Journal of Urban Economics, Vol. 52, No. 2, pp. 270—293. https://doi.org/10.1016/S0094-1190(02)00004-9

16. Ligthart J. E., van Oudheusden P. (2017). The Fiscal Decentralisation and Economic Growth Nexus Revisited. Fiscal Studies, Vol. 38, No. 1, pp. 141—171. https://doi.org/10.1111/1475-5890.12099

17. Matheson T. (2005). Does fiscal redistribution discourage local public investment?: Evidence from transitional Russia. Economics of Transition, Vol. 13, No. 1, pp. 139—162. https://doi.org/10.1111/j.1468-0351.2005.00210.x

18. Morozumi A., Veiga F. J. (2016). Public spending and growth: The role of government accountability. European Economic Review, Vol. 89, Supplement C, pp. 148—171. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2016.07.001

19. Rodríguez-Pose A., Krøijer A. (2009). Fiscal decentralization and economic growth in Central and Eastern Europe. Growth and Change, Vol. 40, No. 3, pp. 387—417. https://doi.org/10.1111/j.1468-2257.2009.00488.x

20. Sacchi A., Salotti S. (2014). The effects of fiscal decentralization on household income inequality: Some empirical evidence. Spatial Economic Analysis, Vol. 9, No. 2, pp. 202—222. https://doi.org/10.1080/17421772.2013.833343

21. Sacchi A., Salotti S. (2016). A Comprehensive Analysis of Expenditure Decentralization and of the Composition of Local Public Spending. Regional Studies, Vol. 50, No. 1, pp. 93—109. https://doi.org/10.1080/00343404.2014.893387

22. Schild C. J., Wrede M. (2015). Cultural identity, mobility and decentralization. Journal of Comparative Economics, Vol. 43, No. 2, pp. 323—333. https://doi.org/10.1016/j.jce.2014.05.002

23. Sun Z., Chang C. P., Hao Y. (2017). Fiscal decentralization and China’s provincial economic growth: a panel data analysis for China’s tax sharing system. Quality and Quantity, Vol. 51, No. 5, pp. 1—23. https://doi.org/10.1007/s11135-016-0386-2

24. Tanzi V., Zee H. H. (1997). Fiscal policy and long-run growth. International Monetary Fund Staff Papers, Vol. 44, No. 2, pp. 179—209. https://doi.org/10.2307/3867542

25. Thornton J. (2007). Fiscal decentralization and economic growth reconsidered. Journal of Urban Economics, Vol. 61, No. 1, pp. 64—70. https://doi.org/10.1016/j.jue.2006.06.001

26. Wooldridge J. M. (2008). Introductory econometrics: A modern approach. 4 th ed. Mason, OH: South-Western Cengage Learning.

27. Xu Y., Warner M. E. (2015). Does devolution crowd out development? A spatial analysis of US local government fiscal effort. Environment and Planning A: Economy and Space, Vol. 48, No. 5, pp. 871—890. https://doi.org/10.1177/0308518X15622448

28. Yushkov A. (2015). Fiscal decentralization and regional economic growth: Theory, empirics , and the Russian experience. Russian Journal of Economics, Vol. 1, No. 4, pp. 404—418. https://doi.org/10.1016/j.ruje.2016.02.004


Для цитирования:


Тимушев Е.Н. Бюджетные полномочия муниципалитетов ресурсообеспеченных регионов России и внебюджетные инвестиции. Вопросы экономики. 2020;(4):129-146. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-4-129-146

For citation:


Timushev E.N. Fiscal powers of municipalities in Russia’s resource-rich regions and fixed capital investment. Voprosy Ekonomiki. 2020;(4):129-146. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-4-129-146

Просмотров: 177


ISSN 0042-8736 (Print)