Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Капитал общественно ориентированного мышления: индивидуальные ставки дисконтирования при финансировании социально значимых благ

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-47-68

Аннотация

На основании результатов эмпирического исследования подтверждается гипотеза о снижении индивидуальных ставок дисконтирования для социальнозначимых доходных вложений по отношению к социально нейтральным доходным вложениям. Обосновывается существование специфического вида капитала - общественно легитимной надбавки к авансированной стоимости инвестиционных проектов, возникающей для социально значимых проектов ввиду того, что часть населения готова голосовать за их финансирование по более низкой ставке. Сделаны выводы о величине рассматриваемого вида капитала для мериторных и общественных благ разных типов и о социальной базе, на основе которой он может быть извлечен в рамках общественно ориентированного («просоциального») инвестиционного мышления населения. Исследование проведено на базе общероссийской квотной выборки.

Об авторе

В. В. Карачаровский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Карачаровский Владимир Владимирович, к. э. н., доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук

Москва



Список литературы

1. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. (2008). Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело. [Vilenskiy P. L., Livshits V. N., Smolyak S. A. (2008). Evaluation of the investment projects efficiency. Theory and practice. Moscow: Delo. (In Russian).]

2. Горшков М. К., Крумм Р., Тихонова Н. Е. (ред.) (2010). Готово ли российское общество к модернизации? М.: Весь мир. [Gorshkov M. K., Krumm R., Tikhonova N. E. (eds.) (2010). Is Russian society ready for modernization? Moscow: Ves Mir. (In Russian).]

3. Карачаровский В. В. (2013). Общественная эффективность технологической мо- дернизации в России // Мир России. № 2. С. 52—82. [Karacharovskiy V. V. (2013). Social efficiency of technological modernization in Russia. Mir Rossii, No. 2, pp. 52—82. (In Russian).]

4. Коссова Т. В., Шелунцова М. А. (2014). Оценка социальной ставки дисконтирования методом социальной альтернативной стоимости капитала // Экономическая наука современной России. № 1. С. 37—47. [Kossova T. V., Sheluntsova M. A. (2014). Evaluation of a social discount rate: Social opportunity costs of capitalapproach. Ekonomicheskaya Nauka Sovremennoy Rossii, No. 1, pp. 37—47. (In Russian).]

5. Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. (2015). «Городское молчание» в Москве: пред- посылки и вовлеченность населения в практики гражданского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 6. С. 48—66. [Mersiyanova I. V., Korneeva I. E. (2015). “City silence” in Moscow: Prerequisites and public involvement in civil society practices. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsialnye Peremeny, No. 6, pp. 48—66. (In Russian).]

6. Шабанова М. А. (2015). Этичное потребление в России: профили, факторы, потен- циал развития // Вопросы экономики. № 5. С. 78—102. [Shabanova M. A. (2015). Ethical consumption in Russia: Profiles, factors, and perspectives. Voprosy Ekonomiki, No. 5, pp. 78—102. (In Russian).] https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-5-79-103

7. Andreoni J. (1990). Impure altruism and donations to public goods: A theory of warmglow giving? Economic Journal, Vol. 100, No. 401, pр. 464—477. https://doi.org/10.2307/2234133

8. Andreoni J. (1995). Warm-glow versus cold-prickle: The effects of positive and negative framing on cooperation in experiments. Quarterly Journal of Economics, Vol. 110, No. 1, pp. 1—21. https://doi.org/10.2307/2118508

9. Bowles S., Polanía-Reyes S. (2012). Economic incentives and social preferences: Substitutes or complements? Journal of Economic Literature, Vol. 50, No. 2, pp. 368—425. https://doi.org/10.1257/jel.50.2.368

10. Chan S., Harris J. (2011). Moral enhancement and pro-social behavior. Journal of Medical Ethics, Vol. 37, No. 3, pp. 130—131. https://doi.org/10.1136/jme.2010.041434

11. Charness G., Rabin M. (2002). Understanding social preferences with simple tests. Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 3, pp. 817—869. https://doi.org/10.1162/003355302760193904

12. Chen Y., Xin Li S. (2009) Group identity and social preferences. American Economic Review, Vol. 99, No. 1, pp. 431—457. https://doi.org/10.1257/aer.99.1.431

13. Cropper M., Aydede S., Portney P. (1992). Rates of time preference for saving lives. American Economic Review, Vol. 82, No. 2, pp. 469—472.

14. Cropper M., Aydede S., Portney P. (1994). Preferences for life saving programs: how the public discounts time and age. Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 8, No. 3, pp. 243—265. https://doi.org/10.1007/BF01064044 Fehr E., Fischbacher U. (2002). Why social preferences matter — The impact of nonselfish motives on competition, cooperation and incentives. Economic Journal, Vol. 112, No. 478, pp. C1—C33. https://doi.org/10.1111/1468-0297.00027

15. Frederick S., Loewenstein G., O’Donoghue T. (2002). Time discounting and time preference: A critical review. Journal of Economic Literature, Vol. 40, No. 2, pp. 351—401. https://doi.org/10.1257/jel.40.2.351

16. Frederick S. (2003). Measuring intergenerational time preference: Are future lives valued less? Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 26, No. 1, pp. 39—53. https://doi.org/10.1023/A:1022298223127

17. Harrison G. W., Lau M. I., Williams M. B. (2002). Estimating individual discount rates in Denmark: A field experiment. American Economic Review, Vol. 92, No. 5, pp. 1606—1617. https://doi.org/10.1257/000282802762024674

