Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социальная архитектоника рыночной цены: основы восприятия цен потребителями (случай Москвы)

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-5-127-150

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится декомпозиция восприятия рыночной цены российскими потребителями. На данных глубинных интервью с экономически активными жителями Москвы продемонстрировано, что цены интерпретируются в четырех основных смыслах: «не быть обманутым», «на цены смотрит не бедный, а умный», «по таким ценам покупают люди моего круга» и «не любой товар стоит покупать без оглядки на цену». Обосновывается гипотеза о том, что российские потребители все активнее овладевают «грамматикой» рыночной цены. Рачительность в отношении цен и трат обретает собственное место в ряду культурных ценностей в России, вытесняя бытовавшее ранее представление о расточительстве как критерии социального успеха.

Об авторах

Е. С. Бердышева
НИУ ВШЭ
Россия
к.  с.  н., старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ (Москва)


Р. И. Романова
НИУ ВШЭ
Россия
стажерисследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ (Москва)


Список литературы

1. Акерлоф Д. (1994). Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. Вып. 5. С. 91-105

2. Барсукова С. (1998). Кто такие «новые русские»? // Знание - сила. № 1. С. 10-15

3. Барсукова С. Ю. (2000). Неформальная экономика и сетевая организация пространства в России // Мир России. Т. 9. № 1. С. 52-69

4. Бурдье П. (2005). Поле экономики // Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя

5. Вебер М. (2006). О некоторых категориях «понимающей» социологии // Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН

6. Вельтус О. (2008). Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. Т. 9. №. 3. С. 33-59

7. Гарсия М.-Ф. (2014). Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Радаев В., Юдин Г. (ред.) Классика новой экономической социологии. М.: Изд. дом ВШЭ. С. 316-344

8. Гидденс Э. (2005). Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект

9. Гирц К. (2009). Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. Т. 10. № 2. С. 54-62

10. Долгин А. Б. (2006). Экономика символического обмена. M.: Инфра-М

11. Каспэ И. (2008). Съесть прошлое: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура - общество - человек: Материалы Международного симпозиума (25-26 янв. 2008 г.). Т. 15. М.: Логос. С. 205-218

12. Козловски П. (1999). Принцип этической экономии. СПб.: Экономическая школа

13. Красных В. В. (2002). Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис

14. Левада Ю. А. (2002). «Человек ностальгический»: реалии и проблемы // Мониторинг общественного мнения. Т. 62. № 6. С. 7-13

15. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. (2009). Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас

16. Поланьи К. (2002). Великая трансформация. М.: Алетейя

17. Радаев В. В. (2007). Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ

18. Рождественская Е. (2014). Надежность качественных методов и качество данных // INTER. № 8. С. 16-29

19. Слейтер Д. (2008). Забирая рынок у экономистов // Экономическая социология. Т. 9. № 2. C. 29-46

20. Флигстин Н. (2003). Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. Т. 4. № 1. С. 45-64

21. Хабермас Ю. (2009). Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. Т. 8. № 3. С. 37-60

22. Ходжсон Д. (2003). Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело

23. Шумпетер Й. (2001). История экономического анализа: в 3-х т. СПб.: Экономическая школа

24. Arnould E., Thompson C. (2005). Consumer culture theory (CCT): Twenty years of research. Journal of Consumer Research, Vol. 31, No. 4, pp. 868-882

25. Aspers P., Beckert J. (eds.) (2011). The worth of goods: Valuation and pricing in the economy. New York: Oxford University Press.

26. Beckert J. (2011a). Where do prices come from? Sociological approaches to price formation. Socio-Economic Review, Vol. 9, No. 4, pp. 757-786.

27. Beckert J. (2011b). The transcending power of goods: imaginative value in the economy. In: P. Aspers, J. Beckert (eds.). The worth of goods: Valuation and pricing in the economy. New York: Oxford University Press, pp. 106-130.

28. Callon M. (2007). An essay on the growing contribution of economic markets to the proliferation of the social. Theory, Culture & Society, Vol. 24, No. 7-8, pp. 139-163.

29. Callon M., Muniesa F. (2005). Economic markets as calculative devices. Organization Studies, Vol. 26, No. 8, рp. 1229-1250.

30. Clarke A. E. (2005). Situational analysis: Grounded theory after the postmodern turn. Thousand Oaks, CA: Sage.

31. Cochoy F. (2015). Consumers at work, or curiosity at play? Revisiting the prosumption/ value cocreation debate with smartphones and two-dimensional bar codes. Marketing Theory, Vol. 15, No. 2, pp. 133-153.

