Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102

Полный текст:

Аннотация

Успех рыночной модернизации России зависит во многом от того, насколько российская экономическая ментальность схожа с европейской. Чтобы  оценить степень сходства ментальности россиян с ментальностью граждан стран Запада и Востока, предлагается использовать методики количественной оценки и  анализа национальной экономической ментальности - этнометрии. В статье характеризуются четыре наиболее популярные этнометрические методики - Г. Хофстеда, проекта GLOBE, проекта WVS и Ф. Тромпенаарса. Наиболее важными  показателями национальной экономической ментальности предлагается считать параметры индивидуализма и иерархии (дистанции власти). Накопленные к настоящему времени базы данных пока не позволяют дать однозначный ответ на вопрос, насколько сильно Россия отличается от Запада: согласно методике WVS, Россия принадлежит к Востоку; согласно методике Г. Хофстеда, Россия промежуточна между Востоком и Западом; методики GLOBE и Ф. Тромпенаарса дают противоречивые результаты.

Об авторах

Н. Латова
Институт социологии РАН
Россия
научный сотрудник Центра региональной социологии  


Ю. Латов
Академия управления МВД России
Россия
старший научный сотрудник 


Список литературы

1. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.

2. Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат».

3. Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» // Экономические стратегии.1999. № 2. С. 19-32.

4. Грачев М., Филонович С. Пятипроцентный элемент // Эксперт. 2000. № 25. С. 24-26.

5. Инглхарт Р. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 106-128.

6. Контекст:

7. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.

8. Латов Ю. В., Латова Н. В. Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г. Хофстеда // Мир России. 2007. № 4.

9. Латов Ю. В., Латова Н. В., Николаева С. И. Повседневная теневая экономика и национальная экономическая ментальность в постсоветской России: Взаимосвязь индексов Г. Хофстеда и индикаторов теневой экономической деятельности. М.: ДиректМедиа, 2005.

10. Латова Н. В., Латов Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008.

12. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3.

13. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.

14. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск: Попурри, 2004.

15. Ушаков К. М., Фишбейн Д. Е. Базовые представления педагогического сообщества:данные одного исследования // Директор школы. 2005. № 2. http://somc.ru / node / 75.

16. Ушаков К. Кто мы такие? Анализ базовых представлений педагогического сообщества // Тенденции развития образования:проблемы управления образованием региона. М.:Логос, 2005. http://upr.1september.ru / articlef.php?ID=200600808.

17. Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М.: ИС РАН, 2002.

18. Ясин Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.

19. Bollinger D. The Four Cornerstones and Three Pillars in the „House of Russia Management System // Journal of Management Development. 1994. Vol. 13, No 2. Р. 49-54.

20. Dorfman P. W., Howell J. P. Dimensions of national culture and effective leadership patterns: Hofstede revisited // Advances in international comparative management. 1988. Vol. 3. P. 127-150.

21. Hampden-Turner C., Trompenaars F. The Seven Cultures of Capitalism. L.: Piatkus, 1994.

22. Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). N. Y.: Harper Collins, 1994.

23. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values. L.: Beverly Hills, 1980.

24. Hofstede G., Kolman L., Nicolescu O., Pajumaa I. Characteristics of the Ideal Job among Students in Eight Countries // Key Issues in Cross-Cultural Psychology / H. Grad, A. Blanco, J. Georgas (eds.). Lisse, Netherlands: Swets and Zeitlinger, 1996, P. 199-216.

25. House R., Hanges P. Cultural influences on Leadership and Organizations. Project GLOBE // Advances in Global Leadership. 1999. Vol. 1. P. 171-233.

26. Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, No 2. Р. 9-51.

27. Koopman P., Hartog D., Konrad E. National Culture and Leadership Profiles in Europe: Some Results From the GLOBE Study // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1999. Vol. 8, No 4. P. 503-520.

28. Roberts K., Boyacigiller N. Cross-national organizational research: The grasp of the blind men // Research in Organizational Behavior. 1984. Vol. 6. P. 423-475.

29. Schwartz S. H. Cultural Value Orientation. Nature and Implications of National Differences. Moscow: Publishing house of SU HSE, 2008.

30. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50, No 4. P. 19-45.


Для цитирования:


Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей. Вопросы экономики. 2008;(5):80-102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102

For citation:


Latova N., Latov Y. Ethnometric Approaches to the Analysis of Economic and Cultural Values. Voprosy Ekonomiki. 2008;(5):80-102. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102

Просмотров: 34


ISSN 0042-8736 (Print)