

Создание институциональных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру: опыт российских регионов
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-134-157
Аннотация
На материалах Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа с применением статистических данных и метода case study выявлены связи между показателями привлечения частных инвестиций в общественную инфраструктуру и экономическим ростом. В обоих регионах прослеживается связь между развитием институциональной среды и реализацией проектов государственно-частного партнерства. Полученные результаты согласуются с теоретической предпосылкой о первичности создания институциональной среды по отношению к реализации проектов. Даны практические рекомендации по развитию институциональной среды для субъектов РФ, решающих сходные задачи инфраструктурного развития.
Об авторе
Г. А. БорщевскийРоссия
Борщевский Георгий Александрович, к. и. н., доцент РАНХиГС
Москва
Список литературы
1. Акьюлов Р. И., Алферьев К. А. (2017). К вопросу о взаимосвязи инвестиционной активности и долговых обязательств российских регионов // Вопросы управления. № 1 (44). С. 110—122.
2. Аркин В. И., Сластников А. Д. (2017). Оптимизация концессионной платы в стохастической модели государственно-частного партнерства // Журнал Новой экономической ассоциации. № 4. С. 31—48.
3. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. (2018). Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. № 6. С. 92—116. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-92-116
4. Безденежных В. И. (2015). Проблемы развития институциональной среды государственно-частного партнерства в городе Москве // Теория и практика общественного развития. № 19. С. 62—66.
5. Бойчук Н. П. (2016). Состояние государственно-частного партнерства в Ямало-Ненецком автономном округе на современном этапе // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. № 30. С. 69—78.
6. Казакова М. В., Любимов И. Л., Нестерова К. В. (2016). Гарантирует ли успех отдельной реформы ускорение экономического роста? Недостаточно развитые институты как причина провала реформ // Экономический журнал ВШЭ. Т. 20, № 4. С. 624—654.
7. Кондратов М. В., Гарипов Р. И. (2013). Теоретические подходы к пониманию «институциональной среды» // Фундаментальные исследования. № 11. С. 1908— 1911.
8. Коновалов А. М. (2017). Долгосрочное планирование развития общественной инфраструктуры — приоритет государственного и муниципального управления // Вестник РУДН. Сер. ГМУ. Т. 4, № 1. С. 50—66.
9. Мирошников С. Н. (2018). Государственное управление инвестиционной привлекательностью и инфраструктурным развитием территорий: проблемы и решения // Управленческое консультирование. №. 9. С. 29—35.
10. Национальный центр ГЧП (2018a). Обзор отраслевых практик реализации проектов ГЧП 2017—2018. http://pppcenter.ru/assets/files/240418-001.pdf
11. Национальный центр ГЧП (2018b). Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf
12. Росстат (2017). Регионы России: Социально-экономические показатели.
13. Росстат (2018). Регионы России: Социально-экономические показатели.
14. Савруков А. Н., Савруков Н. Т., Козловская Э. А. (2018). Оценка состояния и уровня развития проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ // Вопросы экономики. № 7. С. 131—141. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-7-131-141
15. Сухарев О. С., Ворончихина Е. Н. (2018). Факторы экономического роста: эмпирический анализ индустриализации и инвестиций в технологическое обновление // Вопросы экономики. № 6. С. 29—47. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-29-47
16. Фрейдина И. А. (2017). Международный опыт финансирования инфраструктурных проектов // Экономическая политика. Т. 12, № 4. С. 196—203.
17. Центр развития ГЧП (2013). Рейтинг регионов ГЧП-старт 2013.
18. Центр развития ГЧП (2014). Развитие государственно-частного партнерства в субъектах РФ. Рейтинг регионов ГЧП-2014. http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
19. Центр развития ГЧП (2015). Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, 2014—2015. http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREGBlock_26-03-2015_new_edition.pdf
20. Центр развития ГЧП (2016). Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015—2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf
21. Центр развития ГЧП (2017). Государственно-частное партнерство в России 2016—2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов. http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_31-03-2017-web.pdf
22. Шаститко А. Е. (2017). Проектируемые институты: теории и интересы // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3. С. 177—184.
23. Шилкина О. А. (2015). Государственно-частное партнерство как инструмент развития общественной инфраструктуры в регионе // Вестник Московского университета. Сер. 26: Государственный аудит. № 2. С. 3—10.
24. Acemoglu D., Robinson J. (2008). The role of institutions in growth and development. New York: International Bank for Reconstruction and Development.
25. ASEAN (2014). Publicprivate partnership guidelines. Jakarta.
26. A.T. Kearney (2017). Global cities 2017: Leaders in a world of disruptive innovation. Chicago, IL.
27. Boyer E. J., Van Slyke D. M., Rogers J. D. (2016). An empirical examination of public involvement in public-private partnerships: Qualifying the benefits of public involvement in PPPs. Journal of Public Administration Research and Theory, Vol. 26, No. 1, pp. 45—61.
28. Campra M., Oricchio G., Braja T. M., Esposito P. (2014). Sovereign risk and publicprivate partnership during the euro crisis. London: Palgrave Macmillan.
29. Ernst & Young (2015). Publicprivate partnerships and the global infrastructure challenge. How PPPs can help governments close the “gap” amid financial limitations. London.
30. fDi (2018). fDi European cities and regions of the future 2018/19.London: Financial Times, Foreign Direct Investment Intelligence.
31. Glumac B., Han Q., Schaefer W., van der Krabben E. (2015). Negotiation issues in forming public-private partnerships for brownfield redevelopment: Applying a game theoretical experiment. Land Use Policy, Vol. 47, pp. 66—77.
32. Hoppe E. I., Kusterer D. J., Schmitz P. W. (2013). Public-private partnerships versus traditional procurement: An experimental investigation. Journal of Economic Behavior & Organization, Vol. 89, pp. 145—166.
33. Huyghebaert N., Wang L. (2016). Institutional development and financing decisions: Evidence from a cross-regional study on Chinese listed firms. European Journal of Finance, Vol. 22, No. 4, pp. 288—318.
34. IBRD (2012). Publicprivate partnerships: Reference guide. New York: International Bank for Reconstruction and Development.
35. Keune M. (2001). Regions, regional institutions and regional development. SEED Working Paper, No. 16. Geneva: International Labor Office.
36. Nagesha G., Gayithri K. (2014). A research note on the PPP of India infrastructure development. Journal of Infrastructure Development, Vol. 6, No. 2, pp. 111—129.
37. OECD (2012). Public governance of publicprivate partnerships. Paris.
38. Rodríguez-Pose A. (2013). Do institutions matter for regional development? Regional Studies, Vol. 47, No. 7, pp. 1034—1047.
39. Schwab K. (ed.) (2018). The global competitiveness report 2017—2018. Geneva: World Economic Forum.
40. Verougstraete M., Sekiguchi J. (2017). PPP policy, legal and institutional frameworks in Asia and the Pacific. Bangkok: ESCAP.
41. World Bank (2017). Contribution of institutional investors to private investment in infrastructure, 2011—H1 2017. Washington, DC.
Рецензия
Для цитирования:
Борщевский Г.А. Создание институциональных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру: опыт российских регионов. Вопросы экономики. 2019;(2):134-157. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-134-157
For citation:
Borshchevskiy G.A. Institutional environment creating for attracting investment into infrastructure: The cases of Russian regions. Voprosy Ekonomiki. 2019;(2):134-157. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-2-134-157