32. Cochoy F. (2008). Calculation, qualculation, calqulation: Shopping cart arithmetic, Equipped cognition and the clustered consumer. Marketing Theory, Vol. 8, No. 1, pp. 15-44.

33. Dubuisson-Quellier S. (2013). From qualities to value: Demand shaping and market control in mass consumption markets. In: J. Beckert, C. Musselin (eds.). Constructing quality. The classification of goods in markets. New York: Oxford University Press, pp. 247-268.

34. Fassin D. (2009). Moral economies revisited. Annales. Histoire, Sciences Sociales. No. 6, pp. 1237-1266.

35. Forsberg P. (2009). Testing prices in markets. How to charter a tanker. Ethnography, Vol. 10, No. 3, pp. 265-290.

36. Fourcade M. (2011). Price and prejudice: on economics and the enchantment (or disenchantment) of nature. In: P. Aspers, J. Beckert (eds.). The worth of goods: Valuation and pricing in the economy. New York: Oxford University Press, pp. 41-62.

37. Guest G., Arwen B., Johnson L. (2006). How many interviews are enough?: An experiment with data saturation and variability. Field Methods, Vol. 18, No. 1, pp. 59-82.

38. Hammersley M. (1992). Some reflections on ethography and validity. Qualitative Studies in Education, Vol. 3, No. 5, pp. 195-203.

39. Kahneman D., Knetsch J., Thaler R. (1986). Fairness as a constraint on profit seeking: Entitlements in the market. American Economic Review, Vol. 76, No. 4, pp. 728-741.

40. Karpik L. (2010). Valuing the unique: The economics of singularity. Princeton: Princeton University Press.

41. Lichtenstein D. R., Ridgway N. M., Netemeyer R. G. (1993). Price perceptions and consumer shopping behavior: A field study. Journal of Marketing Research, Vol. 30, No. 2, pp. 234-245.

42. Monroe K. B. (1973). Buyers’ subjective perceptions of price. Journal of Marketing Research, Vol. 10, No. 1, pp. 70-80.

43. Thompson Е. (1971). The moral economy of English crowd in XVIII century. Past and Present, Vol. 50, No. 1, pp. 76-136.

44. Thomson S. B. (2011). Sample size and grounded theory. JOAAG, Vol. 5, No. 1, pp. 45-52.

45. Shackle G. L. S. (1972). Epistemics and economics. Cambridge: Cambridge University Press.

46. Stiglitz J. (1987). The causes and consequences of the dependence of quality on price. Journal of Economic Literature, Vol. 25, No. 1, pp. 1-48.

47. Weber M. (1978). Economy and society. Berkeley: University of California Press.

48. Wherry F. F. (2008). The social characterizations of price: The fool, the faithful, the frivolous, and the frugal. Sociological Theory, Vol. 26, No. 4, pp. 363-379. White H. (1981). Where do markets come from. American Journal of Sociology, Vol. 87, No. 3, pp. 517-547. [Рус. пер.:

49. Уайт Х. (2010). Откуда берутся рынки? // Экономическая социология. Т. 11. № 5. С. 54-83.

50. Uzzi B., Lancaster R. (2004). Embeddedness and price formation in the corporate law market. American Sociological Review, Vol. 69, No. 3, pp. 319-344.

51. Zerubavel E. (1999). Social mindscapes: an invitation to cognitive sociology. Cambridge, MA: Harvard University Press.

52. Zelizer V. (1994 [1985]). Pricing the priceless child: The changing social value of children. Princeton: Princeton University Press.

53. Xia L., Monroe K. B., Cox J. L. (2004). The price is unfair! A conceptual framework of price fairness perceptions. Journal of Marketing, Vol. 68, No. 4, pp. 1-15.


Для цитирования:


Бердышева Е.С., Романова Р.И. Социальная архитектоника рыночной цены: основы восприятия цен потребителями (случай Москвы). Вопросы экономики. 2016;(5):127-150. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-5-127-150

For citation:


Berdysheva E., Romanova R. Social architectonics of the market price: Basic principles behind the perception of prices by Russian consumers (The case of Moscow). Voprosy Ekonomiki. 2016;(5):127-150. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-5-127-150

Просмотров: 111


ISSN 0042-8736 (Print)