Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Территориальное общественное самоуправление: предпосылки, функции, оценка

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-5-103-121

Аннотация

В статье анализируются предпосылки создания сообществ территориального общественного самоуправления (ТОС), особенности их функционирования и эффективность на основе разнообразных источников информации, в том числе опросов, проведенных в г. Кирове. Оценка регрессионных моделей показывает, что к условиям возникновения ТОС относятся низовой социальный капитал и права собственности, но граждане ощущают ответственность за город и стремятся получить поддержку власти в решении локальных проблем. При этом ТОС скорее возникает там, где люди не верят в коллективную способность общества добиться подотчетности и эффективной работы муниципальных властей.

Об авторах

И. Л. Шагалов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Шагалов Игорь Львович, м. н. с. Института институциональных исследований НИУ ВШЭ

Москва



А. Ю. Рубин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рубин Александр Юрьевич, м. н. с. Центра макроэкономических исследований Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации; аспирант Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ

Москва



Список литературы

1. Мерсиянова И. В. (2009). Институты самоорганизации по месту жительства и качество жизни населения // Журнал исследований социальной политики. Т. 7. № 4. С. 535—550.

2. Полищук Л., Борисова Е., Пересецкий А. (2010). Управление коллективной собственностью в российских городах: экономический анализ товариществ собственников жилья // Вопросы экономики. № 11. C. 115—135. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-11-115-135

3. Шагалов И. (2014). Особенности влияния социального капитала объединений по месту жительства на городское развитие // Журнал Новой экономической ассоциации. № 22 (2). С. 133—151.

4. Шомина Е. С. (2010). Трансформация взаимодействия ТОС и местного самоуправления // Муниципальная Россия. № 4 (10). С. 77—87.

5. Шульга И. Е., Вагин В. В., Хачатрян Г. Н., Сухова А. С., Шилов Л. А., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. (2017). Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. М.: Алекс.

6. Almond G. A., Verba S. (1989). The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. London: Sage Publications.

7. Andreoni J. (2006). Leadership giving in charitable fund-raising. Journal of Public Economic Theory, Vol. 8, No. 1, рр. 1—22.

8. Baumol W. (1952). Welfare economics and the theory of the state. Cambridge, MA: Harvard University Press.

9. Borisova E. I., Polischuk L. I., Peresetsky A. (2014). Collective management of residential housing in Russia: The importance of being social. Journal of Comparative Economics, Vol. 42, No. 3, рр. 609—629.

10. DiPasquale D., Glaeser E.L. (1999). Incentives and social capital: Are homeowners better citizens? Journal of Urban Economics, Vol. 45, No. 2, pp. 354—384.

11. Gurgur T. (2016). Voice, exit and local capture in public provision of private goods. Economics of Governance, Vol. 17, No. 4, pp. 397—424.

12. Helsley R. W., Strange W. C. (2005). Mixed markets and crime. Journal of Public Economics, Vol. 89, No. 7, pp. 1251—1275.

13. Lazarev E., Sobolev A., Soboleva I., Sokolov B. (2014). Trial by fire: A natural disaster’s impact on support for the authorities in rural Russia. World Politics, Vol. 6 6, No. 4, рр. 641—668.

14. Levi M. (1996). Social and unsocial capital: A review essay of Robert Putnam’s “Making democracy work”. Politics and Society, Vol. 24, No. 1, рр. 45—55.

15. Mendoza J. (2015). The protection of private property: the government as a free-rider. Economics of Governance, Vol. 16, No. 2, pp. 179—205.

16. Menyashev R., Polishchuk L. (2015). Social capital and governance: Dark and bright sides. Mimeo.

17. Nannicini T., Stella A., Tabellini G., Troiano U. (2013). Social capital and political accountability. American Economic Journal: Economic Policy, Vol. 5, No. 2, рр. 222—250.

18. Ostrom E., Parks R. B., Whitaker G. P. (1978). Patterns of metropolitan policing. Cambridge, MA: Ballinger.

19. Ostrom E. (1990). Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge: Cambridge University Press.

20. Ostrom E. (1996). Crossing the great divide: Coproduction, synergy, and development. World Development, Vol. 24, No. 6, pp. 1073—1087.

21. Ostrom E. (2000). Collective action and the evolution of social norms. Journal of Economic Perspectives , Vol. 14, No. 3, рр. 137—158.

22. Putnam R. (1993). Making democracy work: Civic tradition in modern Italy. Princeton: Princeton University Press.

23. Shagalov I. (2015).The interaction of grassroots communities and local authorities in Russia(Working paper No. 97). Moscow: Higher School of Economics.

24. Vihavainen R. (2009). Homeowners’ associations in Russia after the 2005 housing reform. Helsinki: Kikimora Publications.


Рецензия

Для цитирования:


Шагалов И.Л., Рубин А.Ю. Территориальное общественное самоуправление: предпосылки, функции, оценка. Вопросы экономики. 2019;(5):103-121. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-5-103-121

For citation:


Shagalov I.L., Rubin A.Yu. Community self-governance: Prerequisites, functions, evaluation. Voprosy Ekonomiki. 2019;(5):103-121. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-5-103-121

Просмотров: 1580


ISSN 0042-8736 (Print)