Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Рынок авиационных пассажирских перевозок России: квазиконкуренция или…?

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-11-120-138

Полный текст:

Аннотация

На основе результатов сплошного обследования авиакомпаний РФ, проведенного зимой 2006-2007 гг., в статье анализируются основные барьеры входа в данную отрасль. Авторы констатируют наличие значительных структурно-технологических и поведенческих отраслевых барьеров входа в России, что ставит под вопрос анализ данной отрасли с позиции теории состязательных (квазиконкурентных) рынков. На основе эмпирической оценки высоты входных барьеров можно заключить, что наиболее значимыми с точки зрения ограничения конкуренции в отрасли эксперты считают административные барьеры. В ряде регионов имеет место единая структура собственности либо аффилированность «аэропорт-авиакомпания», что обусловливает высокую концентрацию и наличие искусственных монополий. В статье показано, что между вертикально интегрированными структурами подобного рода и общественным благосостоянием существует противоречивая взаимосвязь. Авторы также исследуют способы преодоления входных барьеров. Используя методы эконометрического анализа, они обнаруживют, что эффективным способом преодоления входных барьеров в отрасль авиационных пассажирских перевозок России является франчайзинг.

Об авторах

С. Лукьянов
Уральский государственный университет
Россия
кандидат экономических наук, экономический факультет


Е. Тиссен
Уральский государственный университет
Россия
кандидат экономических наук, экономический факультет 


Н. Кисляк
Уральский государственный университет
Россия
магистр математики, экономический факультет 


Список литературы

1. Баумоль У. Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли // Вехи экономической мысли. Т. 5: Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003.

2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Ленинздат, 1996.

3. Baumol W. J. Contestable markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure // American Economic Review. 1982. Vol. 72, No 1. P. 1-15.

4. Baumol W. J. On the Proper Cost Tests for Natural Monopoly in a Multiproduct Industry // American Economic Review. 1977. Vol. 67, No 5. P. 809-822.

5. Baumol W.J., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1982.

6. Caves R. Air Transport and Its Regulators. Cambridge: Harvard University Press, 1962.

7. Coase R. The Nature of the Firm // Economica. 1937. Vol. 4, No 16. P. 386-405.

8. Jamison M. A. A Further Look at Proper Tests for Natural monopoly // PURC Working Paper / University of Florida. 1997.


Для цитирования:


Лукьянов С., Тиссен Е., Кисляк Н. Рынок авиационных пассажирских перевозок России: квазиконкуренция или…? Вопросы экономики. 2007;(11):120-138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-11-120-138

For citation:


Lukyanov S., Tissen E., Kislyak N. The Market for Air Passenger Operations: Contestable Market or…? Voprosy Ekonomiki. 2007;(11):120-138. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-11-120-138

Просмотров: 64


ISSN 0042-8736 (Print)