Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Перспективы использования в России «модельного бюджета» при распределении выравнивающих дотаций

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-21-38

Полный текст:

Аннотация

В работе проанализировано влияние «модельного бюджета» на проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации: высокую долю расходных обязательств региональных и местных бюджетов, установленных на федеральном уровне, и высокую степень неравенства между регионами по уровням бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития. Сделан вывод, что планируемое более широкое применение «модельного бюджета» не решит проблему нефинансируемых мандатов и приведет сначала к существенному снижению стимулов для региональных властей к развитию доходной базы территорий, а затем и к снижению темпов экономического роста в стране. В качестве альтернативного подхода к совершенствованию межбюджетных отношений рассматриваются корректировки формулы распределения выравнивающих дотаций, порядка определения их объема и расчета индекса бюджетных расходов. В решении проблемы нефинансируемых мандатов не менее важная роль отводится процедуре подготовки финансово-экономического обоснования при разработке законопроектов.

Об авторах

А. Н. Дерюгин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
Россия

Дерюгин Александр Николаевич, с. н. с. лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС; с. н. с Центра межбюджетных отношений

Москва



И. А. Соколов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России
Россия

Соколов Илья Александрович, к. э. н., завлабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС; директор Института макроэкономических исследований 

Москва



Список литературы

1. Алкаева В. А. (2016). Анализ поступлений налога на прибыль организаций от консолидированных групп налогоплательщиков за 2012—2015 гг. // Вестник университета [Государственный университет управления]. № 5. С. 119—125.

2. Алпатова Э. С., Гимадиева Л. Р. (2015). Регулирование межбюджетных отношений в России в современных условиях: проблемы и противоречия // Региональная экономика: теория и практика. № 45. С. 17—26.

3. Галухин А. В. (2016). Отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой устойчивости доходной базы территориальных бюджетов // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». № 1 (27). С. 3—9.

4. Дерюгин А. Н. (2016). Выравнивание регионов: сохраняются ли стимулы к развитию? // Экономическая политика. Т. 11, № 6. С. 170—191.

5. Дерюгин А. Н., Соколов И. А. (2018). Бюджетный маневр и централизация страховых взносов за неработающее население: варианты реализации и влияние на сбалансированность региональных бюджетов // Экономическое развитие России. Т. 25, № 1. С. 58—70.

6. Ерошкина Л. А. (2018). Межбюджетные отношения: новые задачи и новые подходы (Интервью с директором Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкиной). Межбюджетные отношения: новые задачи и новые подходы // Финансы. № 7. С. 3—10.

7. Калашников С. А., Гревцова Т. В., Саломатина М. Н. (2018). Проблемы межбюджетных отношений в России в контексте исторического развития // Вопросы экономики и права. № 115. С. 13—16.

8. Лыкова Л. Н., Букина И. С. (2016). Формирование бюджетно-налоговой политики России в условиях внешних шоков // Вестник Института экономики РАН. № 6. С. 52—65.

9. Силуанов А. Г. (2011). Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России // Экономическая политика. № 3. С. 70—80.

10. Силуанов А. Г., Назаров В. С., Мамедов А. А., Зарубин А. В., Алаев А. А. (2012). Проблемы межбюджетных отношений в России. М.: Изд-во Института Гайдара .

11. Шатырко А.В. (2014). Модернизация финансового инструментария для сокращения регионального неравенства // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 1 (187). С. 41—46.

12. Швецов Ю. Г. (2017). Тупик российского бюджетного федерализма // Финансы и кредит. Т. 23. Вып. 19. С. 1094—1107.

13. Штогрин С. И. (2013). Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности предоставления и применения налоговых льгот и преференций в части администрирования налога на прибыль организаций» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 9. С. 116—135.

14. Blöchliger H. (2014). Fiscal equali sation — a cross-country perspective. Paper prepared for the conference on “Fiscal Equalisation”, Berlin, 26—27 June.

15. Dafflon B., Perritaz S. (2002). Federal-cantonal equalisation in Switzerland: An overview of the present system and reform in progress. BENEFRI Centre for Studies in Public Sector Economics, University of Fribourg.

16. Oates W. E. (1972). Fiscal federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

17. World Bank (2018). Rolling back Russia’s spatial disparities: Re-assembling the Soviet Jigsaw under a market economy. Washington, DC.


Для цитирования:


Дерюгин А.Н., Соколов И.А. Перспективы использования в России «модельного бюджета» при распределении выравнивающих дотаций. Вопросы экономики. 2019;(4):21-38. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-21-38

For citation:


Deryugin A.N., Sokolov I.A. Prospects for the use of the “model budget” in the distribution of equalization grants in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2019;(4):21-38. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-4-21-38

Просмотров: 195


ISSN 0042-8736 (Print)