18. Horowitz J. K., Carson R. T. (1990). Discounting statistical lives. Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 3, No. 4, pp. 403—413. https://doi.org/10.1007/BF00353349

19. Janssen M. A., Ahn T. K. (2006). Learning, signaling, and social preferences in publicgood games. Ecology and Society, Vol. 11, No. 2, Art. 21. https://doi.org/10.5751/ES-01752-110221

20. Johannesson M., Johansson P.-О. (1997). Saving lives in the present versus saving lives in the future — Is there a framing effect? Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 15, No. 2, pp. 167—176. https://doi.org/10.1023/A:1007786418821

21. Gyrd-Hansen D. (2002). Comparing the results of applying different methods of eliciting time preferences for health. European Journal of Health Economics, Vol. 3, No. 1, pp. 10—16. https://doi.org/10.1007/s10198-002-0098-5

22. Kossova T. V., Kossova E. V., Sheluntsova M. (2017). Alcohol consumption and individual time preferences of Russians. International Review of Economics, Vol. 64, pp. 47—85. https://doi.org/10.1007/s12232-016-0262-3

23. Kossova T. V., Sheluntsova M. (2016). Evaluating performance of public sector projectsin Russia: The choice of a social discount rate. International Journal of Project Management, Vol. 34, No. 3, pp. 403—411. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2015.11.005

24. Kovacs K. F., Larson D. M. (2008). Identifying individual discount rates and valuing public open space with stated preference models. Land Economics, Vol. 84, No. 2, pp. 209—224. https://doi.org/10.3368/le.84.2.209

25. Kula E. (1984). Derivation of social time preference rates for the United States and Canada. Quarterly Journal of Economics, Vol. 99, No. 4, pp. 873—882. https://doi.org/10.2307/1883131

26. Lazaro A., Barberan R., Rubio E. (2002). The economic evaluation of health programmes: Why discount health consequences more than monetary consequences? Applied Economics, Vol. 34, pp. 339—350. https://doi.org/10.1080/00036840110043758

27. Lazear E. P., Malmendier U., Weber R. A. (2012). Sorting in experiments with application to social preferences. American Economic Journal: Applied Economics, Vol. 4, No. 1, pp. 136—163. https://doi.org/10.1257/app.4.1.136

28. Lipscomb J. (1989). Time preference for health in cost-effectiveness analysis. Medical Care, Vol. 27, No. 43, pp. S233—S253. https://doi.org/10.1097/00005650-198903001-00019

29. List J.A. (2009). Social preferences: Some thoughts from the field. Annual Review of Economics, Vol. 1, pp. 563—579. https://doi.org/10.1146/annurev.economics.050708.142958

30. Meerding W. J., Bonsel G. J., Brouwer W. B. F., Stuifbergen M. C., Essink-Bot M.-L. (2010). Social time preferences for health and money elicited with a choice experiment. Value in Health, Vol. 13, No. 4, pp. 368—374. https://doi.org/10.1111/j.1524-4733.2009.00681.x

31. Nyborg K., Rege M. (2003). Does public policy crowd out private contributions to public goods? Public Choice, Vol. 115, No. 3/4, pp. 397—418. https://doi.org/10.1023/A:1024245522958

32. Oliveira A. C. M. de, Eckel C., Croson R. T. A. (2012). The stability of social preferences in a low-income neighborhood. Southern Economic Journal, Vol. 79, No. 1, pp. 15—45. https://doi.org/10.4284/0038-4038-79.1.15

33. Parouty M. B. Y., Le H. H., Krooshof D., Postma M. J. (2014). Differential time preferencesfor money and quality of life. PharmacoEconomics, Vol. 32, pp. 411—419. https://doi.org/10.1007/s40273-013-0124-8

34. Pearce D., Groom B., Hepburn C., Koundouri P. (2003). Valuing the future: Recent advances in social discounting. World Economics, Vol. 4, No. 2, pp. 121—141.

35. Polinder S., Meerding W. J., Exel J. van, Brouwer W. (2005). Societal discounting of health effects in cost-effectiveness analyses: The influence of life expectancy. PharmacoEconomics, Vol. 23, No. 8, pp. 791—802. https://doi.org/10.2165/00019053-200523080-00005

36. Rabin M. (2006). The experimental study of social preferences. Social Research, Vol. 73, No. 2, pp. 405—428.

37. Schmidt K. M. (2011). Social preferences and competition. Journal of Money, Credit and Banking, Vol. 43, No. s1, pp. 207—231. https://doi.org/10.1111/j.1538-4616.2011.00415.x

38. Streich P., Levy J. S. (2007). Time horizons, discounting, and intertemporal choice. Journal of Conflict Resolution, Vol. 51, No. 2, pp. 199—226. https://doi.org/10.1177/0022002706298133

39. Woodward J. (2008). Social preferences in experimental economics. Philosophy of Science, Vol. 75, No. 5, pp. 646—657. https://doi.org/10.1086/594511


Рецензия

Для цитирования:


Карачаровский В.В. Капитал общественно ориентированного мышления: индивидуальные ставки дисконтирования при финансировании социально значимых благ. Вопросы экономики. 2020;(11):47-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-47-68

For citation:


Karacharovskiy V.V. Social thinking capital: Individual discount rate when contributing to merit and public goods. Voprosy Ekonomiki. 2020;(11):47-68. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-47-68

Просмотров: 910


ISSN 0042-8736 (Print)