Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Бюджетныйразрыв: оценка для России

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-7-5-25

Полный текст:

Аннотация

Бюджетный разрыв (fiscal gap) - это индикатор долгосрочной сбалансированности государственных финансов. Он рассчитывается с учетом межвременного бюджетного ограничения государства (intertemporal budget constraint), которое связывает доходы и расходы государственного бюджета на длительных временных интервалах. Оценка величины бюджетного разрыва для расширенного правительства РФ выполнена в рамках трех сценариев, которые отличаются предположениями о демографических тенденциях, темпах роста производительности труда, объеме запасов углеводородного сырья, ценах на нефть и природный газ и т. д. Расчеты показывают, что действующая фискальная политика не может обеспечить устойчивость государственных финансов в долгосрочной перспективе. Основными факторами бюджетных дисбалансов выступают рост расходов на пенсионное и медицинское обслуживание, обусловленный демографическими тенденциями, а также сокращение поступлений от налогообложения нефтегазового сектора, поскольку темпы роста добычи ниже динамики ВВП.

Об авторах

Е. Л. Горюнов
Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Москва)
Россия
научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Москва)


Л. Котликофф
Бостонский университет (Бостон, США); Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара
Соединённые Штаты Америки
профессор Бостонского университета (Бостон, США), заведующий международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара


С. Г. Синельников-Мурылев
Всероссийская академия внешней торговли (Москва)
Россия
д.  э.  н., проф., ректор Всероссийской академии внешней торговли (Москва)


Список литературы

1. Горюнов Е., Котликофф Л., Синельников-Мурылев С. (2015). Теоретические основы бюджетного разрыва как показателя долгосрочной фискальной устойчивости и его оценка для России (Научные труды № 168Р). М.: Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара.

2. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. (2011). Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. №. 1. С. 4-25.

3. Дробышевский С., Малинина Т., Синельников-Мурылев С. (2012). Основные направления реформирования налоговой системы на среднесрочную перспективу // Экономическая политика. №. 3. С. 20-38.

4. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. (2013). Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. №. 8. С. 35-59.

5. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. (2014). Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. №. 3. С. 4-20.

6. Мау В. (2014). В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году // Вопросы экономики. №. 2. С. 4-32.

7. Мау В. (2015). Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи // Вопросы экономики. №. 2. С. 5-31.

8. Мау В., Улюкаев А. (2014). Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. № 11. С. 4-24.

9. Улюкаев А., Мау В. (2015). От экономического кризиса к экономическому росту, или Как не дать кризису превратиться в стагнацию // Вопросы экономики. №. 4. С. 5-19.

10. Auerbach A. (1994). The US fiscal problem: Where we are, how we got here, and where we’re going. NBER Macroeconomics Annual, Vol. 9, pp. 141-186.

11. Auerbach A., Gale W., Orszag P. (2003). Reassessing the fiscal gap: Why tax-deferred saving will not solve the problem. Tax Notes, Vol. 100, No. 4, pp. 567-584.

12. Auerbach A., Gale W., Orszag P. (2004). The U.S. fiscal gap and retirement saving. OECD Economic Studies, No. 39, pp. 9-23.

13. Auerbach A., Gokhale J., Kotlikoff L. (1991). Generational accounts: A meaningful al- ternative to deficit accounting. In: D. Bradford (ed.). Tax Policy and the Economy. Vol. 5, pp. 55-110. Cambridge, MA: MIT Press.

14. BIS (2013). 83rd Annual Report. Basel: Bank for International Settlements.

15. Blanchard O. (1990). Suggestions for a new set of fiscal indicators. OECD Working Paper, No. 79.

16. Blanchard O., Chouraqui J.-C., Hangemann R., Sartor N. (1990). The sustainability of fiscal policy: New answers to an old question. OECD Economic Studies, No. 15, pp. 7-36.

17. Clements, B., Coady D., Gupta S. (2012). The economics of public health care spending in advanced and emerging economies. Washington: International Monetary Fund.

18. De la Maisonneuve C., Martins O. (2013). A projection method for public health and long- term care expenditures. OECD Economics Department Working Papers, No. 1048.

19. Evans R., Kotlikoff L., Phillips K. (2012). Game over: Simulating unsustainable fiscal policy. NBER Working Paper, No. 17917.

20. Gokhale J., Raffelhuschen B. (1999). Population aging and fiscal policy in Europe and the United States. Economic Review, Vol. 35, No. 4 pp. 10-20.

21. Gokhale J., Smetters K. (2003). Fiscal and generational imbalances: New budget measures for new budget priorities. Washington, DC: American Enterprise Institute.

22. Goryunov E., Kazakova M., Kotlikoff L., Mamedov A., Nazarov V., Nesterova K., Trunin P., Shpenev A. (2013). Russia’s fiscal gap. NBER Working Paper, No. 19608.

23. Hagist C., Kotlikoff L. (2009). Who’s going broke? Comparing growth in public healthcare expenditure in ten OECD countries. Hacienda Publica Espanola, Vol. 188, No. 1, pp. 55-72.

24. Horne J. (1991). Indicators of fiscal sustainability. IMF Working Papers, No. WP/91/5.

25. IEA (2014). World energy outlook. Paris: International Energy Agency. IMF (2010). Macro-fiscal implications of health care reform in advanced and emerging economies. Washington, DC: International Monetary Fund.

26. IMF (2011a). Modernizing the framework for fiscal policy and public debt sustainability analysis. Washington, DC: International Monetary Fund.

27. IMF (2011b). The challenge of public pension reform in advanced and emerging economies. Washington, DC: International Monetary Fund.

28. IMF (2014). Fiscal monitor - public expenditure reform: Making difficult choices. Washington, DC: International Monetary Fund.

29. Kotlikoff L. (2013). Assessing fiscal sustainability. Washington, DC: Mercatus Center at George Mason University.

30. Kotlikoff L., Green J. (2009). On the general relativity of fiscal language. In: A. J. Auerbach, D. Shaviro (eds.). Key issues in public finance: A conference in memory of David Bradford. Cambridge, MA: Harvard University Press, pp. 241-256.

31. Kotlikoff L., Burns S. (2012). The clash of Generations. Cambridge, MA: MIT Press.

32. Johansson Å., Turner D., Guillemette Y., Murtin F., de la Maisonneuve C., Bagnoli P., Bousquet G., Spinelli F. (2012). Long-term growth scenarios. OECD Economics Department Working Papers, No. 1000.

33. OECD (2013). Pensions at a glance 2013: OECD and G20 Indicators. Paris: OECD Publishing.

34. OPEC (2014). World oil outlook. Vienna: OPEC Secretariat.

35. Reinhart C., Rogoff K. (2009). This time is different: Eight centuries of financial folly. Princeton, NJ: Princeton University Press.


Для цитирования:


Горюнов Е.Л., Котликофф Л., Синельников-Мурылев С.Г. Бюджетныйразрыв: оценка для России. Вопросы экономики. 2015;(7):5-25. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-7-5-25

For citation:


Goryunov E., Kotlikoff L., Sinelnikov-Murylev S. Fiscal Gap: an Estimate for Russia. Voprosy Ekonomiki. 2015;(7):5-25. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-7-5-25

Просмотров: 42


ISSN 0042-8736 (Print)