ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В последние годы в связи с развитием технологии искусственного интеллекта (ИИ) важное место в исследованиях по экономическому росту заняло обсуждение проблемы сингулярности. Многие ожидают, что уже в ближайшие десятилетия ИИ сможет достичь уровня человеческого интеллекта и взять на себя выполнение всех или большей части задач, выполняемых сегодня людьми. Это обеспечит переход экономики в режим сингулярности с непрерывно ускоряющимися темпами роста (в пределе — стремящимися к бесконечности). По оценкам, благодаря внедрению ИИ темпы экономического роста возрастут на порядок — с нынешних 2—3% до беспрецедентных 20—30%. Подробно рассматриваются аргументы как за, так и против такого сверхоптимистического сценария. Аргументация в его пользу исходит из ключевой посылки моделей эндогенного роста о том, что конечным источником экономического роста выступают идеи (научные и технологические знания). Главный теоретический контраргумент связан с так называемой «болезнью издержек Баумоля», когда со временем вклад в ВВП секторов с самыми высокими темпами роста производительности последовательно уменьшается. Основной эмпирический контраргумент сводится к тому, что если бы сингулярность была рядом, то первые признаки ее приближения были бы видны уже сегодня по необычному поведению ключевых макроэкономических показателей. Отсюда сделан вывод, что даже если взрывной рост и станет когда-либо реальностью, то, по-видимому, очень нескоро.
Экономическая наука на протяжении XX в. двигалась в русле когнитивной науки, однако в XXI в. серьезно отстала. Когнитивисты активно развивают теорию расширенного познания, которая с середины 1990-х годов успела пройти три этапа (волны). Все они базируются на идеях институциональных экономистов, причем третья волна связана с построением теории социально расширенного познания, в основе которого лежат когнитивные институты. Предлагается содержательный анализ трех волн развития теории расширенного познания в контексте взаимодействия с идеями институциональной экономики. На его основе оцениваются первые «ростки» теории расширенного познания в разных направлениях экономических исследований. В будущем следует ожидать обновления поведенческих оснований экономической науки за счет интеграции идей социально расширенного познания, но этот процесс будет неравномерным.
Показано, что продолжение дискуссии об индивидуализме и холизме может иметь более общее научное обоснование на основе мультидисциплинарного подхода и достижений современной философии и социологии. В результате введения в экономическую теорию принципа методологического релятивизма и выделения четырех относительно самостоятельных релятивистских доктрин представлены особенности релятивистской методологии, опирающейся на два фундаментальных положения — о невозможности существования объективно нейтральных критериев выбора между конфликтующими альтернативами, а сами эти альтернативы возникают в условиях разных культурных контекстов. Важным следствием такого подхода стали новые результаты исследований в области теории опекаемых благ — части экономики, где в финансировании производства товаров и услуг, имеющих социальную полезность, участвует государство. Доказана необходимость в дефиниции общественных благ возврата к строгой дихотомии (по Самуэльсону) и введена новая категория «нормативно-общественные блага», свойства неисключаемости и неконкурентности которых приобретаются в процессе целенаправленных действий государства, в предельном случае политики мериторизации частных товаров и услуг. К новым результатам относятся также построение для опекаемых благ модели равновесия, важным следствием которой является обоснование альтернативной экзегетики «треугольника Харбергера», ставшей теоретическим доказательством, реабилитацией категории бюджетной субсидии.
МИКРОЭКОНОМИКА
Мы ищем ответ на вопрос: какие параметры малого бизнеса и характеристики его владельца связаны с более высокими шансами на продолжение деятельности? В анализе используются данные десяти волн лонгитюдного опроса на панели малого бизнеса ФОМ, проводившихся с июля 2021 по конец 2023 г. С применением метода анализа выживаемости показано, что самым сильным предиктором закрытия предприятия является обращение к заемным средствам. Более высокую устойчивость в данный период показали фирмы, имеющие наемных работников. Бизнес без сотрудников по найму закрывался реже, если им управлял мужчина, если услуги оказывались в сфере торговли и продвигались через интернет.
Общемировая тенденция ускоренного роста кредитования домохозяйств банками имеет макроэкономические последствия, влияя на экономический цикл, потребление, структуру экономики и цен. Обсуждается воздействие такого кредитования на потребление в России. На годовых и квартальных данных с помощью эконометрических методов показано, что банковское кредитование в России выступает фактором дополнительной волатильности потребления, а не его сглаживания. При росте доходов домохозяйства активнее берут кредиты. Увеличение потребления в год их взятия сменяется статистически заметным снижением в последующие два года, что нивелирует примерно половину первоначального эффекта. Дополнительное потребление за счет кредитов в краткосрочном периоде изменяет структуру цен, увеличивая долю услуг, непродовольственных товаров и алкоголя, а также, вероятно, влияет на структуру выпуска в пользу неторгуемых товаров и услуг. Это соответствует выводам исследователей по данным для других стран.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Региональная инновационная подсистема рассматривается как неотъемлемая часть более широкой региональной социально-экономической системы, оказывает и испытывает влияние производственной, социальной, экологической и других подсистем. Предлагается процессный подход к оценке технологического разрыва, рассматривающий инновационную деятельность как совокупность взаимосвязанных этапов, начиная с формирования ресурсной базы и заканчивая получением конкретных результатов в виде новых продуктов, процессов и услуг. Технологический разрыв оценивается в региональных инновационных подсистемах на основе анализа совокупности ресурсных факторов и результатов технологического развития. Для определения технологического разрыва между субъектами РФ использованы методы оценки конвергенции, позволяющие выявить степень сближения или отставания технологических уровней развития регионов. Показано, что технологическая β-конвергенция наблюдалась на протяжении не всего исследуемого периода. В 2000—2008 и 2009—2013 гг. были признаки технологической дивергенции. Однако в 2014—2018 и 2019— 2022 гг. были выявлены признаки β-конвергенции. Смена направления конвергенции с отрицательной на положительную после 2014 г. совпадает с существенными изменениями в государственной инновационной политике, включая курс на импортозамещение, запуск Национальной технологической инициативы и реализацию национальных проектов. Результаты оценки β-конвергенции с учетом ресурсных показателей демонстрируют значимое влияние этих факторов на характер и скорость технологической конвергенции. Полученные результаты имеют важное практическое значение для формирования государственной политики, направленной на смягчение технологического разрыва между регионами России. Необходимо разработать дифференцированные стратегии инновационного развития для разных групп регионов: для регионов с устойчивой дивергенцией требуются первоочередные меры поддержки для преодоления институциональных барьеров; регионы с неустойчивой конвергенцией нуждаются в стабилизации условий для инновационной деятельности; регионы-лидеры должны быть ориентированы на поддержку механизмов диффузии технологий в другие регионы.